Смысловое чтение на уроках в начальной школе. Автор: Воробьева Татьяна Анатольевна

Проект по использованию стратегий смыслового чтения


Автор: Воробьева Татьяна Анатольевна
Работа:

Проект «Смысловое чтение на уроках в начальной школе»

«Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка»

Л.С. Выготский (т. 3, с. 198)

"Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса".

К.Д. Ушинский

в Национальной программе феномен чтения рассматривается комплексно, как основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, как важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. (Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова)

Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Способы, или виды чтения - это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп.

Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию

Сегодня один из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать. Именно сейчас умение быстро обучаться, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

Актуальность выбранной темы

 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека

Очень часто учащиеся считают, что уроки – скучные предметы, на которых надо много писать, читать, поэтому я пытаюсь разнообразить уроки, но не с целью развлечь, а представить эти предметы, может быть, как синтез многих изучаемых предметов. Я работаю учителем начальных классов уже 21 год и с каждым годом наблюдаю тенденцию к увеличению числа детей с различными трудностями в школьном обучении, в частности, в чтении, в понимании и анализе прочитанного. Очень важна в таких случаях работа над всеми компонентами речи, развитие внимания, памяти, мышления, использование в работе наглядности, игровых методов и приёмов.

Я изучила, обобщила приемы смыслового чтения и составила ряд заданий по предметам в начальной школе. Надеюсь, что материал по этому вопросу пригодится мне и моим коллегам в дальнейшей педагогической деятельности. Буду и дальше работать в этом направлении. Убеждена, что работа по улучшению читательской грамотности обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.

 

Проблема:

Дети школьного возраста не владеют приемами смыслового чтения и не могут в нужной мере анализировать информацию.

Целью проекта является выявление наиболее эффективных способов и приемов смыслового чтения по предметам в начальной школе

Средство:

использование различных приёмов смыслового чтения

Объектом исследования является проблема непонимания прочитанного детьми, неумение работы с информацией

Предметом исследования являются методы и приемы смыслового чтения

Гипотеза:

Применение различных методов и приёмов смыслового чтения ведет к улучшению понимания прочитанного, повышению читательской грамотности учащихся.

Задачи:

1.Изучить теоретический материал по теме исследования.
2.Проанализировать приемы смыслового чтения.
3.Представить систему заданий с использованием приемов смыслового чтения.
4.Экспериментально доказать эффективность различных приёмов чтения

5.Предоставить презентацию работы с приемами смыслового чтения по русскому языку, математике и литературному чтению????????

6.Сформировать у учащихся умение использовать приемы смыслового чтения.

7. Развивать читательскую компетентность младших школьников.

8.Разработать компьютерные игры, содержание которых направлено как на формирование читательской грамотности , так и на развитие мышления (отгадывание загадок, заполнение кроссвордов и т.д.)

Предполагаемый результат:

1. Появление интереса к чтению

2. Умение самостоятельно работать с текстом.

3. Повышение познавательного интереса по предметам, развитие критического мышления на уроках.

4. Развитие речи и мышления.

Сроки реализации: 4 года. 2016-2020г.

На данной диаграмме представлены результаты административных контрольных работ по полугодиям по русскому языку и математике за 2 и 3 класс. Из диаграммы видно, что качество знаний по предметам улучшается. В 1 классе аттестации обучающихся не было. В 3 классе по русскому языку качество знаний значительно улучшилось. По математике качество знаний осталось прежним.

 

Учебный

год

Русский язык

Математика

 

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

2016-2017

1 кл.

-

-

-

-

2017-2018

2 кл

75%

78%

75%

78%

2018-2019

3 кл

84%

-

78%

-

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x