Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Моделирование как наглядно-практический метод в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье изложена актуальность применения наглядных, предметно-схематических и графических моделей в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса и закрепления знаний детей.

Работа:
Моделирование как наглядно-практический метод в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образовательные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки.
Главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
Моделирование– это метод изучения объектов при помощи создания и исследования ихмоделей. Таким образом, базой для процессамоделирования является именно модель, своего рода уменьшенная копия изучаемого объекта. Так же это возможностьзадействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память, методпознаниясостоящий из объектов имоделей.
Объект – малая частьокружающего мира, он может иметь несколькомоделейв зависимости от целимоделирования.
Модель– заменитель объекта, отражающая некоторые особенности объекта.
Целью моделирования в дошкольном возрасте является обеспечение успешного усвоения знаний в различных областях жизни природы и человека.
Я работаю в логопедической группе с детьми с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Все психические процессы у них протекают замедленно, и их формирование отстает, часто не соответствует их возрасту. Моделирование способствует развитию взаимодействия полушарий мозга, его активации, посредством включения всех анализаторных систем.
Задачи работы с детьми:
- облегчить процесс понимания, запоминания и воспроизведения материала;
- развивать способность к опосредованному решению познавательных задач, используя вспомогательные средства (знаки, символы, рисунки);
- облегчить процесс познания, делая обучение более наглядным и доступным.
Используя наглядное моделирование в работе с дошкольниками, я решаю несколько задач:
- во-первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, использование моделей помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- наконец, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, вычленять существенные признаки, систематизировать полученные знания.
Модели можно разделить : на предметные, предметно-схематические, графические. В зависимости от уровня подготовленности детей, их возраста, вида и типа образовательной деятельности я использую различные модели.
Работу по использованию моделей я провожу в определенной последовательности:
- на 1 этапе знакомлю детей с объектами познания (рассматриваем, наблюдаем, читаем, беседуем, играем);
- изучаем модель (рассматриваем, выполняем практические действия);
- знакомлю детей с предметно-схематической моделью (путем сравнения картинки и символа);
- находим вместе с детьми существенные признаки их сходства и отличия;
- демонстрирую модели для обобщения и систематизации знаний детей.
На II этапе происходит постепенная замена предметно-схематической модели на схематическую (графическую).
На III этапе дети уже пытаются самостоятельно придумывать и конструировать различные виды моделей.
Например, в ходе непрерывной образовательной деятельности, посвященной дню народного единства, я знакомила детей с многообразием народов России, государственными символами, цветами Российского флага. Сначала были рассмотрены дидактические куклы из серии народы России, сделан акцент на огромной территории нашей страны, на которой проживают люди разных культур и традиций. Постепенно я подвела детей к мысли о том, что каждого жителя нарисовать невозможно, но, чтобы выделить идею о разнообразии народов России, можно человечков сделать разных цветов (белого, синего и красного), как цвета Российского флага. Таким образом, в ходе занятия ставились задачи воспитания патриотических чувств, а также пополнение знаний о государственном флаге и его цветах. Метод моделирования помог мне удерживать внимание и интерес детей.
Модели я использую не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в сюжетно-ролевых играх. Прежде всего, это предметные модели, которые помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение на события, происходящие внутри объектов.
Многие макеты можно назвать универсальными. Универсальный макет наводит детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяет участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется сборка игровых замыслов в общем сюжетном движении. Использование универсальных игровых макетов при создании предметно–развивающей среды группы открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, также создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов, закрепить те или иные знания.
Универсальныемакеты условно можно разделить на дватипа:
1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящиевнутри этих объектов. Сюда относятсяКукольный домиКрепость – дворец,Квартира,Зоопарк, Деревня.
2) Макеты – карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящихснаружи,вокруг оформляющих эту территорию объектов.
На макете-картеУлица городацветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами(дома, гаражи, мост-эстакада). Используя макет, мы с детьми моделируемреальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Использованиемоделирования помогает мне рассказать детям о природных явлениях, правилах поведения в природе, дать детям представление о росте и развитии животных, взаимосвязи и последовательности в мире, помочь детям увидеть и пережить разные эмоции, линии поведения, процессы и явления.
Так, например макетЖивотные Севера, который мы сделали вместе с родителями и детьми моей группы, наглядно показал, какие животные проживают в климатической зоне Севера, связи живой и неживой природы, среду обитания и питания северных животных.
Моделимогут иметь разную тематику и объединятся в макеты (например,модели животных леса и севера можно объединить для игры в зоопарк и т.д.). В процессе таких игр у детей развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость, правильное отношение к ней.
Модели-макеты можно использовать с 3-4 лет, постепенно вводя заместители (условные заменители готовых моделей). Например, фигуру животного и предложить детям слепить замену, вырезать и склеить дерево. В предмете-заместителе должны быть выражены существенные признаки объекта. Постепенно дети учатся воспринимать и понимать предметно-схематические модели. Эти модели содержат в себе как макет, так и символические изображения.
Пример такой модели – термометр, который мы изготовили с детьми подготовительной группы, используя шерстяные нитки двух цветов и символы (холод-тепло).
Еще одна модель, демонстрирующая круговорот воды в природе, роль капельки выполняет магнит синего цвета. Модель динамическая.
Пример демонстрационной модели - дидактической игры Дерево. В этой предметно-схематической модели части дерева собираются и разбираются, а также прикрепляются листья (по сезону), цветы и плоды (плоды и листья можно сделать разными и менять в зависимости от задачи).
При переходе к графическим моделям изображение превращается в символ, происходит полное замещение явления или предмета знаком. Это требует определённого уровня сформированной умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. Чтобы помочь детям понять более сложные графические модели, я постепенно заменяю картинный материал силуэтными изображениями. Очень подходит для этого использование теневого театра. Например, сначала рассказываю сказку, затем показываю детям героев (через ширму театра), по отличительным особенностям дети узнают силуэты героев, затем рассказываю сказку за ширмой, используя силуэты. Особенность состоит в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Кроме теневого театра я использую также фетровое панно и силуэты из фетра. Происходит свертывание модели, переход ее заместитель.
Для того, чтобы плавно перейти от предметно-схематических моделей к графическим, я использую также мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Основные требования к сведениям, помещенным в мнемотаблицу.:
- Точность- соответствие информации об объекте, аккуратность и реалистичность изображения;
- Дискретность - лишь одна тема раскрывается;
- Недвусмысленность - не может быть двоякого толкования информации;
- Новизна - сообщение того, что ребенок еще не знает.
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
Мнемотаблицы я использую для заучивания стихотворений, загадок, составления рассказов. Мнемотаблицы включают предметно-схематические изображения, постепенно можно добавлять в них символы, объясняя их значение детям или придумать символ вместе с детьми. В подготовительной к школе группе можно включать в мнемотаблицы буквы и цифры.
Мнемотаблицы не только развивают память и внимание, но и развивают логическое мышление, воображение.
Графические модели довольно сложны для восприятия, поэтому работу по их внедрению я начинаю в небольших подгруппах или индивидуально с каждым ребенком. Например, с детьми подготовительной группы мы вели календарь природы, наблюдали за погодой, птицами и насекомыми в течение дня, а вечером дежурные зарисовывали результаты наблюдений, пользуясь условными обозначениями.
Работу с графическими моделями можно начинать уже в средней группе. Я предлагаю детям небольшой рассказ из нескольких предложений и графические схемы к нему. В работе я использую методические пособия под редакцией В. Лебедевой, разработанные для средней, старшей и подготовительной группы. В серии схем, в средней группе – это четыре, зашифрован небольшой рассказ. Сначала я читаю рассказ, затем показываю символы, сравниваю с картинкой или игрушкой, объясняя ребенку, почему символ изображен именно так. Когда ребенок понял значение всех символов, я еще раз читаю рассказ, указывая на символы по ходу чтения. Затем ребенок пробует составить рассказ самостоятельно, опираясь на схемы. В старшей группе количество схем к одному рассказу увеличивается. В подготовительной группе мы с детьми уже можем сами придумывать символы.
С помощью опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине. Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
Модели используются в ознакомлении с окружающим миром, развитии речи, а также в работе по формированию элементарных математических представлений.
Модели помогают:
- выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.
Это и выкладывание изображений из счетных палочек, составление картин из геометрических фигур, замена предметов, которые нужно сосчитать условными символами (например кругами или квадратами), ну и конечно знакомство детей с цифрами и математическими знаками.
Для закрепления знаний детей о временах года, я использую круг, разделенный на четыре сектора. Вместе с детьми мы думаем, каким цветом можно нарисовать зиму (обычно дети предлагают синий или голубой цвет), весну, лето и осень. На следующем занятии к цвету добавляется символ , который мы рисуем рядом с нужным сектором (например, снежинка, зеленый лист, красное солнце, желтый осенний лист).
Таким же образом, можно закреплять с детьми знания о днях недели.
Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей:- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
Спасибо за внимание!
HYPER13PAGE HYPER15
7
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×