Проектная деятельность младшего школьника . Автор: Ахметшина Марселья Шамильевна

Проектная деятельность в начальных классах позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.

Цель проекта:

·        Активизировать познавательную деятельность учеников.

·        Объединить школу, детей и   родителей в совместной деятельности

·        Развивать личность ребенка 

·        Воспитывать инициативность и самостоятельность

·        Формировать патриотическое сознание младших школьников.                                         


Автор: Ахметшина Марселья Шамильевна
Работа:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №6

 

 

 

Ахметшина Марселья Шамильевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

 

 

 

«Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательной организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Альметьевск 2019г.

Аннотация

 

 

Проектная деятельность в начальных классах позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта позволяет решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность работы:

Большинство нравственных качеств человека формируются в детские, школьные годы. Мироощущение детей происходит на уровне эмоций. Максимально полные, глубокие, яркие и содержательные знания учащихся о родном крае и его героях, являются самыми действенными при воспитании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Самая первостепенная задача это помощь учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни донести сущность и полноту большого патриотизма - как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Цель проекта:

Активизировать познавательную деятельность учеников.

Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности

Развивать личность ребенка

Воспитывать инициативность и самостоятельность

Ф

ормирова

ть

патриотическо

е

сознани

е

младших школьников.

 

Задачи:

способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

 

 

 

 

 

 

 

1.ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ

1.1.Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

(В.А.Сухомлинский)

 

 

Метод проектов разработанный еще в первой половине 19 века вновь стал актуальным в современном информационном обществе.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. 

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная деятельность нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

 

1.2.Плюсы и минусы проектной деятельности.

Плюсы проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Но есть и минусы.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах - это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей  части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

 

ВЫВОД Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного – воспитательного процесса.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

2.1. Условия возникновения, становления и формирования опыта.

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Для успешного взаимодействия педагога и ученика в первом классе вместе со школьным психологом и с согласия родителей мы проводим тестирование П.Торренса на творческое мышление и выявляем креативность ученика (творческие способности индивида)

После этого я предлагаю ребятам роли, согласно которым продолжаем работу по группам. Роли в группах меняются.

Ученик-

к

апитан, к его

мнени

ю должны

прислушива

ться,

он выбирает темы для работы.

Учени

к-

журналист (

ищет литературу, где есть нужная информация

)

.

Ученик-

поисковик

(

с интернет ресурсами

)

.

Учени

к-

редактор (составляет презентацию).

Ученик – актёр (выступает).

В ходе работы с учащимися над проектом не только ученик меняет роль, но и учитель:

1.стахановец - вдохновитель (человек, одержимый идеей);

2.советчик (консультант-дающий советы по вопросам в области своей компетенции).

3.глава (особенно в вопросах планирования времени);

4.эксперта (специалист-дающий заключение работе).

Через проектную деятельность каждый ребенок вовлекается в творческий процесс, классный руководитель же должен быть еще и хорошим менеджером. Он организует помощь ребенку со стороны заинтересованных взрослых, решает личностные проблемы ребенка, организует детский досуг и общение.

2.2. Первые шаги в проекте

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным.

Для меня, как классного руководителя волшебным ключиком к воспитанию патриота и социально успешной личности является деятельностный подход и технология проектной деятельности, соблюдая преемственность в обучении и воспитании.

Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий.

Тема проекта « Я живу в России» В этом проекте четыре ступени.

1 ступень - «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ребята с первого класса понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд.

2 ступень – «Профессия-ученик»

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Формирование активной гражданской позиции учеников происходит через привлечение их к участию в жизни группы и коллектива, созданию мини проектов.

3 ступень «Город, в котором мы живём»

«Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данной ступени. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

4 ступень « Спасибо нашим прадедам»

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

3. «Лесенка-Чудесенка».

3.1. Работа на каждом этапе.

В самом начале нашей работы мы с ребятами нарисовали «лесенку-Чудесенку» Каждый раз при выполнении мини проектов мы прикрепляем флажок, который говорит нам о завершении работы и о количестве мини проектов.

На первом этапе мы с ребятами провели конкурс рисунков «Я живу в России», создали презентацию и были удостоены диплома победителя за победу во Всероссийском конкурсе презентаций «Яна гасыр». С учителем татарского языка печатались в газете

Второй этап: Создали буклеты «Воспитанный школьник». Провели конкурс проектов по теме «Вежливость». С лучшими проектами ребята выступали в V Конференции школьников « Я исследователь» и заняли там призовые места. Участвовали в городском конкурсе «Фестиваль республик» Провели конкурс чтецов на тему «Мой Тукай». Харисов Рамазан занял 1 место в Международном конкурсе чтецов и выступал в г. Казань на гала концерте.

На третий этап мы только вступили. Но уже успели закончить работу над озеленением класса. Мы начали изучение памятников нашего города. Заключительной работой должна быть общая презентация.

В четвёртом классе очень хочется создать альбом памяти наших прадедов – воинов, альбом о близких людях, которые воевали или были причастны к военным действиям. Материал начали собирать.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

ВЫВОД

       В результате работы над проектами мною выявлены позитивные изменения в динамике средних показателей обученности учеников начальных классов к началу 3 класса:

-         умение поставить творческую цель – 60%;

-         умение работать самостоятельно – 60%;

-         творческий подход – 78%;

-         степень включенности в групповую работу –80%;

-         уровень проведения презентации – 60%;

-         количество и качество использованной информации – 60%;

-         планирование деятельности – 60%;

      

Таким образом, я выявила, что проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта позволяет решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Список литературы

1.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.

2.Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.

3.Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.

4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

5.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.

6.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.

8.pedsovet.org/m/my/

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x