В последнее десятилетие психологи, педагоги и врачи, отмечают нарастание сложностей в развитии у детей: ригидных телесные установок, гипотонус либо гиппертонус, синкинезии. В нейропсихологическом направлении причиной этому называют все более распространяющийся среди современных детей «дисгенетический синдром»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Это приводит к нарушениям или искажениям становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной организации правого и левого полушарий мозга. Современная наука нейропсихология помогает решать вышеперечисленные проблемы методом замещающего онтогенеза.
В последнее десятилетие психологи, педагоги и врачи, отмечают нарастание сложностей в развитии у детей: ригидных телесные установок, гипотонус либо гиппертонус, синкинезии. В нейропсихологическом направлении причиной этому называют все более распространяющийся среди современных детей «дисгенетический синдром»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Это приводит к нарушениям или искажениям становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной организации правого и левого полушарий мозга. Современная наука нейропсихология помогает решать вышеперечисленные проблемы методом замещающего онтогенеза. МЗО-нейропсихологическая технология, содержит комплекс этапов:
Диагностика
Профилактика
Коррекция
Абилитация
Прогноз.
Основная цель МЗО - развитие мозгового обеспечения психического развития ребенка, посредством формирования у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Нейросихологической практикой доказано: профилактика, коррекция сенсорной сферы позволяет создать необходимый базис для развития речи и других высших психических процессов.
В практике дошкольной образовательной деятельности мы можем использовать комплекс методик психомоторной коррекции, включая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные и арт-терапевтические психотехники. Данный комплекс соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
В своей практической работе мы,педагоги,можем опираться на теоритическую базу:
• Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.,1973.
• Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.
• Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
• Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.
Актуальность выбранной мной темы выступления обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического онтогенеза. В совокупности это приводит к эмоционально-личностному и когнитивному развитию, что способствует будущему благоприятному обучению и адекватной школьной адаптации. Использование нейропсихологического подхода при подготовке ребенка к школе. Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.
Задачами применения МЗО в педагогической практике могут быть:
• Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность.
• Развивающие: Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
• Психологические: Формирование адекватной самооценки, развитие потенциальных возможностей, формирование навыков поведения в обществе. Развитие саморегуляции.
Основные методы обучения, с применением метода МЗО в общеразвивающих занятиях:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дезонтогенетических проблем. Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования и контроля действий.
2. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга;
3. Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Структура и содержание занятия: Занятия могут проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей: 1. Кинезиологические упражнения. 2. Когнитивные игры. 3. Игры психокоррекционной направленности.
Спасибо за внимание!