«Об обновлении содержания образования в рамках реализации концепций образовательной области искусство»

(1 слайд) «Об обновлении содержания образования в рамках реализации концепций образовательной области искусство»

(2 слайд )В Российской Федерации как в многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.

В настоящее время в преподавании учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» выявлены проблемы:

1) мотивационного характера: снижение интереса обучающихся к предметной области «Искусство».

2) проблемы содержательного характера: не обеспечена преемственность содержания уроков предметной области «Искусство» и внеурочной деятельности.

3) проблемы методического характера: низкое материально-техническое оснащение кабинетов " ИСКУССТВО" в школах

4) кадровые проблемы: многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.

 

(3 слайд )Для решения данных проблем был разработан проект Концепции преподавания предметной области «Искусство» в РФ научными сотрудниками ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», обсужден на заседании Ученого совета Института 20 июня 2016 г.

 

(4 слайд )2. Цели изучения образовательной области Формирование художественной и духовной культуры учащихся предполагает развитие умений ценить и понимать. Прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и обществ; пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа; посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

 

Целевые направления в начальной, основной и старшей школе можно обозначить следующими условными "девизами":

· Начальная школа - Почувствовать искусство (воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств).

· Основная школа - Узнать искусство (Формирование первых основ художественной культуры подростков).

· Старшая школа - Осмыслить искусство (оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества)

 

(5слайд )4.В начальной школе главное направление изучения искусства - формирование эмоциональных основ художественной деятельности и художественного восприятия как учебных форм эмоционального познания мира в системе искусств.

Изучение искусства в начальной школе позволяет учащимся:

  • воспитывать чувство красоты окружающего мира; учиться передавать свое эмоциональное отношение к нему;

  • развивать образное мышление, воображение, способность к самовыражению и импровизации в коллективных и индивидуальных формах художественной деятельности; способность к созданию художественного образа;

  • развивать бескорыстное ("родственное") отношение к окружающему миру на основе приобщения к природе и искусству;

  • развивать "чувствование красоты" через зрение, слух и речь".

Основой начальной ступени являются: изобразительное искусство, музыка, танец, театрализация, устное слово, сочинение сказок и стихов. Они образуют блок, в основе которого - музыкально-хороводные /групповые/ виды художественной деятельности в сочетании с танцевально-ритмическими занятиями и координацией движения, в том числе - на основе импровизации, a также - речь, музыка, пение,

игры-драматизации, инсценировки с применением простых костюмов и масок.

( 6слайд основной школе главное направление изучения искусства формирование художественной культуры, навыков понимания красоты в содержании разных видов искусства через освоение основ художественного восприятия и основ художественной деятельности.

Изучение искусства в основной школе позволяет учащимся:

  • научиться ценить искусство и понимать его образный язык; выбирать вид искусства для собственного творчества сообразно возрастной потребности;

  • развивать самостоятельность в работе над замыслом, в умении строить программу действий в личном творчестве;

  • анализировать качество результатов, оценивать и направлять технический процесс сообразно выражению содержания;

  • пользоваться сведениями об искусстве и добывать их в соответствующих источниках (выставки, концерты, общение с людьми искусства, музеи, библиотеки, телевидение, видеотеки, Интернет и др.);

  • развивать потребность в общении по поводу искусства со сверстниками в классе и группах по интересам; o получить представление о системах видов и жанров искусства; о шедеврах национального и мирового искусства.

В среднем возрастном звене 5 -6 по 8-9 классы/ - на первый план выходит наглядно-деятельный и наглядно-образный, практически-ориентированный подход к искусству и культуре в целом. Это возраст увлечения декоративно-прикладными искусствами (виды деятельности: лепка, керамика, вышивка, резьба, конструирование). Изобразительное искусство сохраняется, но интерес к нему резко упал на фоне возросшей эстетической оценки красоты "хорошо сделанной вещи".

 

(7 слайд старшей школе главное направление изучения искусства - формирование потребности в оценке Прекрасного в природе, в искусстве, в личной жизни и обществе.

Изучение искусства в старшей школе позволяет учащимся:

  • воспитать себя как духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство; уважающего традиции и культуру других народов; обладающего "инстинктом сохранения" культурных ценностей безотносительно к их национальной принадлежности;

  • развить художественный вкус, умение отличить истинные ценности от суррогата и уродливых явлений массовой культуры;

  • развить восприятие культуры человечества как совокупности национальных культур, где нет "большого" и "малого" искусства, но есть единая мера уникальных ценностей, неповторимых как Человек и Нация;

  • осознать потребности к сохранению традиций классической культуры (национальной и мировой) и гармонизации ее связей своем сознании) с современным искусством;

  • различать понятия "культуры" и "цивилизации" как концентрации ценностей бескорыстных (духовных) и ценностей прагматичных (функциональных); понимать их сложное взаимодействие в жизни общества.

  • расширить исторический взгляд на культуру с позиций духовных /нравственных/ ценностей;

  • осознать личную потребность участия в процессах поддержания и обновления культуры общества;

  • развивать качества художественного мышления, необходимые в любой профессии.

В старшем возрастном звене - с 9-10/11-12/ классы на первый план выходит художественно-интеллектуальный подход к искусству, сосуществующим с возрастным прагматизмом в поисках профессиональной ориентации; это время начинающегося интереса к истории искусства, к поисковой художественной

деятельности и стремления получить интегрированные художественные познания

(8слайд) Основные изменения содержания области "Искусство" заключаются в: 1) совершенствовании имеющегося содержания с позиций;

  • возрастных дефиниций;

  • традиционных систем (виды - жанры - художественные средства - история искусств);

  • структур творческой практики ("деятельность") и форм общения с искусством, со средой ("восприятие") а опоре на создание художественного образа как иносказания содержания в разных видах искусства;

2) создании нового содержания как итога интеграции искусств и модульных систем.

 

( 9 слайд)За школьные годы с 1 до 11-го (или 12-го) класса учащиеся должны познакомиться со всеми видами искусства, составляющими базис современной культуры и культурного общения, а также с основными видами и технологиями художественной деятельности и творчества, включая современное их понимание и техническую базу.

Преобладание словесности и лингвизации, как, в равной мере, и разговорно-иллюстративных методов преподавания (в век компьютера, Интернета и тиражной печати) не отвечают уже тенденциям современной культуры, которая приобрела полихудожественный, полиязычный характер. Социология культуры и культурология показывают, что литература как вид искусства занимает по популярности третье и даже четвертое место по продуктивности для благополучия личности в современном мире – вслед за изобразительным искусством (визуальной культурой), наиболее продуктивным в опережающей группе потребления культуры (академик Ю.У. Фохт-Бабушкин), а также – театром, музыкой, что подтверждено другими заслуживающими доверия источниками.

Практическим препятствием для столь широкого подхода к Образовательной области «Искусство» выступает ограниченность школьного времени. Концепцией всеобщего художественного воспитания предусмотрены два принципа:

1. Блочное, модульное сочетание искусств со сменой их доминирования на трех основных ступенях образования - в начальной, среднем и старшем звеньях, в соответствии с возрастным доминированием у детей определенных видов художественного мышления.

2. Гибкое сочетание с внеклассно-дополнительными и специализированными формами художественного образования, куда прошедшие пик возрастного доминирования формы искусства мягко выводятся для работы со специализированными группам детей.

(10 слайд)На этом основании в 1-4 классах (и детских садах) можно рекомендовать в качестве базовой основы музыкально-хороводные, групповые виды художественной деятельности в сочетании с танцевально-ритмическими занятиями и координацией движений (координация –обобщающий показатель физической культуры для младших детей), в том числе особенно – на основе импровизации и игры. В этот блок должны войти словесные занятия и развитие речи на основе содержательного действия (речь, музыка, пение), игры-драматизации и инсценировки с применением простых костюмов и масок, сочинение стихов и сказок. Закрепляющим фактором выступает сюжетное тематическое рисование, на всех занятиях и как их итог.

Уже со 2-го и 3-го класса доминирующим становится изобразительное искусство, изобразительная деятельность, которая начинает выступать в своих специфических формах. В 1-2 классах она ещё носила процессуально-деятельный характер, как и танец, театр, «хороводность» малышей, рисунок-рассказ и декоративно-пластическая установка художественной деятельности младших детей в целом, когда ведущую роль имеют внешние формы: украшение, костюмированность, реальная пластика, лепка движения и формы, протяженность в повествовании (чередование эпизодов), в игре и театральной драматизации – стремление спрятаться за маску, за роль героя (лицедейство).

С 3-го класса «изобразительными» становятся литература, музыка и пение (сюжетная песня и сказ через ритмы музыки), изобразительность речи, ее интонационность, как в музыке, ролевая фонетика персонажей (а не только их внешний вид и передвижение). В рисунках возникает изображаемое, иллюзорное пространство, оттенки цвета, – вместо объемной лепки, поделок, раскраски поверхностей. Таким образом, вместо модуля «Хоровод» (коллективно-пластическое действо) возникает модуль «Изображение», который наполняются элементами всех других видов искусства и художественного действия, особенно на стадии 1-2 и 3-4 классов.

Административное деление школы на «классы» (грейды – по-английски) не вполне соответствует течению художественного развития. «Изобразительный» период продолжается до 5-6 класса, но конец этого «периода сказок», фонетики речи и повествования, фольклорной хороводности и коллективного взаимодействия, «золотого века» детского рисунка (до 12 лет) протекает под влиянием тенденций уже нового модуля.

(11 слайд) Время 6-7 классов можно назвать модулем «стиха и порядка», «пространства и меры». В науках в этот период начинается систематическое преподавание истории и биологии растений, алгебры и геометрии, сложных форм счисления. Одновременно, это период очень точного, иллюзорного, так называемого «предметного рисунка», страстного увлечения ремесленными видами декоративно-прикладного искусства, стихосложением, былинами и легендами, романтикой, фантастической и приключенческой литературой.

Детская среда расслаивается, возникает сфера «личной жизни» (Д.Б. Эльконин), развивается интерес к техническим аспектам мастерства, к сложным формам индивидуального художественного действия (масляная живопись, сочинение стихов, прикладные виды объемного художества, словесный символизм – стихи и знаменитый подростковый сленг). На этом фоне угасает плавное течение речи, падает, как пишут М.М. Кольцова и болгарин Балевский, сигнальная роль слова (ненависть к моральным нотациям взрослых), происходит обособление детской среды от учителей и родителей. На детскую среду (и её культуру) можно воздействовать только через индивидуальный подход, через творчество самого ребенка, рукодельное искусство, минуя речь.

В период до 14-15 лет складываются все основные психологические предпосылки к переходу к допрофессиональной деятельности – живописи, танцу, игре на инструментах, а у массы детей возникает почти патологическая ненависть к домашнему обучению на фортепиано и к урокам рисования и пения, если они не переводятся на сложную исполнительско-техническую основу. По этой причине – наступает пик декоративно-прикладного искусства (резьба, вышивание, плетение, поделки, дизайн-конструирование). Образно-символическая роль слова и техническое преодоление сопротивления словесного материала выливается в писание стихов. Спортивность театра и танца вызывает волну интереса и соответствует тенденции возраста. Сегодня это период увлечения Интернетом и компьютерными играми, мультипликацией в кинодеятельности (анимация, оживотворение рисунка). У подростков популярны кино и видео-ТВ.

( 12 слайд) К 8-9 классам актуализируется на короткий период новый модуль – «Театр-Танец». Это перелом эстетики школьного возраста (академик Ю.У. Фохт-Бабушкин). Танец и театр, особенно хореография на много опережают в этом возрасте литературу, другие виды искусства. Этот блок, благодаря синтетической природе сценического искусства, может быть насыщен элементами всех видов художественной деятельности и творчества, вплоть до видео- и кино- монтажа, цветового освещения, компьютерной верстки и эффектов, моделирования костюма и грима, выразительности речи и действия, общения героев спектакля (этот модуль можно назвать и словом «Спектакль»). Это «театр жизни».

( 13слайд) В 9-11 классах, точнее в 10-11, актуализируется модуль «Литература-Опера», через театр. Условно, это – модуль «опера», которая через сценическое действие реализует литературу и музыкальную композицию (а также балет). Это модуль художественной классики, и он символизирует доминирование классической литературы, что признают все культурологические и экспериментальные педагогические исследования. Но, одновременно, это – интерес к музыкальной классике, театру, экранизациям, музейной эстетике, истории культуры.

Модуль «Музей». Это может быть музей балета, мелодий, старинной музыки, литературы, живописи - всех видов искусства.

Таковы связь полихудожественного подхода к Образовательной области «Искусство» с живым развитием детского художественного сознания.

 

 

 

(?слайд) Настоящей концепцией художественного образования школьников предусматривается наглядно-словесное и практическое знакомство (с привлечением моделирования и даже макетирования культурологических ситуаций), воображаемые путешествия по регионам и к памятникам культуры и природной среды (с привлечением видов искусства и видов творчества самих детей), как это существует в реальной культурной жизни общества и в жизни каждого ребенка, от возраста к возрасту.

Специализированные и допрофессиональные формы занятий выводятся за пределы расписания, куда передаются 0,5-1,5 процента детей, перспективные, согласно статистике, для углубленной работы и профессиональных занятий отдельными видами искусства, в том числе, по желанию семьи.

Необходимость такого широкого подхода, вместо стародавних литературы, пения и рисования, обусловлена мощным общеразвивающим воздействием процесса усвоения художественной культуры на духовное, умственное, нравственное и физическое развитие детей, даже на состояние их здоровья, подчеркивая особенно борьбу за духовное и нравственное здоровье народа, за культуру как народообразующий фактор (в отличие то информационно-утилитарных процессов), как фактор национального единства, народного самосознания, достоинства России и её граждан, включая этнокультуру и этнопедагогику, природную экологию, культурно-экономические факторы быта, здравоохранения, охрану материнства, семьи и детства.

Особого внимания заслуживает через культуру укрепление и обогащение духа семейной жизни. Здесь не только отдаленное воспитание детей как будущих родителей, но и немедленное вхождение культурных запросов и дел, (бумага, краски, инструменты, музыка) в учебные запросы и рядовой быт семьи.

 


Автор: Павлова Олеся Леонидовна
Работа:

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x