Творческая деятельность подростка как способ развития личностных способностей. Автор: Кондакова Светлана Юрьевна

Творческая деятельность, как и когнитивная, содействует развитию личностных способностей. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть технологией, при этом важен стиль проведения уроков, сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ученику, поощрение успеха.

Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду, т.к. труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности. Но  любая деятельность требует вдохновения или мотивации. Возможность участия в ней помогает подростку определить свои личностные способности


Автор: Кондакова Светлана Юрьевна
Работа:

С. Ю. Кондакова,

учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназии №2

Творческая деятельность подростка как способ развития личностных способностей

Развитие личностных способностей человека через творческую деятельность является одной из важнейших задач общества. Актуальность темы обусловлена социальным заказом, острой потребностью общества в творчески развитых людях, способных к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. «Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей» есть одна из важнейших целей литературного образования в соответствии с ФГОС. Кроме воспитания у учащихся любви и привычки к чтению, приобщению их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, на уроках литературы необходимо развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении». Таким образом, важными целями изучения предмета «Литература» являются развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

В «Концепции модернизации Российского образования» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Личностная ориентация подростка при этом должна опираться на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей и развитие его творческого потенциала. Создание подобного опыта, определение соразмерности желаний и возможностей – еще одна из ведущих задач современного педагога. Поэтому в соответствии с поставленными целями в ФГОС при изучении литературы у учащихся должна проявиться потребность в творческом самовыражении, а задача педагога - помочь им определиться и начать поиск способов самовыражения наряду с обучением необходимым знаниям и практическим умениям.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью подростков, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Организация предметной локальной среды потребовала решения следующих педагогических задач:

Р

ассмотреть

основные определения понятий «творчество», «способности», выявить сущность творческих способностей, их компоненты

О

пределить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках

литературы

Выявить

и реализовать

интерес подростков к творчес

тву

путем созидательной деятельности

Главными понятиями данной работы являются способность и творчество. Способности - это индивидуальные свойства личности, психологические особенности, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Природной предпосылкой способностей являются задатки, но они врожденны и статичны в отличие от динамических способностей и получают определенность только будучи включенными в структуру деятельности, в динамику способности.

Творческие способности в отличие от репродуктивных позволяют создавать новый оригинальный продукт.

«Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее»,- такое определение дается в Философской энциклопедии. Педагогика определяет, что творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека».

Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)». А. Маслоу, К. Роджерс считают, что творчество - это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала.

Л.С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творческая деятельность, как и когнитивная, содействует развитию личностных способностей. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть технологией, при этом важен стиль проведения уроков, сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ученику, поощрение успеха.

Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества:

Стимульно-продуктивный - деятельность может иметь продуктивный характер, но эта деятельность каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула. Например, отметка, повышение статуса в классе. Стимульно-продуктивный тип творческой деятельности может быть использован на начальном этапе выявления личностных интересов учащихся. Для этого можно использовать различные способы.

1)Создание иллюстраций (портрет героев, интерьер помещений, пейзаж, раскрывающий художественную деталь) к изучаемым произведениям. Данное задание можно выполнять индивидуально, попарно и в группе, т главное все же не только нарисовать иллюстрацию, но и защитить ее. Подобным образом можно создавать и обложки к прочитанным произведениям, главные условия: оригинальность иллюстрации и ее защита.

2)Выразительное, а далее и художественное чтение как лирики, так и прозы. Это могут быть уроки по изучаемым произведениям и уроки развития речи, на которых дети представляют свои любимые стихи. В старших классах возможны чтения собственных стихотворений.

3) Видео-зарисовки. Чтение лирики или прозы, записанной на видео.

Эвристический - деятельность принимает творческий характер. Каждая найденная закономерность переживается как открытие, творческая находка. Подобный тип используется для написания эссе, сочинений-размышлений, создание мини-проектов, индивидуальных или групповых.

Эссе на темы, не предусмотренные программой, но расширяющие творческий поиск учащихся. Например, эссе на темы: «Сегодня я нашел миллион…», «Мне нравится, что вы…», «Пусть

всегла

будет…», «Случилось чудо:…» и т.п.

Мини-проекты. «Три кита русской словесности

»(

интересные моменты из биографий писателей, как например:

«Спорт в жизни А.С. Пушкина», «Военная биография М.Ю. Лермонтова» и т.д.)

Игры-викторины, загадки. Портрет героя из вещных деталей

Креативный - самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Таким образом, творчество является и решением, и ответом, и возникновением новых идей, в которых каждый проявляет себя в силу своих способностей, требующих дальнейшего поиска выхода своим интересам и возможностям. В данном виде деятельности важны все этапы: и создание, планирование проекта, и его реализация.

Постановка спектакля

,

создание фильма

. Начинать стоит с постановок внутри малых групп, чтобы определиться с

теми, кто и в чем более заинтересован. Далее совместно выбирается произведение для постановки, назначаются сценарист, актеры, помощник режиссер

а(

на первых порах роль последнего отводится учителю, но

постепенно его роль сводится к координатору процесса, т.к. дети включаются в процесс и готовы подчиняться тому, кто играет роль режиссера).

Литературная гостиная. Сценарий литературной гостиной необходимо писать совместно. Выбрав тему, стоит дать возможность детям самим определиться с произведениями, которые они будут читать, но консультация с педагогом обязательна. Кроме сценариста, актеров и помощника режиссера здесь необходим еще и концертмейстер, поэтому подобную работу можно выполнять совместно с учителем музыки.

Особенности работы режиссера:

Анализ материала, который предстоит представить публике.

Постановка исполнительских задач: что нужно передать? Какие чувства и какими способами стоит выражать на сцене?

Подведение итогов после генеральной репетиции, ее анализ.

Заключительный показ, его анализ.

Результат деятельности можно увидеть в рефлексии учащихся.

Де Лера, 11 Б: «Постановки, подобные спектаклю «На рубеже эпох», в рамках уроков литературы отлично раскрывают потенциал учеников, дают возможность проявить себя, попробовать что-то новое».

Сидоренко Влад, 11Б: «В целом о литературной гостиной можно сказать, что она является способом открывать некоторые потаенные стороны наших характеров. Такие мероприятия требуют много времени и сил, но результат оправдывает все затраченные на него усилия».

Вердин Владислав, 11А: Творческая деятельность на уроках литературы помогает развить и реализовать творческий потенциал учащихся, преодолеть страх публичных выступлений, развивает речь и культуру в целом».

Вознюк Анна, 9В: «Развивается абстрактное мышление, появляется желание прочесть книгу и увидеть написанное автором, понять, что тот хотел нам сказать».

Трибуц Анна, 11Б: «Мне очень жаль, что это последняя пьеса в школе, в которой я принимаю участие. Спасибо урокам литературы за то, что раскрыли во мне талант к организаторской деятельности, способность играть на сцене, желание понять то, что хотел передать писатель».

Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду, т.к. труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности. Но любая деятельность требует вдохновения или мотивации. Возможность участия в ней помогает подростку определить свои личностные способности. Желание созидать, не останавливаясь на достигнутом, поиск новых вариантов раскрытых личностных способностей – важный результат деятельности педагога.

Литература

Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности

/ Е.Г.

Алиева. -

М.: ИПРАН. 1991. С.7.

Богоявленская,

Д.Б

.

О

даренность

:

природа и диагностика

/

Д.Б

.

Богоявленская,

Богоявленская, М.Е.

. –

М.: АНО «ЦНПРО», 2013.

208 с.

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей.- М., Высшее образование, Академия, 2002

Выготский

,

Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

/ Л.С. Выготский.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология

/ Л.С. Выготский

. - М.: Педагогика, 1999. - 534 с.

Кудрявцев

,

В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании

/

В.Т. Кудрявцев.

М., 2008.

Мелик-

Пашаев

,

А.А. Педагогика искусства и творческой деятельности

/ А.А. Мелик-Пашаев

.

М.: Знание, 1981.

СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

Способности человека, сайт «

Психология

»,

www.grandars.ru/college/psihologiya/sposobnosti-cheloveka.html

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x