Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Праздники с элементами театрализации в ДОУ как средство формирования актерских способностей старших дошкольников. Автор: Патанина Валентина Леонтьевна

В статье представлены результаты работы над развитием актерских способностей старших дошкольников через праздники с элементами театрализации.


Автор: Патанина Валентина Леонтьевна
Работа:

Праздники с элементами театрализации в ДОУ как средство формирования актерских способностей старших дошкольников

Патанина В. Л.,

студентка специальности 050144 «Дошкольное образование»,

руководитель Рудаковская Н. А.,

преподаватель высшей квалификационной категории

КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж»

 

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности.

По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой.

Театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволяет обратиться к театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования [7, с.19].

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) задачами развития воспитанника являются следующие задачи: содействовать дальнейшему приобщению к театральноигровой деятельности; развивать умение передавать в роли настроение, характер персонажа; стремиться к выразительной передаче образа (движения, интонация, мимика); самостоятельно и выразительно вести свою роль в спектакле [1].

В наше время время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям любовь к музыке, к литературе, к русскому слову и развивать их актерские способности. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какойлибо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников это специфический вид художественнотворческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художникаоформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественнотворческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе [2, с. 111].

Работа с детьми старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным методам. Методы - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков. Первый метод предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и так прочее. Второй метод целиком посвящен работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен и так прочее [3, с.30].

Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы актерского мастерства для взрослых. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных, эмоциональных состояний. Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными приемами актерской техники [4, с.3].

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных приемов, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Праздники и развлечения в детском саду это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку. Это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Это одна из самых необходимых и самых любимых частей в жизни детского сада. Это веселье, песни, танцы и сказочные герои, приходящие в гости. Каждый ребенок хочет показать, чему он смог научиться, раскрыть свои таланты и умения. В процессе подготовки развивается память, координация, активизируется речь, прививается эстетический вкус и любовь к музыке [6, с.7].

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Одна из основных целей праздничных мероприятий в ДОУ – создание у ребенка радостного настроения, формирование положительного эмоционального подъема и сформированной праздничной культуры. Поэтому важно не допустить формализма и однообразия при их проведении, необходимо продумать художественные элементы праздника и тщательно отобрать песни, стихи, музыку, игры, танцы.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В детском празднике как одном из видов творческой деятельности необходимо учесть заранее запланированные моменты и возможность импровизации. Для того чтобы праздник получился, необходимо составить четкий план организации и проведения праздника, в котором необходимо учесть все организационные, методические, психолого-педагогические, музыкальноэстетические критерии, выстроить его структуру, определить тематику и продумать содержание.

В период практики мной была проведена диагностика уровня развития актерских способностей старших дошкольников в процессе подготовки и проведения праздников с элементами театрализации. Базой исследования явился МБДОУ Ярцевский детский сад №3. Методика диагностики заимствована из пособия «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой [5].

На начальном этапе работы проведена диагностика изучения актерских умений и игровых позиций дошкольников в театрализованных играх. Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.

Методы исследования на данном этапе:

1. Беседа с детьми;

2. Наблюдение и анализ театрализованной деятельности.

Наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой детей, а также в процессе выполнения этюдов и упражнений на выявление актерских умений. Детям предлагалось передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: ·Чудо остров! ·Наша Таня громко плачет. ·Первый снег! Ветер! Холодно! Детям нужно было пересказать текст с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке». Следующее задание - пантомимические этюды. Котята: сладко спят; просыпаются, лапкой умываются; зовут маму; пытаются утащить сосиску; боятся собаки; охотятся. Покажи, как танцует добрая фея на балу у Золушки; как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; как удивляется черепашка-ниндзя; как здоровается Снежная Королева; как обижается Винни-Пух; как радуется Карлсон. Этюды на изменения тембра голоса. Педагог: «Киска, как тебя зовут?» Ребенок: «Мяу!» (Нежно) Педагог: «Стережешь ты мышку тут?» Ребенок: «Мяу!» (Утвердительно) Педагог: «Киска, хочешь молока?» Ребенок: «Мяу!» удовлетворением) Педагог: «А в товарищи щенка?» Ребенок: «Мяу! Ффф-ррр»! (Изобразить: трусливо, пугливо). Кроме этого детям предлагалось интонационное прочтение стихов-диалогов, проговаривание скороговорок.

Результаты наблюдения фиксировались в таблице. Оценивая умения значками «+», «-», фиксировались умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности. С помощью результатов, представленных в таблице можно определить, какую позицию занимает ребенок в театрализованных играх. Таблица 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В процессе наблюдения было установлено следующее: в театрализованных играх дети занимают такие позиции: все дети в группе- «зрители» 10 человек – 100%, среди них «зритель – режиссер» - 0 чел.- 0%, «зритель – актер» - 5 чел.- 50%, «зритель – актер – режиссер» - 3чел. – 30%, явная позиция «зритель» - 2чел.-20%.

По результатам диагностики был сделан вывод, что дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», предпочитают наблюдать за происходящим театрализованным действием, инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение у детей развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует то, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. В процессе диагностики изучены актерские, режиссерские, зрительские умения старших дошкольников в играх-драматизациях. Наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты фиксировались в таблице знаками «+», «—», фиксировались умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности. Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как: интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки; соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание чего-то нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии. Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых: принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом; передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов; возможна импровизация. Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики: внимание – ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле; сопереживание – ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом; воспроизведение впечатлений - выражает свое эмоциональное состояние, настроение.

Таким образом, по результатам диагностики у двух детей выявлен высокий уровень способностей, 20%, у трех человек - средний уровень, 30% и пять детей показали низкие результаты, 50%. Почти у всех детей группы слабо выражены пластические и речевые данные, актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Наблюдения за поведением детей показали, что сам ребенок еще не в состоянии оценить свои возможности. Именно поэтому почти каждый дошкольник готов к исполнению главной роли. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

На следующем этапе был разработан план наблюдения за детьми в процессе праздников с элементами театрализации и проведения развлечений с театрализацией. Для наблюдения выбраны два праздника и проведен ряд развлечений.

На начальном этапе была проведена игра – драматизация «Курочка – ряба», для распределения ролей состоялась беседа о том, кто кем хочет быть. Дети были не активны, только два ребенка высказали желания исполнять роль. Далее проговаривали слова героев, и предварительно проиграли сказку. После игры – драматизации, дети сами подходили и изъявляли желание проиграть еще раз сказку, с самыми активными проиграли спектакль «Репка», те дети, которые не участвовали в театрализации, были зрителями.

Для того чтобы организовать праздник «Стоит в поле теремок» с театрализацией, необходимо было задействовать взрослых, дети уже с интересом откликнулись на идею праздника. Распределение ролей проходило уже между детьми, когда были трудности, детям помогали. Сказка «Теремок» для детей старшей группы легкая, хорошо запоминающаяся, все дети запомнили свои слова, и «вжились в роль». Предварительная работа и репетиции были около двух недель.

По инициативе детей, была проведена театрализация сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?». В постановке участвовали все диагностирующие дети, каждый ребенок выбрал себе роль. Сказка для детей оказалась интересной, и быстро запоминающейся, все дети практически выучили свои слова и с нетерпением ждали выступления. Для представления были приглашены родители, дети младшего школьного возраста. Можно было заметить, что дети, уже начинали менять голос, мимику лица, подражая своему герою.

Родители были довольны результатом, сказочное представление понравилось и взрослым, и детям.

После наблюдения и проведения мероприятий с элементами театрализации в процессе практики в старшей группе была проведена повторная диагностика изучения игровых позиций и актерских умений дошкольников в играх-драматизациях. Результаты ее представлены в Таблице 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В процессе наблюдения было выявлено: в играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: все дети в группе - «зрители», 10 чел. – 100%, среди них «зритель – режиссер» - 2 чел. – 20%, «зритель – актер» - 6 чел. – 60%, «зритель – актер – режиссер» - 2 чел. – 20%, общая позиция «актер» - 8чел. – 80%.

Анализ результатов свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей. Специально применяемые приемы и методы, входящие в систему мероприятий, дают положительный результат, наблюдается, хоть и незначительная, но динамика в освоении принципа импровизации при исполнении роли, умении создания образа персонажа, проявлении творческой свободы, снятии внутренних, эмоциональных зажимов, постепенного овладения актёрскими элементами. Однако, положительные изменения наблюдаются не у всех детей, что связано с их индивидуальными особенностями. Сравнительный анализ результатов диагностики на начальном и конечном этапах позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 15 %, уровень сформированности актёрских способностей детей повысился на 20%.

Таким образом, развитие актерских умений и навыков – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Праздники с элементами театрализации способствуют активизации внимания, вовлечение детей в творческую деятельность. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. У всех ребят группы произошли личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях.

Приведенные в данном исследовании результаты работы можно применять на практике с детьми старшего дошкольного возраста. Используя вышеописанные методы и приемы развития актерских способностей детей в процессе подготовки и проведения праздников и развлечений, педагог создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования.

 

Список литературы:

 

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Генов, Г.В. Театр для малышей. / Г.В. Генов – М.: Просвещение, 1968. – 154 с.

Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Л.М. Гурович - Л., 1973. – 54 с.

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казако

ва. Пособие для воспитателя детского

сада - М.: Просвещение. - 2012. - 114 с.

Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. С.А. Козловой. М., издательский центр "Академия". 2012 - 256 с.

Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1990. - № 1.

С. 37-44.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика уровня развития актерских способностей дошкольников

Таблица 1

Начальная диагностика игровых позиций детей

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспекты наблюдения за игрой-драматизацией

 

Замысел

(режиссерские умения)

Роль

(актерские умения)

Восприятие

(зрит. умения)

Ведущий мотив игры

 

Интерпретация -понимание идеи

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

Воспроизведение впечатлений

 

1. Емельянова Н.

-

-

-

-

+

+

-

+

+

Зрит/актер

2 Зебзеев Д.

-

-

-

-

+

+

-

+

+

Зрит/актер

3 Коробейников Д.

-

+

-

+

+

+

+

+

-

Р/акт/зрит

4 Коробейникова Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Р/ акт/ зрит

5 Кураев К.

-

-

-

-

+

+

-

+

+

Зрит/актер

6 Мальцева К.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Зритель

7 Падикова Н.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Зритель

8 Патанин Л.

-

-

-

-

+

+

-

-

+

Зрит/актер

9 Спирин В.

-

-

-

-

+

+

+

-

+

Зрит/актер

10 Татаркина К.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Р/ акт/зрит

Таблица 2

Повторная диагностика игровых позиций детей

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспекты наблюдения за игрой-драматизацией

 

Замысел

(режиссерские умения)

Роль

(актерские умения)

Восприятие

(зрит. умения)

Ведущий мотив игры

 

Интерпретация -понимание идеи

комбинирование

планирование

принятие

передача смысла образа

импровизация

внимание

сопереживание

Воспроизведение впечатлений

 

1. Емельянова Н.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

Р/акт/зрит

2 Зебзеев Д.

+

-

+

-

+

+

-

+

+

Зрит/актер

3Коробейников Д.

-

+

-

+

+

+

+

+

-

Реж/зрит

4Коробейникова Г

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Р/ акт/зрит

5 Кураев К.

-

-

-

-

+

+

-

+

+

Зрит/актер

6 Мальцева К.

-

+

-

-

+

-

-

-

+

Зрит/актер

7 Падикова Н.

-

-

-

-

+

+

-

+

+

Зрит/актер

8 Патанин Л.

-

-

-

-

+

+

-

-

+

Зрит/актер

9 Спирин В.

-

+

+

-

+

+

+

-

+

Зрит/актер

10Татаркина К.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Реж/ зрит

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×