Техника «СКОРОЧТЕНИЕ». Автор: Романов Павел Ильич

С каждым годом объем информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.


Автор: Романов Павел Ильич
Работа:

Содержание

 

 

Введение

Основная часть

Исследование

Практическая значимость работы

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом объем информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения.

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются школьники, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости. Если не развивать этот навык, возможны следующие осложнения:

Негативное отношение к чтению и учёбе в целом;

Пропадёт желание читать, появится сильный страх перед чтением;

Неумение слышать, понимать и запоминать прочитанное;

Низкая самооценка.

Как научиться быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык  быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов?  Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Я решил разобраться в этой проблеме и проверить на практике, какие методы скорочтения наиболее эффективные, чтобы помочь научиться правильно и быстро читать тексты и повысить успешность в обучении.

Цель моего исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 30-40 слов.

Для достижения цели, я поставил следующие задачи:

Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;

Провести проверку по выявлению первоначальной

скорости чтения

;

3. Выявить основные ошибки при чтении.

4. Подобрать методику для развития скорости чтения;

5. Провести проверку по выявлению конечной скорости чтения;

6. Сформировать выводы и рекомендации.

Объектом исследования стало чтение.

Методы исследования:

- сбор информации;

- опрос учеников и родителей;

- проведение экспериментов для выбора подходящей методики улучшения скорости;

-анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Польза книги.

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. Благодаря чтению человек получает 90% информации. Я считаю, что книги играют важную роль в жизни человека и попытаюсь это доказать рассказав о результатах нескольких исследований.

1. Чтение уменьшает стресс.

Чтение было признано наиболее эффективным способом, уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.

2. Чтение поможет избавиться от бессонницы.

Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон.

3. Чтение делает вас более чуткими.

Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

4. Чтение делает вас более привлекательными.

Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.

Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации.

6. Чтение расширяет словарный запас.

Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию.

7. Чтение делает вас хорошим рассказчиком.

Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Стартовая диагностика.

Согласно нормативам по проверке техники чтения, ученики второго класса должны читать 55-65 слов в минуту. Я посчитал количество слов, которое содержит сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост (Мамин-Сибиряк) по литературе и сказка «Волшебное кольцо» (А. Платонов) по внеклассному чтению.

В таблице показано, сколько времени уходит на подготовку домашнего задания по двум предметам при средней скорости чтения:

Название

предмета

Кол-во слов

Скорость чтения

Затраченное время на прочтение

Пересказ

Ответы на вопросы

Общее время подготовки

Литература

(Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост/Мамин-Сибиряк)

611

60 слов/мин

10 мин

10 мин

7 мин

27 мин

Внеклассное чтение (Волшебное кольцо /

А. Платонов)

3223

 

54 мин

15 мин

20 мин

89 мин

 

Установлено, что самый высокий темп чтения в моем классе– 97 слов в минуту, самый низкий – 51.

Разделив учеников на две категории – мин. (51 слово/мин) и макс. (97 слов/мин), я сравнил результаты со средним рекомендуемым значением скорости чтения (60 слов/мин) и отобразил в виде диаграммы, сколько времени уйдет на подготовку к урокам у каждого ученика:

По результатам техники чтения в нашем классе стало известно, что

18 учащихся прочитали на оценку «5» - это 69% от опрошенных

8 учащихся прочитали на оценку «4» - это 31% от опрошенных.

Среди наиболее веских причин слабой успеваемости можно выделить следующие:

- плохое произношение звуков;

- неумение предвидеть будущие события;

- слаборазвитая оперативная память;

- неумение найти главное в тексте;

- регрессия (привычка возвращаться назад);

- малое поле зрения.

Выводы:

-скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;

- скорость чтения учеников даже одного класса может сильно различаться.

 

 

Что нужно знать об условиях для чтения.

 

О чтении необходимо знать две вещи: какими должны быть правильное освещение и правильная поза. Освещение не должно быть ни слишком ярким, ни слишком тусклым, иначе глаза подвергнуться большой нагрузке.

Лучшим для чтения будет рассеянный или поступающий из нескольких источников свет, не создающий бликов на странице. Вот хороший способ проверки: поднимите руку примерно на 30 сантиметров над текстом. Если появилась четкая, ярко выраженная тень, то свет слишком яркий. Желательно полное отсутствие тени.

Идеальная поза для чтения – это сидеть, плотно прижав спину к спинке стула. Иногда коррекция осанки вначале создает некоторые неудобства, но если вы заинтересованы в эффективности чтения, то вам лучше постараться выработать у себя эту привычку.

Книгу лучше всего установить под углом 45 градусов по отношению к глазам. При таком ее положении нагрузка на глаза снизится, а чтение будет менее утомительным.