Данная работа представляет собой детальное описание дополнительной общеобразовательной программы, реализованной и доказавшей свою эффективность на практике.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы включает в себя три аспекта: научно-технический, художественно-эстетический и культурологический.
В соответствии с указанными направлениями деятельности тематическое планирование включает в себя 3 раздела: «Современная журналистика», «Театральное искусство» и «Литературное творчество». Каждый раздел ориентирован на формирование у обучающихся различных навыков и умений.
Предназначена для реализации в общеобразовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях) в рамках дополнительного образования (кружок, секция, сообщество) с детьми в возрастной категории от 12 до 18 лет.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273);
– Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
– Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России, 18.11.2015.
Образовательная деятельность в рамках данной программы направлена на:
– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
– удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
– обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся;
– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
– профессиональную ориентацию обучающихся;
– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
– формирование общей культуры обучающихся.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы включает в себя три аспекта: научно-технический, художественно-эстетический и культурологический.
В соответствии с указанными направлениями деятельности тематическое планирование включает в себя 3 раздела: «Современная журналистика», «Театральное искусство» и «Литературное творчество». Каждый раздел ориентирован на формирование у обучающихся различных навыков и умений.
Данная программа принадлежит к научно-технической направленности, так как последняя предполагает освоение сферы деятельности, связанной с достижениями технического прогресса в целях продуктивного творчества. Содержание конкретизируется в направлении художественно-технического творчества – обеспечение образовательного процесса с использованием цифровых технологий (фото, видео, мультимедиа, компьютерные программы и приложения и т.д.), обучение правильному и эффективному использованию достижений научного прогресса.
Направленность данной программы можно определить как художественно-эстетическую, потому что последняя предполагает ориентацию на самореализацию в творческой деятельности, на развитие общей, коммуникативной и эстетической культуры, а также художественных способностей обучающихся.
Культурологическая направленность данной программы выражена в изучении истории и теории литературы и театра, в приобщении обучающихся к журналистике, издательскому делу и СМИ, к культуре межличностного общения, к библиотечному делу.
Актуальность данной программы определяется содержанием основных направлений развития системы образования в 2019-2024 гг. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в национальный проект «Образование», была отмечена проблема отсутствия «эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся».
Одним из вариантов решения указанной проблемы может стать широкое использование в образовательном процессе проектной деятельности, которая предполагает:
– оптимальное соотношение с процессом достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ФГОС НО, ОО и СОО;
– актуализацию функции учителя как тьютора, а не строгого «начальника», тотально контролирующего поведение детей на уроках и во внеурочной деятельности;
– акцент на формировании у детей «компетенций будущего», среди которых особое место занимают коммуникативные компетентности (умение продуктивной работы в командах (группах), понимание своей роли в «общем деле» за счет интеграции общей и индивидуальной цели, умение аргументированного обоснования своей позиции, критического мышления и др.).
Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер
Цель – создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
– определить круг обязанностей каждого участника;
– продемонстрировать связь знаний, полученных на занятиях по предметам, и реалий современной жизни;
– сформировать полное и точное представление о сущности творческих профессий;
– обеспечить подготовку обучающихся к анализу и самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях;
– предложить учащимся различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая) для достижения конкретных результатов.
Участники: учитель русского языка и литературы Кравцов И.В. –руководитель центра, учащиеся 5-11 классов МОУ «Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда».
Сроки реализации: 1 год.
Этапы реализации. Комплекс мероприятий (событий)
№
Этапы/мероприятия (события)
Сроки
1
Акция «Помним о трагедии в Беслане» (чтение стихотворения руководителя сообщества, пение песни, выпуск в небо шаров и т.д.).
Создание аккаунта в социальной сети Instagram: @tvoretsjournal. Беседы и привлечение заинтересованных детей к участию в работе сообщества.
сентябрь
2
Организация работы сообщества (составление графика собраний, распределение основных функций между активом, создание концепции стенгазеты сообщества «Лаборатория XXI» и др.).
сентябрь-октябрь
3
Разработка системы поощрений для наиболее активных участников. Организация и проведение просветительской акции «Чтение – вот лучшее учение»
ноябрь
Проведение развлекательной акции «Новогодний переполох» (квест-игра, спецвыпуск стенгазеты «Лаборатория XXI», )
декабрь
4
«Памятные перемены» (02 февраля).
январь-февраль
5
Организация посещения культурно-массовых мероприятий, походы в музеи, в театр, на концерты классической музыки
март-апрель
6
Обобщение опыта работы центра творческого развития «Твори Победу»
май
7
Аналитический отчет по проделанной работе
май
8
Участие в подготовке материалов для ежемесячной гимназической газеты
в течение 2020/2021 учебного года
Создание и ведение аккаунта в социальной сети Instagram @tvoretsjournal для демонстрации результатов деятельности центра и привлечения новых участников
в течение 2020/2021 учебного года
9
Составление альманаха для музея гимназии
в течение 2020/2021 учебного года
10
Проведение занятий теоретического и практического характера по графику
в течение 2020/2021 учебного года
11
Привлечение людей творческих профессий к работе центра в качестве экспертов
в течение 2020/2021 учебного года
12
Наблюдение и заимствование опыта деятельности аналогичных центров (клубов, литературных кафе, творческих мастерских и т. д.) в других учебных заведениях
в течение 2020/2021 учебного года
13
Участие во внутригимназических событиях (праздники, предметные недели, конкурсы и т. д.)
в течение 2020/2021 учебного года
Конечный продукт: альманах центра «Впиши себя в историю» (на основе материалов всех выпусков журнала ТВОРЕЦ Journal), контент для Ютуб-канала, блогов и сообществ в социальных сетях, публикации стихотворений, статей, заметок в газете гимназии, сценарии театрализованных постановок.
Среди ожидаемых результатов можно выделить следующие:
1. Предметные – конкретное применение знаний, получаемых на занятиях по русскому языку и литературе, ИЗО, музыке, информатике.
2. Метапредметные – повышение уровня ориентирования в многообразии творческих профессий, выработка и развитие умения аргументированного обоснования своей позиции, способности к критическому мышлению.
3. Личностные – конкретное применение своих творческих способностей, приобретение навыков продуктивной работы как индивидуальной, так и командной (групповой), осознание собственной значимости для коллектива через понимание роли в «общем деле».
Источники:
1. https://edu.gov.ru/national-project/
2. https://fgos.ru/
3. https://www.hse.ru/ba/bba/projects
Примечания к программе (в свободной форме)
1. К рискам проекта можно отнести недостаточную заинтересованность ответственных организаторов аналогичных центров в качественном содержании программы событий (один из труднопреодолимых рисков, поскольку повышением заработной платы неизлечимо), трудности при составлении календарного плана встреч и заседаний участников (вариативное расписание сильно зависит от творчески одаренных детей, они зачастую заняты в других кружках, нужно привлечь и дать им то, чего им не хватает в их секциях, все индивидуально), отсутствие контактов с представителями творческих профессий (можно заявить о себе на городских событиях, просто приходить на них и знакомиться. Часто начинающие музыканты, журналисты, литераторы, которым тоже нужна известность, посещают дни города, выставки и проч.), плохое материально-техническое оснащение учебных заведений, на которых базируются центры (за помощью можно обратиться в театральные кружки муниципальных детских центров, к родителям участников, к друзьям и коллегам). К рискам можно отнести высокую вероятность доминирования числа желающих поучаствовать в работе центра над числом тех, кого реально можно задействовать. Вижу возможное решение в установлении определенных правил приема в актив клуба. Не вошедшие в ядро сообщества смогут быть помощниками и оказывать содействие, а при расширении и дифференциации функций участников центра могут быть назначены на новые должности и выполнять интересную им творческую работу.
2. Масштабирование проекта представляется возможным, поскольку во многих общеобразовательных учреждениях практикуется ведение кружков по интересам. Интегрировать в уже сформировавшуюся мастерскую будет проще, чем начинать с нуля (моя нынешняя ситуация).
3. О профессиональном потенциале. Как опытные, так и начинающие педагоги МОУ «Гимназия № 4» поддержали мою идею в аспекте театрализации получаемых знаний учениками в рамках празднования Нового года, Дня учителя и других событий. Многие учителя выразили желание поучаствовать в новогоднем спектакле, предлагали посильную помощь в организации концерта. Особенностью спектакля, вероятнее всего, будет межкультурная коммуникация (гимназия с углубленным изучением иностранных языков). Педагог-организатор гимназии имеет множество прочных контактов со служащими театров и других организаций города, что может оказать существенную помощь в реализации событийной ленты единого центра творческого развития ТВОРЕЦ.
№
Раздел / Тема занятия
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
Современная журналистика
Понятие о публицистике.
Публицистика как особый вид творческой деятельности. Основные функции публицистики
Основные жанры публицистики: информационные, аналитические и художественно-публицистические
Анализ текстов различных жанров публицистики: репортаж, статья, фельетон. Практическое занятие № 1
Составление текста репортажа. Практическое занятие № 2
История появления газеты. Газета как один из видов периодического издания
Классификации газет по принципу территориального распространения и охвату аудитории
Классификации газет по тематике, периодичности, формату и стилю оформления
Анализ структуры газетного издания (На материале ежемесячной газеты МОУ «Гимназия № 4» «Созидатели»). Практическое занятие № 3
Составление примерных рубрик для газеты. Практическое занятие № 4
История появления журнала. Понятие о журнале как о периодическом издании
Типы журналов
Синтез различных типов журнальной периодики (художественно-развлекательный журнал)
Анализ структуры журнального издания (На материале художественно-литературного журнала «Новый мир» и развлекательного журнала «Каламбур»). Практическое занятие № 5
Составление примерных рубрик для журнала. Практическое занятие № 6
История формирования блогосферы. Понятие о блоге как интернет-журнале
Типы блогов: сайт, канал на YouTube, канал в Telegram, инстаграм-страничка, публичная страница Вконтакте и другие
Особенности ведения блога в Instagram. Преимущества и недостатки публикаций в соцсети
Организация работы с блогом Schoolprogramposts в Instagram. Практическое занятие № 7
Заполнение блога (фотография, название, прочая информация о профиле). Практическое занятие № 8
Пост в соцсети как сообщение на определенную тему
Особенности публикаций в соцсети, структура поста, составляющие элементы (изображение, текст, эмоджи, хештеги)
Индивидуальное сообщение обучающегося «Разновидности постов»
Сравнительная характеристика мини-сочинения и поста на одну и ту же тему
Написание постов на темы школьной программы уровня 7 класса по литературе (на материале произведения «Поучение В. Мономаха»). Практическое занятие № 9
Написание постов на темы школьной программы (на материале произведения «Повесть о Петре и Февронии»). Практическое занятие № 10
Инфографика как одна из форм графического и коммуникационного дизайна
Средства визуализации, используемые в инфографике: изображения, диаграммы, графики, таблицы, карты, схемы
Знакомство с сервисами для создания инфографики (Google Docs, Piktochart.com, Ease.ly, Canva,Visme.co, «Следи за графиком») Практическое занятие № 11
Создание инфографики на выбранную тему. Практическое занятие № 12
Интеллектуальная карта как особый вид записи материалов
Тони Бьюзен – изобретатель интеллект-карт
Сферы использования интеллект-карт: бытовая, учебная и профессиональная
Основные правила и алгоритм составления ИК
Составление интеллектуальной карты вручную. Практическое занятие № 13
Составление интеллектуальной карты при помощи смартфона. Практическое занятие № 14
Составление интеллектуальной карты при помощи компьютерной программы. Практическое занятие № 15
Видеоблоггинг как вид деятельности
Основы видеосъемки
Правила монтажа видео. Работа с компьютерными программами Sony Vegas Pro 13, Movavi Video Editor, Windows Movie Maker 2.6. Практическое занятие № 16
Правила монтажа видео. Работа с компьютерными программами Sony Vegas Pro 13, Movavi Video Editor, Windows Movie Maker 2.6. Практическое занятие № 17
Правила монтажа видео. Работа с приложениями на платформах Android и IOS: Quik, InShot, Movavi Clips и проч. Практическое занятие № 18
Съемка видео на конкурс. Работа над сценарием. Подготовка реквизита. Первые дубли. Практическое занятие № 19
Съемка видео на конкурс. Выбор оптимальных локаций для съемки. Съемка основной части сюжета. Практическое занятие № 20
Съемка видео на конкурс. Видео-интервью, финальная сцена. Практическое занятие № 21
Монтаж видео на конкурс. Практическое занятие № 22
Основы театральной культуры
Техника и культура речи
Знакомство с ритмопластикой
Индивидуальное сообщение обучающегося «Театрализованная ритмопластика»
Пластический тренинг. Практическое занятие № 23
Пластический тренинг. Практическое занятие № 24
Театр как вид искусства
Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства»
Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета)
Игра «Соедини картинки». Практическое занятие № 25
Игра «Повтори за профессионалом». Практическое занятие № 26
Определение понятия «спектакль»
Соотношение понятий: пьеса и спектакль
Индивидуальное сообщение обучающегося «Первые пьесы»
Выбор и анализ пьесы на военную тему
Работа над спектаклем. Кастинг. Распределение ролей. Практическое занятие № 27
Работа над спектаклем. Репетиция групповая. Практическое занятие № 28
Работа над спектаклем. Репетиция общая. Практическое занятие № 29
Работа над спектаклем. Репетиция общая. Практическое занятие № 30
Показ спектакля. Практическое занятие № 31
Рефлексия: анализ удавшихся и неудавшихся моментов
Корректировка: поиск путей преодоления трудностей, возникших в процессе постановки и выступления
Художественная литература как вид искусства
Три рода литературы: эпос, лирика и драма
Игра «Я литературовед». Практическое занятие № 32
Понятие текста в литературоведении
Типы художественного текста по структуре: проза, поэзия
Лаборатория XXI. Практическое занятие № 33
Лаборатория XXI. Практическое занятие № 34
Основные жанры художественной литературы и их соотношение с тремя родами литературы
Индивидуальное сообщение обучающегося «Композиционные особенности романа и поэмы»
Пограничные и смешанные жанры: роман в стихах, поэма в прозе (на материале произведений А.С, Пушкина «Евгений Онегин» и Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Краткая характеристика художественных методов и направлений
Общее представление о художественном образе
История художественного вымысла
Лаборатория XXI. Практическое занятие № 35
Лаборатория XXI. Практическое занятие № 36
Основы стихосложения
Коллективное сообщение на тему «Ритм, метр, размер – основные характеристики стихотворения»
Лаборатория XXI. Силлабическое стихосложение. Практическое занятие № 37
Лаборатория XXI. Тоническое стихосложение. Практическое занятие № 38
Лаборатория XXI. Силлабо-тоническое стихосложение. Практическое занятие № 39
Лаборатория XXI. Народное стихосложение. Практическое занятие № 40
Выступление со стихотворением собственного сочинения. Комментарии, правка, устранение неточностей и недочетов
Выступление со стихотворением собственного сочинения. Комментарии, правка, устранение неточностей и недочетов
Литература как искусство слова
Способы выражения авторской мысли посредством слов и их комбинаций
Изобразительно-выразительные средства
Индивидуальное сообщение обучающегося «Эпитет, метафора, олицетворение – часто употребляемые тропы»
Лаборатория XXI. «Слово не воробей». Практическое занятие № 41
Лаборатория XXI. «Метафора и/или сравнение?» Практическое занятие № 42
Литература и синтетические искусства. Цикл презентаций мини-проектов
Мини-проекты обучающихся «Литература и театр»
Мини-проекты обучающихся «Литература и балет»
Мини-проекты обучающихся «Литература и кинематограф»
Мини-проекты обучающихся «Литература и живопись»
Мини-проекты обучающихся «Литература и музыка»
Мини-проекты обучающихся «Литература и эстрадное искусство»
Лаборатория XXI. «Возьми за основу». Практическое занятие № 43
Лаборатория XXI. «Литература и все-все-все». Практическое занятие № 44
Литература и средства массовой коммуникации
Тематические медиа
Литература в general interest
Лаборатория XXI. «Современная литература в освещении изданий Meduza и The Village». Практическое занятие № 45
Лаборатория XXI. «Современная литература в освещении изданий «Мел» и Daily.Afisha». Практическое занятие № 46
Литература 21 века. Создание интерактивных презентаций «Моя любимая книга»
Адаптация классических жанров к требованиям времени
Демонстрация интерактивных презентаций «Моя любимая книга», обсуждение и корректировка выступлений
Демонстрация интерактивных презентаций «Моя любимая книга», обсуждение и корректировка выступлений
Демонстрация интерактивных презентаций «Моя любимая книга», обсуждение и корректировка выступлений
Демонстрация интерактивных презентаций «Моя любимая книга», обсуждение и корректировка выступлений
Демонстрация интерактивных презентаций «Моя любимая книга», обсуждение и корректировка выступлений
Лаборатория XXI. «Многоликий детектив» Практическое занятие № 47
Лаборатория XXI. «Фэнтези и фантастика»
Взаимодействие литературы и компьютерной игровой индустрии
Лаборатория XXI. Поджанры: космоопера, городское фэнтези, киберпанк, постапокалипсис. Практическое занятие № 48
Лаборатория XXI. Поджанры: стимпанк, технофэнтези, хоррор и готический роман. Практическое занятие № 49
Реализм сегодня
Лаборатория XXI. «Братья реализма»: Сюрреализм, критический реализм. Практическое занятие № 50
Лаборатория XXI. «Братья реализма»: метафорический реализм, магический реализм. Практическое занятие № 51
Автобиографические произведения современности
Лаборатория XXI. «Спортсмен, общественный и политический деятель, певец, журналист, домохозяйка, блогер, стендап-комик – поэт?». Практическое занятие № 52
Лаборатория XXI. ««Спортсмен, общественный и политический деятель, певец, журналист, домохозяйка, блогер, стендап-комик – писатель?». Практическое занятие № 53
Литературные анонимы сегодня
Лаборатория XXI. «Безликие» сценаристы фильмов и сериалов. Практическое занятие № 54
Лаборатория XXI. «Безликие» сценаристы компьютерных игр. Практическое занятие № 55
Постмодернизм в литературе
Лаборатория XXI. «Пост или постпост?» Признаки: эсхатологическое настроение, переоценка эстетического. Практическое занятие № 56
Лаборатория XXI. «Пост или постпост?» Признаки: смешивание стилей, языков, культур, ироническое цитирование мирового художественного опыта. Практическое занятие № 57
Библиотеки – учреждения, собирающие и хранящие произведения печати и письменности
Лаборатория XXI. «А вы смогли бы?» Организованное посещение библиотек Волгограда. Практическое занятие № 58
Лаборатория XXI. «А вы смогли бы?». Поиск и чтение классики в бесплатных электронных библиотеках. Практическое занятие № 59
Информационное воздействие на аудиторию – основная функция публичного выступления
Виды и методы публичного выступления
Особенности публичной речи
Требования и технология публичного выступления
10 основных ошибок начинающего оратора
Лаборатория XXI. «Я сейчас такое расскажу!» Публичное выступление на свободную тему. Практическое занятие № 60
Лаборатория XXI. «Я сейчас такое расскажу!» Публичное выступление на свободную тему. Практическое занятие № 61
Лаборатория XXI. «Я сейчас такое расскажу!» Публичное выступление на свободную тему. Практическое занятие № 62
Лаборатория XXI. «Я сейчас такое расскажу!» Публичное выступление на свободную тему. Практическое занятие № 63
Подведение итогов. Обобщение изученного материала, анализ выработанных навыков и заполнение индивидуальных карт результативности
Подведение итогов. Обобщение изученного материала, анализ выработанных навыков и заполнение индивидуальных карт результативности
Подведение итогов. Обобщение изученного материала, анализ выработанных навыков и заполнение индивидуальных карт результативности
Подготовка и выпуск альмонаха на основе материалов всех выпусков ТВОРЕЦ Journal
Подготовка общего фото- и видеоотчета о проделанной работе
Подготовка и написание обобщающей статьи о материалах блога Schoolprogrammsposts
Всего 153. 4 и 4,5 ч. / нед.