ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Автор: Рахимов А.А., Латипова М.А

Интеллектуальные обучающие системы должны интегрировать знания трех типов:

– знания о педагогической технологии, которые включаются в сис-тему на этапе ее проектирования;

– знания об изучаемой предметной области, которые включаются в  уже готовую программную оболочку;

– знания о психологических особенностях обучаемого и его

учебных достижениях, которые приобретаются системой в процессе работы с конкретным пользователем.

 


Автор: Рахимов А.А., Латипова М.А
Работа:
ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рахимов А.А. – преподаватель кафедры ИОТ, ТУИТ, Узбекистан.
Латипова М.А. – Студентка факультета ПО в ИКТ, ТУИТ, Узбекистан.
Интеллектуальные обучающие системы должны интегрировать знания трех типов:
– знания о педагогической технологии, которые включаются в сис-тему на этапе ее проектирования;
– знания об изучаемой предметной области, которые включаются в уже готовую программную оболочку;
– знания о психологических особенностях обучаемого и егоучебных достижениях, которые приобретаются системой в процессе работы с конкретным пользователем.
Остановимся более подробно на последнем знании, возможно, самом сложном не только для интеллектуальных обучающих систем, но и для преподавателя.
На сегодняшний день определены два способа подбора моделей обучаемых: адаптивная поддержка сотрудничества и интеллектуальное наблюдение за классом.
Адаптивная поддержка сотрудничества – это новая технология, которая развивалась последние годы вместе с развитием сетевых образовательных систем. Целью адаптивной поддержки сотрудничества является использование знаний системы о разных обучающихся для подбора групп сотрудничества.
Интеллектуальное наблюдение за классом также основано навозможности сравнивать записи о разных обучающихся. Однаковместо поиска совпадений оно ищет различия. Цель – выделениетех обучаемых, которые по своим индивидуальным особенностямсущественно отличаются от сокурсников: усваивают учебную программу слишком быстро (или медленно), имеют доступ к гораздоменьшему объему материала, чем остальные. В любом случае этиобучаемые нуждаются во внимании преподавателя больше, чемостальные: чтобы бросить вызов тем, кто может; чтобы обеспечитьбольше объяснений тем, кто не может; чтобы подтолкнуть тех, ктомедлит. В обычной аудитории преподаватель может следить за посещаемостью и вниманием обучающихся, выделять тех, кто нуждается в особом внимании. В сетевой аудитории преподаватель влучшем случае имеет только данные из журнала. В то же времянеобходимость распознавания небольшого подмножества обучающихся, нуждающихся в помощи больше, чем остальные, является более важной. Современные системы компьютерного обучения невозможнопредставить без средств адаптации, причем под адаптацией будемпонимать широкий спектр возможностей системы.
Нельзя выделить факторы, которые являются главными в повышении эффективности компьютерного обучения (организационные, технические, педагогические, психологические).
Отсутствие одних факторов приводит к невозможности компьютерного обучения, а другие – влияют на его эффективность.
Информационные технологии могут быть эффективными только тогда, когда используются на основе системного подхода: при обязательном наличии технических средств должно использоваться программное обеспечение, созданное на основе учебного содержания, ориентированного на цели обучения с учетом достижений педагогики ипсихологии.
Эффективность компьютерного обучения, помимо всегопрочего, зависит от психологических особенностей обучаемых,которые определяют мотивацию к учению, их работоспособностии прилежания. Присутствие преподавателя как объекта управленияучебной деятельностью, в том числе и в режиме on-line при обучении в Интернете, также является одним из основных факторов, повышающих эффективность компьютерного обучения.
Анализ существующих автоматизированных обучающихсистем позволил выявить, что те различия, которые присутствуютв понимании АОС, во многом определяются концептуальнымиподходами к использованию информационных и телекоммуника-ционных технологий в обучении, на которые опирается каждый изавторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brusilovsky,P. Adaptive and Intelligent Technologies forWeb-based Education / P. Brusilovsky // Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz / C. Rollinger and C. Peylo(eds.). – № 4. – Р.19–25.
2. Бржезовский, А. В. Программная система для разработкиконцептуальной модели в области обработки информации / А. В. Бржезовский, В. В. Фильчаков // Методы и средства вычислительного эксперимента. – Апатиты : 1990. – С. 24–28
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x