Влияние интерактивных методов обучения на состояние здоровья младших школьников. Автор: Салтыкова Анастасия Александровна

В данной работе была предпринята попытка выявить возможности интерактивных методов обучения как средства сохранения и укрепеления здоровья младших школьников.


Автор: Салтыкова Анастасия Александровна
Работа:

В

лияние

интерактивных методов обучения на состояние здоровья младших школьников

Салтыкова А.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №34

В данной работе была предпринята попытка выявить возможности интерактивных методов обучения как средства сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам:

з

доровье

– это

не только отсутствие болезней

или физических дефектов, но и полное физическое, душевно

е и социальное благополучие;

на

здоровье детей влияют экологические, биологические, социокультурные, педагогические факторы;

ценность

здоровья признается сегодня ис

следователями в области пе

дагогики и психологии формально, так как

забота о здоровье учащихся в теоретических кон

цепциях ученых и практиков не является первостепенной в сравнении с таки

ми задачами, как

обученность

, воспитанность, личностное развитие

и

т.д

;

недостаточно

разработаны вопросы организации здоро

вьесберегающей деятельности образовательного учреждения при решении проблемы детского здоровья в условиях расширения функций образования, направленных на всестороннее развитие здорового ребенка

;

проблема

здорового образа жизни имеет древние философские корни, связанные с рассмотрением отношения человека к бытию, смыслу жизни и т.

д;

образовательная

ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между

участниками процесса обу

чения, педагоги-

практики осваивают

интерактивное обучение, основанное на диалоговых (внутри- и меж

групповых) формах п

роцесса познания.

Опыт учителей начальной школы по организации здоровьесберегающего обучения младших школьников показывает следующее:

поэтапный

подход к решению проблемы

здоровьесберегающего

обучения реализуется в педагогической практике ред

ко. Чаще данная работа проводится стихийно, бессистемно, т.е. от случая к случаю, что снижает ее эффективность;

недостаточное

внимание со

стороны педагогов

к просветительской работе с младшими школьни

ками и их родителями в области ЗОЖ, к передаче собственного опыта в сфере сохранения здоровья учащимся через урочную и внеурочную деятельность, к организации творческой деятельности детей в ка

честве условия организации их

здоровьесберегающего

обучения

;

педагоги

отмечают, что в

микрогруппах

дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей

;

Интерактивные методы обучения:

позволяет

сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника;

использование

интерактивных методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.

Дав описание методам исследования, мы пришли к следующим выводам:

диагностика

здоровья, как сложное многогранное об

разование требует всестороннего подхода и применения всех методов иссле

дования: наблюдения, эксперимента, тестов, анкет, метода изучения докумен

тации, что позволяет

получить объективные результаты об уровне сформиро

ванности здорового образа жизни учащихся.

следует

отметить, что на сегодня для младших школьников нет адекватных методов диагностики уровня психологического здоровья.

В целях экспериментальной проверки гипотезы о том, что здоровьесбережение младших школьников посредством интерактивных методов обучения будет успешным, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:

с

истематичность

и последовательность;

у

чет

возрастных особенностей и групповая организация занятий,

С учётом данных психолого-педагогических условий был проведен формирующий эксперимент.

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен исходный уровень развития психического, социального здоровья и уровня тревожности.

Первичное тестирование показало, что в классе есть 1 ребёнок с низким психическим здоровьем, 6 детей со средним и 3 детей с высоким психическим здоровьем, 3 детей с низким социальным здоровьем, 5 с нормальным уровнем и 2 с высоким уровнем социального здоровья, 2 детей с нормальной тревожностью, 5 с повышенной и 3 с явно повышенной тревожностью.

На формирующем этапе эксперимента с детьми был проведён цикл занятий по программе «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», по снятию тревожности, развитию творческих способностей с применением интерактивных методов обучения.

Контрольный этап эксперимента показал, что в группе после формирующего воздействия произошли положительные изменения по шкале тревожность и уровню социального здоровья, так как повысился уровень тревожности до среднего у 20% детей (2 человека), снизился уровень повышенной тревожности на 10% (1 человек), а также снизился уровень явно повышенной тревожности на 10% (1 человек). Что касается социального здоровья: снизился на 20% (2 человека) низкий уровень, средний уровень данного здоровья остался на том же уровне 50% (5 человек), а высокий уровень повысился на 20% (2 человека).

Произведя корреляционные расчеты, показатели по уровню психического здоровья на начало и конец эксперимента остались неизменными, хотя в процентном соотношении динамика видна. Такие результаты, возможно, получились из-за недостаточности временного пространства, отведённого на экспериментальное исследование.

Таким образом, полученные результаты говорят о том, что интерактивный метод является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Гипотеза исследования подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x