Использование новых технологий в образовательном процессе ДШИ". Автор: Иноземцева Галина Михайловна

                                                          

           Начало XXI века обозначило в российском образовании принципиально новое научно-методическое направление – активное внедрение новых информационных технологий, призванных существенно изменить содержание образования, вывести его на новый качественный уровень. Это требование обозначено в Федеральных государственных требованиях дополнительного предпрофессионального образования в области искусств.

           На фоне резкого падения общей духовной культуры, значительного снижения интереса к художественному образованию, современных школьников уже невозможно увлечь изучением музыки, не используя в образовательном процессе инновационных технологий и электронных устройств, которые имеют массу преимуществ перед традиционной системой образования, открывают широкую перспективу для получения знанийв интересной и увлекательной форме.


Автор: Иноземцева Галина Михайловна
Работа:

 

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДШИ»

Иноземцева Галина Михайловна,

Преподаватель

МБУ ДО «ДШИ №1» городского округа Чапаевск,

Самарская область

Начало XXI века обозначило в российском образовании принципиально новое научно-методическое направление активное внедрение новых информационных технологий, призванных существенно изменить содержание образования, вывести его на новый качественный уровень. Это требование обозначено в Федеральных государственных требованиях дополнительного предпрофессионального образования в области искусств.

На фоне резкого падения общей духовной культуры, значительного снижения интереса к художественному образованию, современных школьников уже невозможно увлечь изучением музыки, не используя в образовательном процессе инновационных технологий и электронных устройств, которые имеют массу преимуществ перед традиционной системой образования, открывают широкую перспективу для получения знанийв интересной и увлекательной форме.

При интерактивном обучении происходит колоссальное расширение его возможностей, удовлетворяются информационные потребности детей, выполняется важнейшая социологическая функция по обеспечению подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности в условиях информационного общества, у обучающихся значительно возрастает мотивация к познавательной деятельности, активизируется восприятие и мышление, развивается память.

Отвечая на вопросы, выполняя игровые действия или участвуя в викторинах, дети одновременно слушают «живую» музыку, считывают графическую информацию, воспринимают динамичный видеоряд в виде анимации или мультипликации, в результате чего происходит синтез и синхронизация различных знаний, значительно повышается запоминание и практическое закрепление преподносимого учебного материала.

Для предмета «Слушание музыки» эффективно зарекомендовали себя мультимедийные продукты. Наибольший интерес малыши проявляют к таким обучающим программам, как «Алиса и Времена года» с музыкой А. Вивальди, «Щелкунчик» с музыкой П. Чайковского (MusicGamesinternationalins), «Волшебная флейта» с музыкой В. Моцарта (ООО «МедиаХауз») и т.п. Оформленные ярко и увлекательно, снабженные фрагментами биографий композиторов, историей создания музыкальных произведений, рассказами о происхождении музыкальных инструментов, включающие музыкальные викторины, эти мультимедийные программы-игры вызывают большую любовь и интерес школьников.

Каждая игра состоит из нескольких отдельных разделов, предусматривающих выполнение единого ключевого задания по спасению главного героя – Алисы, Щелкунчика или маленького Моцарта, что настраивает детей на конечный результат, усиливает внимание и поддерживает желание выполнить задания в полном объеме.

Практикующий преподаватель музыкально-теоретических дисциплин хорошо знает о существенных проблемах, связанных с освоением музыкальной грамоты на самом начальном этапе обучения. Во многом, это значительно снижает интерес к обучению.

На помощь преподавателю могут прийти такие обучающие программы, как «Музыкальный класс» (NewMediaGeneration), «Трое из Простоквашино: Матроскин учит музыку» (ElectronicParadise), многочисленные авторские обучающие программы И. Бурского («Изучаем названия нот», «Интерактивная музыкальная обучалка») и т.д.В игровой и доступной форме с компьютерной поддержкой младшие школьники быстро осваивают и закрепляют необходимые теоретические музыкальные знания: в увлекательной форме знакомятся с длительностями нот, формируют основы ладового чувства, запоминают музыкально-выразительные средства, заучивают музыкальные термины. Большим преимуществом программподобного типа является их поурочное строение, что даёт возможность продолжать (повторять) освоение материала с любого раздела или определенной темы.

При использовании интерактивного обучения у преподавателя появляется возможность создания новых видов учебных материалов и пособий в виде тестов, упражнений, готовых заданий с ошибками и т.д. В результате их применения значительно экономится время на рутинную работу по проверке домашних заданий и закреплению пройденного материала.

Большим помощником преподавателю музыкально-теоретических дисциплин может стать использование в работе синтезатора, обладающего функцией подключения автоаккомпанемента, демонстрационными возможностями, разнообразными музыкальными тембрами.

Для изучения «биографических» тем о жизни и творчестве великих композиторов, очень удобны готовые презентации, мудьтимедиа программы типа «В кругу великих имен: Композиторы» (NewMediaGeneration), просмотр анимационных образовательных продуктов, например, обучающего проекта «Сказки старого пианино» («М.И.Р.»). Весьма эффективным средством обучения является просмотр на уроках записей фрагментов концертов, музыкальных спектаклей, постановок с доступных интернет-ресурсов. Не случайно наши предки сложили пословицу: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Просмотр видеофрагментов не займет много времени на уроке (5-10 минут), но значительно повысит запоминаемость музыкального и фактического материала, создаст необходимую творческую атмосферу в классе.

Использование интерактивных программ помогает организовать для каждого обучающегося разного возраста необходимую развивающую образовательную среду, способствующую организации самостоятельной работы по усвоению учебной информации в индивидуальном темпе и в удобное время. Внедрение новых инновационных компьютерных технологий в процесс изучения музыкально-теоретических дисциплин, безусловно, помогает значительно активизировать познавательную, творческую и проверочную работу учащихся. Преподаватель имеет возможность мгновенного опроса всей группы или ее части, свободного выбора комбинаций ученических мест для совместной работы вдвоем, втроем, и более, с возможностью подключения педагога к любой микрогруппе с целью контроля.

Как свидетельствует практика школ искусств, в том числе и в нашей ДШИ, занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам проходят в обычных необорудованных классах, в большей части снабженных трудно настраиваемым старым фортепиано и звуковоспроизводящей аппаратурой, в лучшем случае – стационарным телевизором. К сожалению, на сегодняшний день – это современный тип российского кабинета музыкально-теоретических дисциплин в школе искусств. А между тем, имидж современного учебного заведения во многом определяется уровнем внедрения в образовательный процесс информационных средств обучения – компьютеров, мультимедийных досок, видеопроекторов, а также подключения учебных классов к сети Интернет.

Использование информационных технологий на уроке музыкально-теоретического цикла является прогрессивным и целесообразным направлением в системе современного дополнительного образования, позволяющим существенно обновить учебный процесс, поднять его на качественно новый уровень, благоприятствовать эмоциональному воспитанию детей, положительно мотивировать школьников к учебной деятельности, значительно ускорить ритм учебной работы, более качественно формировать, развивать, закреплять и контролировать полученные навыки. Информационные технологии повышают уровень познавательной инициативы школьников, позволяют интегрировать учебную, исследовательскую и другие виды работы, что особенно важно в условиях сложившейся тенденции к систематическому игнорированию выполнения домашних заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Динамичная интенсификация учебного процесса детских школ искусств путем внедрения новых образовательных технологий во многом может определитьстремительность накопления интеллектуального богатства подрастающего поколения.

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x