Статья предназначена для учителей начальных классов. В ней рассказывается о типах текста и внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе.
Доклад
«Современные методики работы с текстом и их применение в начальной школе»
Одна из важнейших целей современного образования – не только дать ребёнку определённую систему знаний по ряду преподаваемых дисциплин, но и воспитать функционально грамотную личность, способную к жизни в обществе, общению, применению полученных знаний на практике..
Основа для хорошего воспитания и образования ребёнка в средней школе, на которую приходится большая часть учебного материала, закладывается в младших классах, то есть в начальной школе. Именно в этот период важно не только привить ребёнку основные навыки (чтение, письмо, правильное говорение) и дать ему базовые знания по русскому языку, математике и другим предметам, но и заложить хорошую основу для его морально-нравственного и этического воспитания.
Ввиду особенностей детской психики учить младших школьников серьёзным вещам целенаправленно сложно. Они приходят в школу после детского сада и длительный период адаптируются к новой системе, поэтому воспитательный процесс объединяется с образовательным. Преподнесение базовых жизненных понятий происходит в процессе освоения каких-либо знаний. Наиболее подходящей единицей для обучения и воспитания в таком ключе является текст.
Текст – это произведение речетворческого процесса, которое обладает завершенностью.
Тексты делятся на следующие типы:
Публицистические
, или тексты массовой коммуникации. Считаются официальными текстами СМИ.
Публицистические тексты имеют следующие отличительные черты: эмоциональность и образность речи, оценочность, логика с опорой на достоверную информацию, призывность, простота понимания.
Синтаксический строй таких текстов прост, преобладают простые, односложные предложения, которые, однако, чередуются со сложноподчиненными и предложениями с несколькими видами связи.
Официально-деловые
. Тексты данного стиля в большинстве своем являются письменными, так как встречаются в официальных документах. Тексты данного стиля также можно классифицировать на следующие подгруппы: законодательные, дипломатические и административные. Основная функция текстов данного стиля – информирование читателей о чем-либо точно, сжато, емко.
Тексты данного стиля имеют следующие отличительные черты: информативная направленность, точность и стандартность формулировок, жесткая логическая структура, отсутствие эмоциональности и оценочности.
Научные
. Основная цель научных текстов – донести официальную, проверенную изученную информацию, научные факты до читателя. Научные тексты также имеют свою жанровую классификацию. Они подразделяются на научные статьи и заметки, методические пособия и монографии, рецензии и аннотации, курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени. Тексты данных типов также встречаются и в устной речи в форме научных докладов, выступлений, лекций.
От текстов остальных типов научные отличаются по следующим параметрам: ясность, логичность, точность, сжатость, субъективная оценочность автора (пишущего), объективность, нейтральная экспрессивность, официальность, стандартность, научная доказанность.
Также тексты можно классифицировать по функционально-смысловым особенностям на тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения.
Текст-повествование предназначен для изображения последовательности событий, рассказа о них – повествования. В данном тексте события, как правило, описываются одно за другим, выстраиваются в определенной – но не всегда хронологической – последовательности. Отличительная особенность данного текста – динамика.
Тексты-описания предназначены для описания человека, животных, предметов живой и неживой природы, явлений и событий. Такие тексты статичны, их основная цель – дать представление об описываемом объекте, рассказать о его характерных особенностях так, чтобы читатель смог его представить в точности.
Тексты-рассуждения создаются, прежде всего, для высказывания мнения по определенным вопросам, фактам, новостям, событиям и т.д. В таких текстах, как правило, превалируют вводные и оценочные слова и выражения.
Существует еще несколько текстовых классификаций, каждая из которых имеет ряд особенностей и базируется на определенных характеристиках текста как языковой единицы. Однако приведенные выше стилистические и типологические классификации являются на сегодняшний день наиболее распространенными и используются большинством лингвистов при изучении нескольких текстов, требующих, например, дальнейшего разделения на группы.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-практическое отличие текста от набора предложений;
-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
-озаглавливание текста (подбор заголовков);
-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
-деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков;
-подбор антонимов и синонимов к словам;
-нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
3–4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Виды работы с текстом в начальной школе.
В начальной школе встречается достаточно много видов работы с текстом на разных уроках. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Рассмотрим основные виды работы с текстом, которые используем на разных уроках.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Для формирования читательской компетенции используем следующие виды работы с текстом:
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней
Чтение (пересказ) по готовому плану;
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома;
Инсценировка текста или отрывка;
Чтение в лицах;
Чтение цепочкой по предложению;
Чтение абзацами;
Чтение с остановками;
Поисковое чтение;
Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка. Чаще всего используем следующие виды работы с текстом:
Восстановление деформированного текста.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме,
например
:
чк
,
чн
.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Восстановление
текста по
опорным словам
, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний.
Особое внимание уделяем работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики работа с текстом ведется при изучении задач. В основном применяется поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Его цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).
проводится анализ задачи;
устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения;
перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
На уроках окружающего мира используем следующие виды работы с текстом:
Чтение с пометками -
каждому учащемуся выдается текст и
предлагается сделать условные
пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое)
.
выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста.
На уроках изобразительного искусства ведется:
иллюстрирование отдельных
эпизодов произведений
;
рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
На уроках технологии веду работу с элементами текста. Выбор главной информации из представленного задания.
Для обучения младших школьников работе с текстами нужно соблюдать некоторые условия:
1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» Крылова и Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.
5. Разные по объему произведения позволяют учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.
Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.