"Возможности арт-терапии в работе с детьми ОВЗ". Автор: Исмагилова Гульсум Габтрашитовна

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

Арт-терапия  представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.


Автор: Исмагилова Гульсум Габтрашитовна
Работа:

Слайд 1. «Возможности арт-терапии в работе с ребёнком ОВЗ».

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Исмагилова Гульсум Габтрашитовна, я воспитатель структурного подразделения – детский сад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куземьяровский основной общеобразовательной школы, которая реализует программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. В детском саду работает 1 разновозрастная группа на 20 детей, возраст детей от 2 до 7 лет. Тема моего выступления «Возможности арт-терапии в работе с ребёнком ОВЗ»

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах.

В сентябре 2017 года в наш детский пришёл мальчик 6 лет. Поведение этого ребенка сильно отличалось от поведения других детей: он сторонился детей, общался только с другом детства; избегал совместных игр с детьми; сторонился так же и воспитателей, не проявлял интерес к занятиям; на замечания реагировал истерическим смехом. Целый год на все свои вопросы, предложения и просьбы мы получали односложный ответ от него «Нет, не знаю».

Нам пришлось искать подход к ребенку, не очень даже помогли КПК. Решили начать работу с беседы с матерью, чтобы добиться обучения по АООП ДО. Но мама категорически отказывалась вести ребенка на обследование на ПМПК, твердила «мой ребенок не инвалид». Полгода мы вели с ней разъяснительную работу о необходимости специальной программы занятий для ее ребенка из-за особенностей его развития. Чтобы убедить маму, мы в январе 2018 провели повторный мониторинг только для этого ребенка такой же как и всем остальным детям проводили в сентябре 2017 года, данные показали в сравнении с детьми уровень развития которых высокий, средний. Мама была в шоке от этих результатов, т.к. у ребенка всё было на низком уровне, и только тогда мама решилась везти ребенка на обследование на ПМПК – так мы получили заключение о рекомендации по обучению данного ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического здоровья на 2018-2019 учебный год.

(слайд 2)Так как у нас нет специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) вся нагрузка выполнение данных рекомендаций лежит на воспитателях.

Весь 2017-2018 учебный год мы с коллегами не сидели сложа руки, а пытались найти технологии, методы, которые помогли бы вовлечь ребенка в совместную деятельность со всеми остальными детьми. После долгих поисков и изучения литературы мы наткнулись на метод арт-терапия (в некоторых источниках называют как технологию). Данное направление арт-терапия возникла на стыке таких наук как медицина, психология, педагогика и искусство.

(Слайд 3) Термин "арт-терапия" (ArtTherapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. 

Работая с больными, Адриан Хилл заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью.

(Слайд 3) "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение)

Сочетание этих слов понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

(Слайд 3) Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

(Слайд 4) Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства:

Изотерапи

я

-

это лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (терапия изобразительным творчеством, т.е.

все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.),

Цветотерапия

 –

это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Песочная терапия.

Работа с песком успокаивает (особенно

гиперактивных

детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Музыкотерапия.

Использование

 музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах.

При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый 

психотерапевтический эффект

.

Танцевальная терапия -

это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному самовыражению и физической интеграцией.

Сказкотерапи

я

метод, 

использующий

 сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

ДЭНС-терапия -

наиболее безвредный способ воздействия на человеческий организм среди всех известных методов электролечения. Аппараты, предназначенные для ДЭНС-терапии, вырабатывают слабые электрические импульсы, повторяющие по своим характеристикам нервные импульсы человека, поэтому они воспринимаются организмом как свои собственные сигналы, восстанавливающие нарушенные связи между тремя системами регуляции организма (нервной, гормональной и иммунной) и различными органами и тканями

.

и

многие другие.

Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.  

Исходя из интереса и желаний детей используем в работе не все виды арт-терапии.

Самый наверно любимый вид арт-терапии детьми - это изотерапия.

(Слайд 5) Цель работы по изотерапии:

1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

(Слайд 6) Предпочитают из всех техник технику«рисование пальцами» – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. В первый раз, когда пробовали, решили сделать коллективную работу на определенную тему и во время прогулки. Рисовали не пальцами, а отпечатками ладони. Детям очень понравилась эта техника на прогулке, скажем так, можно скопировать у природы (цветы, бабочки, солнышко).

(фото 1) На этой фотографии можно увидеть, наш «особенный» мальчик стоит, наблюдает, и он засунул руки в карман. После того, как его сверстники доделали работу, он радовался результату, как будто сам делал (фото 2).

Обычно, дети все 5 пальцев красят в разные цвета, а ладошку в именно в желтый цвет и делают отпечаток. Получается цветок с разноцветными лепестками или как сами дети говорят «Получился цветик-пятицветик» (фото 3). Наш мальчик, когда увидел у девочек «цветик-пятицветик» наконец-то проявил желание нарисовать такой же, это после 7-го занятия (после 7 наблюдений со стороны). Вот что у него получилось в первый раз (фото 4). Он начал работу хорошо, использовал яркие цвета, но в конце ему что-то не понравилось и начал использовать чёрный цвет. И вот чего мы добились (фото 5).

Еще один любимый вид арт-терапии нашим «особенным» мальчиком- это (Слайд 7) песочная терапия.

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева предлагает познавательные игры на песке – это игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу. (видеофрагмент)

Игра с песком не только успокаивает, но и развивает эмоционально-волевую сферу ребенка, тем самым выполняется рекомендация психолога ПМПК.

(Слайд 9) Метод сказкотерапии на занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.

Основной целью сказкотерапии является:

Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

(Слайд 9). Формы работы:

Чтение сказки и её анализ.

Рассказывание сказки:

-рассказывание от 1 и 3 лица,

-рассказывание и придумывание продолжения.

Сочинение сказки.

Драматизация сказки.

Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказки.

Куклотерапия

(пальчиковый театр, куклы-марионетки).

Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс)

.

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром.

(видеофрагмент драматизации сказки «Репка», куклотерапия (пальчиковый театр) сказки «Теремок»)

Чтобы не начинали делать наш «особенный» ребенок просто наблюдал издалека в первый раз, во-второй раз, его что-то начинало интересовать, только после 3-4 раза наблюдений (в лучшем случае) он начинал проявлять интерес и желание что-либо делать. Поначалу у него не получалось и не хотелось что-либо делать, подбадривали, хвалили его.

Работая полгода по этой методике, наконец-то начал контактировать с воспитателями. Стало заметно, что ребенок стал спокойнее, больше общается со сверстниками, адекватно реагирует на замечания и.

Мама говорит «Он стал другим, у него появился интерес к окружающему, к книгам. Один раз в неделю ходим в библиотеку берем сказки, какие-то энциклопедии детские, которые рассматриваем и читаем дома (слайд 9, фото из домашнего архива). Наконец-то попросил купить альбом, цветные карандаши, краски, пластилин, цветную бумагу. После садика приходим домой, и я сразу узнаю чем вы сегодня с ним занимались. Если рисовали что-то, дома опять рисует. Ребенок чувствует себя удовлетворенным после выполненной работы, радуется тому, что что-то сделал. Показывает всем (сестре, бабушке), гордиться собой. У него повысилась самооценка».

При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация.

 

(Слайд 10) Рекомендую следующую литературу для использования:

Алябьева

Е. А. "Коррекционно-

развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

"

. – М., 2002.

Грабенко

Т. М

Зинкевич

-Евстигнеева Т. Д. " Чудеса не

песке

.

Песочнаяигротерапия

"

- СПб

.:

Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Давыдова Г. Н. " Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть I и II."

Скрипторий, 2003.

Жукова О. Г, Дьяченко И. И. 

«Волшебные 

ладошки

»

«Волшебные краски»

.

Крюкова С. В.,

Слободяник

Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального 

развития детей дошкольного

 и младшего школьного 

возраста

.

Практическое пособие — М.: Генезис. 2005

.

Киселёва М. В.

 

Ар

т-

 терапия в работе с детьми

.

СПб

.:

Речь, 2007.

Лебедева Л. Д. " Практика 

арт-терапии

: подходы, диагностики, система занятий"

.

СПб

.:

Речь, 2003

.

Сакович

Н. А. " Практика

сказкотерапии

"

.

СПб

.:

Речь, 2004.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004.

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x