Начало XXI века обозначило в российском образовании принципиально новое научно-методическое направление – активное внедрение новых информационных технологий, призванных существенно изменить содержание образования, вывести его на новый качественный уровень. Это требование обозначено в Федеральных государственных требованиях дополнительного предпрофессионального образования в области искусств.
На фоне резкого падения общей духовной культуры, значительного снижения интереса к художественному образованию, современных школьников уже невозможно увлечь изучением музыки, не используя в образовательном процессе инновационных технологий и электронных устройств, которые имеют массу преимуществ перед традиционной системой образования, открывают широкую перспективу для получения знанийв интересной и увлекательной форме.
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДШИ»
Иноземцева Галина Михайловна,
Преподаватель
МБУ ДО «ДШИ №1» городского округа Чапаевск,
Самарская область
Начало XXI века обозначило в российском образовании принципиально новое научно-методическое направление – активное внедрение новых информационных технологий, призванных существенно изменить содержание образования, вывести его на новый качественный уровень. Это требование обозначено в Федеральных государственных требованиях дополнительного предпрофессионального образования в области искусств.
На фоне резкого падения общей духовной культуры, значительного снижения интереса к художественному образованию, современных школьников уже невозможно увлечь изучением музыки, не используя в образовательном процессе инновационных технологий и электронных устройств, которые имеют массу преимуществ перед традиционной системой образования, открывают широкую перспективу для получения знанийв интересной и увлекательной форме.
При интерактивном обучении происходит колоссальное расширение его возможностей, удовлетворяются информационные потребности детей, выполняется важнейшая социологическая функция по обеспечению подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности в условиях информационного общества, у обучающихся значительно возрастает мотивация к познавательной деятельности, активизируется восприятие и мышление, развивается память.
Отвечая на вопросы, выполняя игровые действия или участвуя в викторинах, дети одновременно слушают «живую» музыку, считывают графическую информацию, воспринимают динамичный видеоряд в виде анимации или мультипликации, в результате чего происходит синтез и синхронизация различных знаний, значительно повышается запоминание и практическое закрепление преподносимого учебного материала.
Для предмета «Слушание музыки» эффективно зарекомендовали себя мультимедийные продукты. Наибольший интерес малыши проявляют к таким обучающим программам, как «Алиса и Времена года» с музыкой А. Вивальди, «Щелкунчик» с музыкой П. Чайковского (MusicGamesinternationalins), «Волшебная флейта» с музыкой В. Моцарта (ООО «МедиаХауз») и т.п. Оформленные ярко и увлекательно, снабженные фрагментами биографий композиторов, историей создания музыкальных произведений, рассказами о происхождении музыкальных инструментов, включающие музыкальные викторины, эти мультимедийные программы-игры вызывают большую любовь и интерес школьников.
Каждая игра состоит из нескольких отдельных разделов, предусматривающих выполнение единого ключевого задания по спасению главного героя – Алисы, Щелкунчика или маленького Моцарта, что настраивает детей на конечный результат, усиливает внимание и поддерживает желание выполнить задания в полном объеме.
Практикующий преподаватель музыкально-теоретических дисциплин хорошо знает о существенных проблемах, связанных с освоением музыкальной грамоты на самом начальном этапе обучения. Во многом, это значительно снижает интерес к обучению.
На помощь преподавателю могут прийти такие обучающие программы, как «Музыкальный класс» (NewMediaGeneration), «Трое из Простоквашино: Матроскин учит музыку» (ElectronicParadise), многочисленные авторские обучающие программы И. Бурского («Изучаем названия нот», «Интерактивная музыкальная обучалка») и т.д.В игровой и доступной форме с компьютерной поддержкой младшие школьники быстро осваивают и закрепляют необходимые теоретические музыкальные знания: в увлекательной форме знакомятся с длительностями нот, формируют основы ладового чувства, запоминают музыкально-выразительные средства, заучивают музыкальные термины. Большим преимуществом программподобного типа является их поурочное строение, что даёт возможность продолжать (повторять) освоение материала с любого раздела или определенной темы.
При использовании интерактивного обучения у преподавателя появляется возможность создания новых видов учебных материалов и пособий в виде тестов, упражнений, готовых заданий с ошибками и т.д. В результате их применения значительно экономится время на рутинную работу по проверке домашних заданий и закреплению пройденного материала.
Большим помощником преподавателю музыкально-теоретических дисциплин может стать использование в работе синтезатора, обладающего функцией подключения автоаккомпанемента, демонстрационными возможностями, разнообразными музыкальными тембрами.
Для изучения «биографических» тем о жизни и творчестве великих композиторов, очень удобны готовые презентации, мудьтимедиа программы типа «В кругу великих имен: Композиторы» (NewMediaGeneration), просмотр анимационных образовательных продуктов, например, обучающего проекта «Сказки старого пианино» («М.И.Р.»). Весьма эффективным средством обучения является просмотр на уроках записей фрагментов концертов, музыкальных спектаклей, постановок с доступных интернет-ресурсов. Не случайно наши предки сложили пословицу: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Просмотр видеофрагментов не займет много времени на уроке (5-10 минут), но значительно повысит запоминаемость музыкального и фактического материала, создаст необходимую творческую атмосферу в классе.
Использование интерактивных программ помогает организовать для каждого обучающегося разного возраста необходимую развивающую образовательную среду, способствующую организации самостоятельной работы по усвоению учебной информации в индивидуальном темпе и в удобное время. Внедрение новых инновационных компьютерных технологий в процесс изучения музыкально-теоретических дисциплин, безусловно, помогает значительно активизировать познавательную, творческую и проверочную работу учащихся. Преподаватель имеет возможность мгновенного опроса всей группы или ее части, свободного выбора комбинаций ученических мест для совместной работы вдвоем, втроем, и более, с возможностью подключения педагога к любой микрогруппе с целью контроля.
Как свидетельствует практика школ искусств, в том числе и в нашей ДШИ, занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам проходят в обычных необорудованных классах, в большей части снабженных трудно настраиваемым старым фортепиано и звуковоспроизводящей аппаратурой, в лучшем случае – стационарным телевизором. К сожалению, на сегодняшний день – это современный тип российского кабинета музыкально-теоретических дисциплин в школе искусств. А между тем, имидж современного учебного заведения во многом определяется уровнем внедрения в образовательный процесс информационных средств обучения – компьютеров, мультимедийных досок, видеопроекторов, а также подключения учебных классов к сети Интернет.
Использование информационных технологий на уроке музыкально-теоретического цикла является прогрессивным и целесообразным направлением в системе современного дополнительного образования, позволяющим существенно обновить учебный процесс, поднять его на качественно новый уровень, благоприятствовать эмоциональному воспитанию детей, положительно мотивировать школьников к учебной деятельности, значительно ускорить ритм учебной работы, более качественно формировать, развивать, закреплять и контролировать полученные навыки. Информационные технологии повышают уровень познавательной инициативы школьников, позволяют интегрировать учебную, исследовательскую и другие виды работы, что особенно важно в условиях сложившейся тенденции к систематическому игнорированию выполнения домашних заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Динамичная интенсификация учебного процесса детских школ искусств путем внедрения новых образовательных технологий во многом может определитьстремительность накопления интеллектуального богатства подрастающего поколения.