Использование современных педагогических технологий на уроках информатики. Автор: Сухорукова Людмила Александровна

Опыт использования современных технология в ССУзе для повышения качества знаний студентов


Автор: Сухорукова Людмила Александровна
Работа:

Использование современных педагогических технологий на уроках информатики

Л.А. Сухорукова

ГБПОУ ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»

 

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Роль информатики – повысить эффективность учебной деятельности по всем дисциплинам, увеличить мотивацию к обучению. Учебный процесс необходимо планировать таким образом, чтобы каждый мог приобрести тот уровень навыков и знаний, которые отвечают его потребностям и уровню обученности.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в колледже призвано более полно раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной школы и колледжа;

систематизировать знания в области информатики и ИКТ, полученные в основной школе, и углубить их;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.

Конкретный набор знаний, в частности совокупность прикладных программ, изучаемых в школе, определена нечетко и их выбор для изучения субъективен и не согласован. Существующая неопределенность выбора материала для изучения приводит часто к существенным затратам сил и средств на повторное изучение в колледже ранее пройденного материала.

Входной вид контроля особенно актуален, т.к. в одной группе могут оказаться студенты с разным уровнем подготовки. Режим умолчания в данном случае может привести к тому, что более подготовленные студенты с хорошей «школьной базой» или имеющие дополнительное образование в области информационных технологий, будут скучать на уроках (или вообще их перестанут посещать), а менее подготовленные – чувствовать себя неуверенно или вообще не понимать о чем идет речь.

Входной контроль позволяет определить исходный уровень подготовки студентов, поэтому провожу его на первых занятиях в виде тестирования. Это позволяет правильно спланировать дальнейшую работу по устранению имеющихся «пробелов в знаниях», дает возможность использовать дифференцированный подход и организовать работу так, чтобы каждый студент смог преумножить свои знания.

Особое внимание необходимо уделить проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики.

Большое значение в формировании мотивации студентов при изучении информатики имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении студентов в поиск новых знаний при выполнении различного рода заданий. А руководить деятельностью – это одна из задач, которые встают перед преподавателем. Ее решение преподаватель должен искать, когда разрабатывает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся или организует внеклассные мероприятия.

Моделируя уроки информатики, необходимо соблюдать следующие принципы: обучение в сотрудничестве на партнерских, субъектно-субъектных, межличностных отношениях. Через такое взаимодействие осуществляется индивидуальный подход к студентам с учетом их индивидуальных, психологических особенностей и уровня учебных возможностей.

Урок информатики состоит из довольно стандартных этапов: организационный момент, актуализация опорных знаний, изложение нового материала, формирование и закрепление умений и навыков, контроль знаний и практических умений и навыков. Эти этапы могут менять свою последовательность, не всегда присутствовать на каждом уроке, но каждый из них важен. Рассмотрим методы и приемы, которые я использую на различных этапах урока.

Для определения темы урока студентам предлагается решить ребус. Они с интересом включаются в работу, а формулировка темы урока является результатом поиска.

На этапе актуализации опорных знаний, студенты разгадывают кроссворд по теме «Электронная таблица», состоящий из терминов, знание которых необходимо на уроке и получают ключевое слово – тему занятия.

По теме «Информационные модели» применяю взаимоконтроль. Студенты выполняют тестовые задания, а затем проверяют работу друг друга, объясняя имеющиеся ошибки или недочеты в работах.

При изучении темы «Дискретные модели данных в компьютере» использую разноуровневые перфокарты.

На этапе изложения нового материала по теме «Информационное право и безопасность» новый материал разбиваю на блоки и предлагаю студентам подготовить его в форме опорного конспекта, который они заполняют самостоятельно.

Использую метод составления кластера по теме «Алгоритм как модель деятельности».

При изучении темы «Дискретные модели данных в компьютере» организую работу в микрогруппах. Для каждой группы предлагаю кейс материалов по определенной части темы. Заполнив выданный шаблон опорного конспекта, студенты самостоятельно изучают новый материал и излагают его одногруппникам, обмениваясь полученной информацией.

Также использую прием создания проблемной ситуации. Например, при выполнении практической работы по теме «Абсолютная и относительная адресация» студентам необходимо рассчитать сумму к оплате для каждого жильца и найти выход из сложившейся проблемной ситуации.

Для закрепления изученного материала предлагаю студентам сыграть в игру «Найди ошибку». Студенты должны найти и исправить ошибки.

Огромную роль при организации текущего контроля по информатике играют практические работы. Каждая практическая работа – это самостоятельно выполненная работа студентом на ПК. В ходе работы студенты руководствуются инструкционными картами, конспектами лекций, рекомендациями преподавателя. Основная форма контроля – наблюдение. При выполнении практических работ осуществляю дифференцированный подход, который заключается в том, что задания предлагаются всем одинаковые, а степень помощи, консультации преподавателя при их выполнении – различная.

Структуризация заданий для текущего контроля знаний осуществляется по содержательным линиям, поэтому необходима проверка результатов обучения в конце темы или раздела. Для этого используется компьютерное тестирование с помощью программы MyTestX, которая состоит из трех модулей: модуль тестирования, редактора тестов и журнала тестирования. Тесты разработаны по таким темам как: Информационные процессы, Алгоритмизация и программирование, Архитектура компьютера. Внешние устройства ПК, Электронные таблицы, Компьютерная графика. MyTestX работает с такими типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности/ложности утверждений, ручной ввод числа, текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Каждому заданию можно задать сложность и объяснение верного ответа. Результаты выполнения заданий выводятся студенту и отправляются на компьютер преподавателя.

Для повышения качества подготовки студентов, необходимо уделять особое внимание привитию навыков самостоятельной внеаудиторной работы. Для этого студенты готовят доклады и сообщения по индивидуальным темам и составляют кроссворды.

Особое место занимает индивидуальная работа со студентами, способствующая формированию и закреплению углубленных интересов к информатике, выявлению творческих способностей, развитию самореализации. Результатом является привитие навыков научно-исследовательской работы у студентов, участие в конференциях и олимпиадах.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена во II семестре.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решая стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x