Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Современные методики работы с текстом и их применение в начальной школе». Работа №274074

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Статья предназначена для учителей начальных классов. В ней рассказывается о типах текста и внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе.

Работа:

 

 

Доклад

 

 

 

«Современные методики работы с текстом и их применение в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Одна из важнейших целей современного образования – не только дать ребёнку определённую систему знаний по ряду преподаваемых дисциплин, но и воспитать функционально грамотную личность, способную к жизни в обществе, общению, применению полученных знаний на практике..

Основа для хорошего воспитания и образования ребёнка в средней школе, на которую приходится большая часть учебного материала, закладывается в младших классах, то есть в начальной школе. Именно в этот период важно не только привить ребёнку основные навыки (чтение, письмо, правильное говорение) и дать ему базовые знания по русскому языку, математике и другим предметам, но и заложить хорошую основу для его морально-нравственного и этического воспитания.

Ввиду особенностей детской психики учить младших школьников серьёзным вещам целенаправленно сложно. Они приходят в школу после детского сада и длительный период адаптируются к новой системе, поэтому воспитательный процесс объединяется с образовательным. Преподнесение базовых жизненных понятий происходит в процессе освоения каких-либо знаний. Наиболее подходящей единицей для обучения и воспитания в таком ключе является текст.

Текст – это произведение речетворческого процесса, которое обладает завершенностью.

Тексты делятся на следующие типы:

Публицистические

, или тексты массовой коммуникации. Считаются официальными текстами СМИ.

Публицистические тексты имеют следующие отличительные черты: эмоциональность и образность речи, оценочность, логика с опорой на достоверную информацию, призывность, простота понимания.

Синтаксический строй таких текстов прост, преобладают простые, односложные предложения, которые, однако, чередуются со сложноподчиненными и предложениями с несколькими видами связи.

Официально-деловые

. Тексты данного стиля в большинстве своем являются письменными, так как встречаются в официальных документах. Тексты данного стиля также можно классифицировать на следующие подгруппы: законодательные, дипломатические и административные. Основная функция текстов данного стиля – информирование читателей о чем-либо точно, сжато, емко.

Тексты данного стиля имеют следующие отличительные черты: информативная направленность, точность и стандартность формулировок, жесткая логическая структура, отсутствие эмоциональности и оценочности.

Научные

. Основная цель научных текстов – донести официальную, проверенную изученную информацию, научные факты до читателя. Научные тексты также имеют свою жанровую классификацию. Они подразделяются на научные статьи и заметки, методические пособия и монографии, рецензии и аннотации, курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени. Тексты данных типов также встречаются и в устной речи в форме научных докладов, выступлений, лекций.

От текстов остальных типов научные отличаются по следующим параметрам: ясность, логичность, точность, сжатость, субъективная оценочность автора (пишущего), объективность, нейтральная экспрессивность, официальность, стандартность, научная доказанность.

Также тексты можно классифицировать по функционально-смысловым особенностям на тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения.

Текст-повествование предназначен для изображения последовательности событий, рассказа о них – повествования. В данном тексте события, как правило, описываются одно за другим, выстраиваются в определенной – но не всегда хронологической – последовательности. Отличительная особенность данного текста – динамика.

Тексты-описания предназначены для описания человека, животных, предметов живой и неживой природы, явлений и событий. Такие тексты статичны, их основная цель – дать представление об описываемом объекте, рассказать о его характерных особенностях так, чтобы читатель смог его представить в точности.

Тексты-рассуждения создаются, прежде всего, для высказывания мнения по определенным вопросам, фактам, новостям, событиям и т.д. В таких текстах, как правило, превалируют вводные и оценочные слова и выражения.

Существует еще несколько текстовых классификаций, каждая из которых имеет ряд особенностей и базируется на определенных характеристиках текста как языковой единицы. Однако приведенные выше стилистические и типологические классификации являются на сегодняшний день наиболее распространенными и используются большинством лингвистов при изучении нескольких текстов, требующих, например, дальнейшего разделения на группы.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-практическое отличие текста от набора предложений;

-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

-озаглавливание текста (подбор заголовков);

-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

-деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков;

-подбор антонимов и синонимов к словам;

-нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;

3–4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Виды работы с текстом в начальной школе.

В начальной школе встречается достаточно много видов работы с текстом на разных уроках. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Рассмотрим основные виды работы с текстом, которые используем на разных уроках.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Для формирования читательской компетенции используем следующие виды работы с текстом:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней

Чтение (пересказ) по готовому плану;

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома;

Инсценировка текста или отрывка;

Чтение в лицах;

Чтение цепочкой по предложению;

Чтение абзацами;

Чтение с остановками;

Поисковое чтение;

Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка. Чаще всего используем следующие виды работы с текстом:

Восстановление деформированного текста.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме,

например

:

чк

,

чн

.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Восстановление

текста по

опорным словам

, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний.

Особое внимание уделяем работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики работа с текстом ведется при изучении задач. В основном применяется поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Его цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).

проводится анализ задачи;

устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения;

перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

На уроках окружающего мира используем следующие виды работы с текстом:

Чтение с пометками -

каждому учащемуся выдается текст и

 

предлагается сделать условные

 

пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое)

.

выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста.

На уроках изобразительного искусства ведется:

иллюстрирование отдельных

эпизодов произведений

;

рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;

На уроках технологии веду работу с элементами текста. Выбор главной информации из представленного задания.

Для обучения младших школьников работе с текстами нужно соблюдать некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» Крылова и Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×