Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru

Поздравляем, вы нашли
секретный промокод!

Скидка ..% на все курсы

Используйте промокод

Промокод действует 1 час. Не упустите свою выгоду!

Выбрать курс

Вам доступна скидка 42%
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Техника «СКОРОЧТЕНИЕ». Работа №209842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

С каждым годом объем информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Работа:

Содержание

 

 

Введение

Основная часть

Исследование

Практическая значимость работы

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом объем информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения.

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются школьники, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости. Если не развивать этот навык, возможны следующие осложнения:

Негативное отношение к чтению и учёбе в целом;

Пропадёт желание читать, появится сильный страх перед чтением;

Неумение слышать, понимать и запоминать прочитанное;

Низкая самооценка.

Как научиться быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык  быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов?  Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Я решил разобраться в этой проблеме и проверить на практике, какие методы скорочтения наиболее эффективные, чтобы помочь научиться правильно и быстро читать тексты и повысить успешность в обучении.

Цель моего исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 30-40 слов.

Для достижения цели, я поставил следующие задачи:

Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;

Провести проверку по выявлению первоначальной

скорости чтения

;

3. Выявить основные ошибки при чтении.

4. Подобрать методику для развития скорости чтения;

5. Провести проверку по выявлению конечной скорости чтения;

6. Сформировать выводы и рекомендации.

Объектом исследования стало чтение.

Методы исследования:

- сбор информации;

- опрос учеников и родителей;

- проведение экспериментов для выбора подходящей методики улучшения скорости;

-анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Польза книги.

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. Благодаря чтению человек получает 90% информации. Я считаю, что книги играют важную роль в жизни человека и попытаюсь это доказать рассказав о результатах нескольких исследований.

1. Чтение уменьшает стресс.

Чтение было признано наиболее эффективным способом, уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.

2. Чтение поможет избавиться от бессонницы.

Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон.

3. Чтение делает вас более чуткими.

Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

4. Чтение делает вас более привлекательными.

Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.

Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации.

6. Чтение расширяет словарный запас.

Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию.

7. Чтение делает вас хорошим рассказчиком.

Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Стартовая диагностика.

Согласно нормативам по проверке техники чтения, ученики второго класса должны читать 55-65 слов в минуту. Я посчитал количество слов, которое содержит сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост (Мамин-Сибиряк) по литературе и сказка «Волшебное кольцо» (А. Платонов) по внеклассному чтению.

В таблице показано, сколько времени уходит на подготовку домашнего задания по двум предметам при средней скорости чтения:

Название

предмета

Кол-во слов

Скорость чтения

Затраченное время на прочтение

Пересказ

Ответы на вопросы

Общее время подготовки

Литература

(Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост/Мамин-Сибиряк)

611

60 слов/мин

10 мин

10 мин

7 мин

27 мин

Внеклассное чтение (Волшебное кольцо /

А. Платонов)

3223

 

54 мин

15 мин

20 мин

89 мин

 

Установлено, что самый высокий темп чтения в моем классе– 97 слов в минуту, самый низкий – 51.

Разделив учеников на две категории – мин. (51 слово/мин) и макс. (97 слов/мин), я сравнил результаты со средним рекомендуемым значением скорости чтения (60 слов/мин) и отобразил в виде диаграммы, сколько времени уйдет на подготовку к урокам у каждого ученика:

По результатам техники чтения в нашем классе стало известно, что

18 учащихся прочитали на оценку «5» - это 69% от опрошенных

8 учащихся прочитали на оценку «4» - это 31% от опрошенных.

Среди наиболее веских причин слабой успеваемости можно выделить следующие:

- плохое произношение звуков;

- неумение предвидеть будущие события;

- слаборазвитая оперативная память;

- неумение найти главное в тексте;

- регрессия (привычка возвращаться назад);

- малое поле зрения.

Выводы:

-скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;

- скорость чтения учеников даже одного класса может сильно различаться.

 

 

Что нужно знать об условиях для чтения.

 

О чтении необходимо знать две вещи: какими должны быть правильное освещение и правильная поза. Освещение не должно быть ни слишком ярким, ни слишком тусклым, иначе глаза подвергнуться большой нагрузке.

Лучшим для чтения будет рассеянный или поступающий из нескольких источников свет, не создающий бликов на странице. Вот хороший способ проверки: поднимите руку примерно на 30 сантиметров над текстом. Если появилась четкая, ярко выраженная тень, то свет слишком яркий. Желательно полное отсутствие тени.

Идеальная поза для чтения – это сидеть, плотно прижав спину к спинке стула. Иногда коррекция осанки вначале создает некоторые неудобства, но если вы заинтересованы в эффективности чтения, то вам лучше постараться выработать у себя эту привычку.

Книгу лучше всего установить под углом 45 градусов по отношению к глазам. При таком ее положении нагрузка на глаза снизится, а чтение будет менее утомительным.

 

 

 

 

 

 

Пять компонентов техники чтения.

 

Так как техника чтения складывается из 5-и компонентов, то работа соответственно должна вестись в каждом направлении. Я попытался подобрать по несколько упражнений к каждому компоненту навыка чтения.

Способ чтения

Работа по формированию навыка чтения целыми словами довольно трудоёмкая. Прежде всего, она предполагает дыхательную гимнастику.

Хорошим упражнением для отработки чтения целыми словами являются скороговорки. Одновременно идёт работа над дикцией и скоростью.

Правильность

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов.

  Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя.

Чтобы научить детей читать правильно, надо развивать их зрительную память и внимание. Этому способствуют:

- зрительные диктанты по картинкам, словам;

- карикатурные пробы;

- чтение предложение без гласных;

- методика «анаграммы»;

- чтение текста «задом наперед»;

- чтение текста из перемешавшихся букв и слов.

Работать необходимо также над осознанностью.

Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

Проверка осознанности чтения обычно проводится в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень – фактическое содержание.

2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Чтобы научиться осознанному чтению необходимо проводить:

- работу с текстом в 3 этапа (до чтения, во время чтения и после чтения);

- работать с новыми словами (школьные словарики, библиотечные…);

- составлять план (простой, цитатный, вопросами…);

- пересказывать (простой и творческий).

Проводя работу над этим направлением, я заметил, что мне легче понимать текст, если делить его на абзацы и воспринимать отдельный абзац как единый смысловой блок. Так и есть! Тренируясь на разных текстах (художественная, научная литература) я увидел, что их объединяет один общий признак предложения одного абзаца относятся к одной теме. Более того, в большинстве текстов, тема абзаца отражена в первых фразах.

Для доказательства своей теории я решил провести еще один эксперимент. В организации эксперимента мне помогали мои друзья.

Я предложил ребятам разделиться на две группы, в каждой группе по 3 человека. Всем был предложен для прочтения один и тот же текст. Одна группа пересказывала текст с помощью вопросов, другая – деля текст на абзацы. Результат оценили по написанию проверочного теста по теме текста. В таблице отражены средние значения по каждой группе.

 

Вид пересказа

Результат теста

Затраченное время

Пересказ с помощью вопросов

7 из 10

20 мин

Пересказ по абзацам

9 из 10

23 мин

 

По результатам видно, что затраченное на изучение текста время, не сильно изменилось, но информация усвоилась лучше, при делении текста на абзацы.

Поэтому в свою памятку по скорочтению я не добавлял упражнения с работой текста в 3 этапа, а предложил работать над пониманием текста, деля его на абзацы.

Темп

Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки. Исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:

- уменьшить число остановок глаз;

- увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию;

- избавиться от привычки возвращаться назад.

Одним из средств развития поля зрения являются ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ

Таблицы Шульте хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда.

Центр таблицы выделяется или окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.

Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.

Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд.

Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг и движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.

 

Для того чтобы избавиться от привычки возвращаться назад и научиться видеть больше одного слова за раз, нужно выполнять упражнение, заключающееся в неоднократном прочитывании отрывка. Если тренироваться таким образом, мозг расслабляется и не боится упустить что-то важное: текст уже прочитан и можно легко увеличить скорость. Когда есть уверенность, что ничего не пропущено, можно начинать приучать глаза смотреть на слова в тексте только один раз (Упражнение ).

 

Выразительность

Работа над формированием умения читать выразительно начинается именно в начальной школе. Наиболее правильно начинать её с формирования трёх умений:

1. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

3. Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов.

 

Экспериментальная часть.

Чтобы добиться результата, нужна система занятий. Я установил график занятий: ежедневно, после основных уроков выполнять комплекс упражнений в течении 60 минут. Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать. Каждое занятие начиналось с контрольного чтения текста, после которого мы отмечали полученный результат на «Графике роста скорости чтения». После упражнений, я прочитывал 5 страниц текста.

 

Итоги

Работа над техникой быстрого чтения — процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Цель - увеличение скорости чтения мной была достигнута путем удачного подбора упражнений для её тренировки. Я разработал памятку, в которую включил не только упражнения из изученной литературы, но и которые сформировал в процессе исследования, исходя из полученного опыта.

Проведенная работа по улучшению скорости чтения позволила сделать следующие выводы:

- книги играют важную роль в жизни человека

- скорость чтения нужно повышать, так как объем материала увеличивается;

- скорость чтения при использовании упражнений можно увеличить примерно на 30 слов за 2 недели

- регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим - не терять ранее приобретенные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Для каждого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома, улучшение памяти, расширение словарного запаса.

Для класса: есть ряд упражнений-игр для больших перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно, или их может организовывать учитель на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Зотов С. Г., Зотова М. А. Повышение скорости чтения. Издание шестое. Феникс. 2013 г.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. Москва. 2010 г.

3. http://www.nsportal.ru

4. http://www.pedsovet.su

5. http://www.skorochtenie.info

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Упражнение 1.

Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задачей является, двигая глазами, справа налево прочитать 1 страницу текста.

 

Упражнение 2.

Корректировка деформированных предложений. Необходимо было найти в предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например:

- стоящего мимо осторожно автомобиля проходи.

 

Упражнение 3.

Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а так же развивает словесную память.

 

Упражнение 4.

Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Было очень интересно найти абзац, который читал ведущий.

 

Упражнение 5.

Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, начинаем поиск цифр от 1 до 25.

 

Упражнение 6.

Ученику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

 

Упражнение 7.

Откройте книгу в любом месте, с которого вы хоте начать, и при помощи руки прочтите столько, сколько сможете за 1 минуту. Поставьте пометку 1 там, где вы остановились. Вернитесь к началу и прочитайте то же самое, отведите себе снова 1 минуту. Попробуйте ускорится и продвинуться дальше поставленной цифры 1. Поставьте пометку 2.Перечитайте отрывок еще раз, пытаясь прочесть максимально возможный объем за минуту. Поставьте пометку 3.Прочитайте новый отрывок из книги в течение минуты.

Подсчитайте скорость чтения последнего отрывка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×