Рефлексия: обозначение новых знаний или производство новых

Тема: Рефлексия: Обозначение новых знаний или производство новых.

         Само слово рефлексия означает размышление; самонаблюдение; самопознание.

Рефлексия как педагогический метод изучен и разработан советскими педагогами как Занков, Эльконин, Давыдов.

В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами

Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик учится определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

         Рефлексия может быть письменным, устным или практическим. Также она может быть фронтальной (что малоэффективно) или индивидуальной.

         После урока можно ограничиться рефлексией отдельных учеников. Часто рефлексируют те, которые не отвечали, не охвачены оценкой.

         Целю рефлексии могут быть:

- узнать самооценки ученика за урок

- сравнение работы ученика на нескольких уроках

- если ученик не усвоил, то учитель может предложить дополнительную литературу, посоветовать над чем работать. Вот, например, урок физкультуры, Иванов не может освоить бесшажный ход. Просто, банально, ему не хватает силы рук и брюшного пресса. Учитель предлагает ему очень простое, доступное упражнение. В неделю три раза отталкиваться от пола в упоре до отказа. Отдохнуть, оттолкнуться еще два раза меньше, отдохнуть, отдохнуть и опять оттолкнуться еще два раза меньше. И так за все весну, лето, и за следующую зиму. Тогда Иванов через год может лететь одношажным ходом. Что же, упорство труд только приводят к успеху.

         Недаром любимым методом выдающегося педагога Дмитрия Петровича Коркина была рефлексия. Он заставлял всех участников соревнований записать все схватки подробно. Потом анализировал эти схватки при всех. Говорят, что Коркин мог пожурить борца, занявшего бронзовую медаль. Он допустил ошибку и проиграл противнику, не превосходящему классом.  А может отметить борца, не занявшего призовое место. Он бился четыре круга с сильными противниками, побеждал за счет правильной тактики и упорства.

Но, рефлексия как категория педагогическая означает деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных способностей действий и их основанность. На практике рефлексия часто сводится к самооценке ученика на конкретном уроке, тренировке или на соревнованиях.

          Вот приходит ученик после уроков домой, а бабушка спрашивает: «Ну что нового сегодня узнал, внук?» а внук толком и ответить не может. Пять -  шесть уроков просидел, а рассказать не о чем. Или, например, отвечает: «На уроке физкультуры я прыгнул дальше всех, Коля занял второе место, отстал от меня на двадцать сантиметров…»

         Но когда учитель систематически удачно приводит рефлексию, бабушка может услышать примерно такой ответ: «бабушка, я узнал, что вода толкает вверх любой предмет ровно на столько килограммов, сколько килограммов, сколько литров объема предмета погружено в воду. Вот почему предметы тяжелее самой воды – тонут, а предметы легче – не тонут…» и начинает объяснять.

          Проблема изложена в кратце, в практическом аспекте.

 


Автор: Дорофееа Ирина Аркадьевна
Работа:

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x