1. Раскрыть приемы работы для развития исследовательских способностей школьников на уроках якутского языка и литературы;
2. Показать результативность педагогической деятельности по этой проблеме
С целью развития исследовательской деятельности учащихся на уроках якутского языка и родной литературы использую:
1. Задания на развитие творческих способностей, загадки, ребусы;
2. Игровые моменты, связанные с введением сказочных героев;
3. Игры-исследования;
4. Игры-путешествия, экскурсии в музеи, на природу;
5. Встречи с интересными людьми, просмотр видео, прослушивание аудиоматериалов
Работа:
Организация исследовательской деятельности школьников на уроках якутского языка и родной литературы
Слепцов Петр Николаевич
учитель родного языка и литературы
МБОУ Арылахская средняя общеобразовательная школа
Верхоянского района Республики Саха (Якутия)
Актуальность: Современный мир стремительно меняется в области науки и технологий. Только за последнее десятилетие явлением массовой жизни стали такие информационные технологии, как интернет, мобильная связь, цифровое изображение. В связи с этим базовыми результатами школьного образования должны стать умения познавать мир, развитие познавательных, творческих способностей детей, исследовать проблемные ситуации.
Целью работы является разработка приемов и способов организации исследовательской деятельности школьников
Задачи:
Раскрыть приемы работы для развития исследовательских способностей школьников на уроках якутского языка и литературы;
Показать результативность педагогической деятельности по этой проблеме
Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. [5]
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.[4]
С целью развития исследовательской деятельности учащихся на уроках якутского языка и родной литературы использую:
Задания на развитие творческих способностей, загадки, ребусы;
Игровые моменты, связанные с введением сказочных героев;
Игры-исследования;
Игры-путешествия, экскурсии в музеи, на природу;
Встречи с интересными людьми, просмотр видео, прослушивание аудиоматериалов
Организацию исследовательской деятельности учащихся провожу в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Я уделяю особое внимание подготовительному этапу. Учет интересов, высокая мотивация, его желание решают важную роль. По моим наблюдениям над исследовательскими работами школьников я пришёл к таким выводам, что тема исследования должна быть интересна, близка, увлекательна ребёнку.
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.[1]
Содержание уроков якутского языка и родной литературы, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Интересные сведения о писателях Якутии стали поводом для исследований учащихся: Үөрүү уонна өрө күүрүү Леонид Попов поэзиятыгар”, “ Н.А.Лугинов төрүттэрэ-уустара. Молодые исследователи с каждым годом углубляли и расширяли темы исследований о произведениях якутских писателей. Н-р: М. Ефимов айар үлэтин ураты кистэлэҥнэрэ, М. Ефимов оҕолорго аналлаах айымньыларын истиилэ, рифмата, тыла-өһө, М.Д Ефимов оҕолорго аналлаах айымньыларын ырытыы, М.Д.Ефимовка анабыл хоһоон айыы.
Якутский героический эпос - олонхо является ценным потенциалом для изучения и исследования. Я учу школьников подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы. Школьники написали исследовательские работы и сообщения для ораторства Значение символов традиционной культуры народа саха - в священном дереве Аал Луук Мас, Олоҥхону Дьааҥылыы толоруу үгэстэрэ, Олоҥхо ис хоһооно аныгы ыччат өйдөбүлүгэр, Кэрэ үтүөтэ, үтүө үөрэҕэ Дьааны олонхолоругар.
Рассказы о родном крае, встречи с интересными людьми, экскурсии в местные музеи помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности: Дьааҥы сирэ-кэлии дьон хараҕынан, Батагай в судьбе района, в судьбе страны, Отличие Верхоянских героических сказаний от вилюйских традиций Олонхо.
Каждый якут должен знать свою родословную. Составление родословной - это увлекательный поиск информации о своих родственниках. Работы моих учеников: Бороҕон Дьаакыптан төрүттээх аймах дьоммут –Хаадьараптар, Слепцов К. К., Слепцов Н. уолун ыччаттарын төрүччүтэ, Күүрэлэр төрүттэрэ- Атахый Ньукулай.
Якутская лошадь для жителей нашей республики является священным животным народных легенд и сказаний. По результатам исследований конского волоса, якутских пород лошадей ученики написали доклады и сообщения Использование конского волоса в традициях народно-прикладного искусства, Использование метода идентификации якутских лошадей, Дьааҥыга сылгыны иитии -үтүө үгэспит, кэлэр кэскилбит.
Я стараюсь учить детей не только описывать красоту якутской природы, но и вести наблюдения. Дети учатся наблюдать за природными изменениями: прилетом птиц, растениями, таянием снега, изменением погоды, поведением животных. Так появились доклады Дьааҥыга Кета балык үөскээһинэ, Ньургуһун киһи олоҕор суолтата, Использование экологических символов и образов в якутских мультфильмах, Айылҕа тыынар салгыммыт, иһэр уубут, олохпут тыына. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся.
Ученики ежегодно успешно принимают участие во Всероссийских научно-практических конференциях. Слепцов Н. занял 3 место на НПК АПК-Молодежь, Наука, Инновации, участвовал на Всероссийской НПК имени Н.И. Лобачевского. Васильева А. заняла 3 место на Всероссийской НПК Ларионовские чтения. Бурнашев А., Аммосова К., Леонтьев И., Аммосова А. приняли участие на НПК Ларионовские чтения, на международной НПК Образование. Наука. Профессия, НПК Дмитриевские чтения с международным участием Наука побеждать.
Ученики становятся победителями и призерами республиканских НПК. Слепцов К. занял 4 м. на НПК Шаг в будущее, 3 м. на НПК Шаг в будущее, на НПК Сельская жизнь – 3 м., НПК Научный потенциал молодежи –селу XXI в – 3 м. Неустроев С. НПК Шаг в будущее - 2 м.
На НПК Ефимовские чтения Слепцова Н. стала лауреатом, Лугиновские чтенияАммосова К. - I м, Саввиновпа М. - 1 м., НПК Төрүччү-2017 Бурнашев А. – 1 м., Саввинова М. – 1 м., Слепцова А. – 2 м., Ойунские чтения Неустроев С.– 3 м, Саввинова М.- 2 м.
Воспитанники заняли призовые места на региональных НПК. На НПК Шаг в будущее Васильева А. – 1 м, Неустроев С. - 1 м, Юмшанова З. – 1 м, Чиркова Е. – 2 м, Аммосов Д. – 2 м.
Развитие устной монологической речи, умение описания фактов, умение выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения наблюдаются на районных конкурсах ораторского искусства. На конкурсах ораторов Батагай в судьбе района, в судьбе страны - 2 призера, Олонхо-школа жизни - 4 призера, Сохраним красоту родной природы- 3 призера, Замечательные люди северного края- 1 лауреат, 2 призера, Богатый и звучный язык народа в произведениях писателей - 1 победитель
Привитие навыков исследовательской работы школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика. Результативность проведенной работы проявляется в увеличении количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поступлением учеников в ВУЗ-ы, гимназии, лицеи.
Список использованной литературы
Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы в школе. М, 2010
Андреева Е.П., Берсенёва Л.А., Виноградова С.Б., Фёдорова А.В. Великое русское слово: как организовать научную работу школьников. Вологда, 2010.
Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. М., 2005.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. 2000. № 7.
Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Вологда – Тотьма, 2012.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.
HYPER13PAGE HYPER15
4
Скачать работу
Слепцов Петр Николаевич
учитель родного языка и литературы
МБОУ Арылахская средняя общеобразовательная школа
Верхоянского района Республики Саха (Якутия)
Актуальность: Современный мир стремительно меняется в области науки и технологий. Только за последнее десятилетие явлением массовой жизни стали такие информационные технологии, как интернет, мобильная связь, цифровое изображение. В связи с этим базовыми результатами школьного образования должны стать умения познавать мир, развитие познавательных, творческих способностей детей, исследовать проблемные ситуации.
Целью работы является разработка приемов и способов организации исследовательской деятельности школьников
Задачи:
Раскрыть приемы работы для развития исследовательских способностей школьников на уроках якутского языка и литературы;
Показать результативность педагогической деятельности по этой проблеме
Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. [5]
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.[4]
С целью развития исследовательской деятельности учащихся на уроках якутского языка и родной литературы использую:
Задания на развитие творческих способностей, загадки, ребусы;
Игровые моменты, связанные с введением сказочных героев;
Игры-исследования;
Игры-путешествия, экскурсии в музеи, на природу;
Встречи с интересными людьми, просмотр видео, прослушивание аудиоматериалов
Организацию исследовательской деятельности учащихся провожу в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Я уделяю особое внимание подготовительному этапу. Учет интересов, высокая мотивация, его желание решают важную роль. По моим наблюдениям над исследовательскими работами школьников я пришёл к таким выводам, что тема исследования должна быть интересна, близка, увлекательна ребёнку.
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.[1]
Содержание уроков якутского языка и родной литературы, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Интересные сведения о писателях Якутии стали поводом для исследований учащихся: Үөрүү уонна өрө күүрүү Леонид Попов поэзиятыгар”, “ Н.А.Лугинов төрүттэрэ-уустара. Молодые исследователи с каждым годом углубляли и расширяли темы исследований о произведениях якутских писателей. Н-р: М. Ефимов айар үлэтин ураты кистэлэҥнэрэ, М. Ефимов оҕолорго аналлаах айымньыларын истиилэ, рифмата, тыла-өһө, М.Д Ефимов оҕолорго аналлаах айымньыларын ырытыы, М.Д.Ефимовка анабыл хоһоон айыы.
Якутский героический эпос - олонхо является ценным потенциалом для изучения и исследования. Я учу школьников подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы. Школьники написали исследовательские работы и сообщения для ораторства Значение символов традиционной культуры народа саха - в священном дереве Аал Луук Мас, Олоҥхону Дьааҥылыы толоруу үгэстэрэ, Олоҥхо ис хоһооно аныгы ыччат өйдөбүлүгэр, Кэрэ үтүөтэ, үтүө үөрэҕэ Дьааны олонхолоругар.
Рассказы о родном крае, встречи с интересными людьми, экскурсии в местные музеи помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности: Дьааҥы сирэ-кэлии дьон хараҕынан, Батагай в судьбе района, в судьбе страны, Отличие Верхоянских героических сказаний от вилюйских традиций Олонхо.
Каждый якут должен знать свою родословную. Составление родословной - это увлекательный поиск информации о своих родственниках. Работы моих учеников: Бороҕон Дьаакыптан төрүттээх аймах дьоммут –Хаадьараптар, Слепцов К. К., Слепцов Н. уолун ыччаттарын төрүччүтэ, Күүрэлэр төрүттэрэ- Атахый Ньукулай.
Якутская лошадь для жителей нашей республики является священным животным народных легенд и сказаний. По результатам исследований конского волоса, якутских пород лошадей ученики написали доклады и сообщения Использование конского волоса в традициях народно-прикладного искусства, Использование метода идентификации якутских лошадей, Дьааҥыга сылгыны иитии -үтүө үгэспит, кэлэр кэскилбит.
Я стараюсь учить детей не только описывать красоту якутской природы, но и вести наблюдения. Дети учатся наблюдать за природными изменениями: прилетом птиц, растениями, таянием снега, изменением погоды, поведением животных. Так появились доклады Дьааҥыга Кета балык үөскээһинэ, Ньургуһун киһи олоҕор суолтата, Использование экологических символов и образов в якутских мультфильмах, Айылҕа тыынар салгыммыт, иһэр уубут, олохпут тыына. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся.
Ученики ежегодно успешно принимают участие во Всероссийских научно-практических конференциях. Слепцов Н. занял 3 место на НПК АПК-Молодежь, Наука, Инновации, участвовал на Всероссийской НПК имени Н.И. Лобачевского. Васильева А. заняла 3 место на Всероссийской НПК Ларионовские чтения. Бурнашев А., Аммосова К., Леонтьев И., Аммосова А. приняли участие на НПК Ларионовские чтения, на международной НПК Образование. Наука. Профессия, НПК Дмитриевские чтения с международным участием Наука побеждать.
Ученики становятся победителями и призерами республиканских НПК. Слепцов К. занял 4 м. на НПК Шаг в будущее, 3 м. на НПК Шаг в будущее, на НПК Сельская жизнь – 3 м., НПК Научный потенциал молодежи –селу XXI в – 3 м. Неустроев С. НПК Шаг в будущее - 2 м.
На НПК Ефимовские чтения Слепцова Н. стала лауреатом, Лугиновские чтенияАммосова К. - I м, Саввиновпа М. - 1 м., НПК Төрүччү-2017 Бурнашев А. – 1 м., Саввинова М. – 1 м., Слепцова А. – 2 м., Ойунские чтения Неустроев С.– 3 м, Саввинова М.- 2 м.
Воспитанники заняли призовые места на региональных НПК. На НПК Шаг в будущее Васильева А. – 1 м, Неустроев С. - 1 м, Юмшанова З. – 1 м, Чиркова Е. – 2 м, Аммосов Д. – 2 м.
Развитие устной монологической речи, умение описания фактов, умение выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения наблюдаются на районных конкурсах ораторского искусства. На конкурсах ораторов Батагай в судьбе района, в судьбе страны - 2 призера, Олонхо-школа жизни - 4 призера, Сохраним красоту родной природы- 3 призера, Замечательные люди северного края- 1 лауреат, 2 призера, Богатый и звучный язык народа в произведениях писателей - 1 победитель
Привитие навыков исследовательской работы школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика. Результативность проведенной работы проявляется в увеличении количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поступлением учеников в ВУЗ-ы, гимназии, лицеи.
Список использованной литературы
Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы в школе. М, 2010
Андреева Е.П., Берсенёва Л.А., Виноградова С.Б., Фёдорова А.В. Великое русское слово: как организовать научную работу школьников. Вологда, 2010.
Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. М., 2005.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. 2000. № 7.
Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Вологда – Тотьма, 2012.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.
HYPER13PAGE HYPER15
4