Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Образование как компонент культуры. Работа №309148

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и дифференциация обучения. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов. Одним из проявлений экспериментальной педагогики стала повсеместная организация открытых школ. Программа таких учебных заведений направлена на тесную взаимосвязь в процессе обучения с окружающим миром и формирование самостоятельности детей в сфере обучения, воспитания и повседневной жизнедеятельности. Вопреки классической организации классно-урочной системы возникли альтернативные школы, которые направлены на гуманизацию отношений участников учебно-воспитательного процесса.

В дидактике в настоящее время существует три основных направления: традиционное, рационалистическое и феноменологическое. Нестандартный взгляд на обучение просматривается в феноменологической концепции, которая ставит в центр внимания обучающего процесса индивидуальность, личность. Содержание обучения строится в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ученика, его склонностями, способностями, интересами и т. д.

Теория воспитания содержит два принципиально разных направления: социальное и психологическое. Первое подразумевает под основой воспитания социальную среду человека, второе – биологические особенности и психологические процессы, сопровождающие взросление и развитие человеческой личности.

Все большее распространение получает социальная педагогика, особенно много сторонников она нашла в США и Франции. Второе направление является несколько более гуманным, и имеет много сторонников в разных странах мира.

В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.

Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. В этой связи наблюдается конфронтация двух тенденций современной и традиционной педагогики. Многие учебные заведения не отошли от привычного авторитаризма в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, который противоречит развитию самостоятельности, формированию ответственности, способностей к нестандартному эвристическому мышлению, гуманных сторон личности, высоких нравственных норм. Одним из последствий борьбы этих направлений явилось возникновение распространенной на Западе поведенческой методики воспитания. Она предполагает создание атмосферы сотрудничества, свободы мысли, способствует проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.

В системе образования подавляющего количества стран наблюдается значительная демократизация, то есть право учебных заведений на автономию, частичное самоуправление. Доступность образования в настоящее время является насущной проблемой многих стран. Не все люди могут получить желаемое образование, в основном по причине финансовых и социальных противоречий. В некоторых странах мира, особенно переживающих экономический кризис, остро стоит проблема обязательности образования, вызванная снижением посещаемости учебных заведений, качества образования, организация диверсификации образования на должном уровне и др.

Большое значение уделяется созданию специальных условий для талантливых, одаренных детей, а так же детей, имеющих различные отклонения, развитие которых производится с использованием методов коррекционной педагогики. Почти во всех странах мира имеет место компенсирующее обучение, направленное на оказание помощи в обучении отстающим ученикам.

Школьные системы запада с начала 1990-х гг. подверглись многочисленным реформам. Большинство зарубежных стран осознало, что высокий уровень образования в стране является важным и необходимым условием прогрессивного развития общества, науки и культуры. Школьные программы, при неизменно устойчивой основе, постоянно подвергаются различного рода модификациям и нововведениям. Кроме того, в общеобразовательной школе имеется несколько типов программ: обязательная и специализированные, обеспечивающие диверсификацию и дифференциацию обучения.

В системе начального образования существует множество частных школ, причем большинство из них имеют какую-либо религиозную направленность. Государственные же школы стран Западной Европы и США либо полностью светские, либо включают религиозные дисциплины. Общая мировая тенденция по этому вопросу характеризуется лояльностью по отношению к религиозной составляющей в программе начального образования, каждому предоставляется свобода выбора в данном вопросе.

Образовалась наиболее четкая преемственность между ступенями образования. Высшее образование получает все большее распространение и развитие, особенно в ведущих странах мира. Это явление имеет и положительные и отрицательные стороны. К первым относится большая социальная дифференциация студентов, ко вторым – снижение качества образования, что объясняется осложнением государственного контроля большего количества высших учебных заведений.

Существенно изменился характер подготовки педагогических кадров, она перешла на качественно новый уровень и в большинстве педагоги имеют высшее образование.

Одной из проблем современного общего образования является функциональная безграмотность, то есть человек, формально окончивший учебное заведение, фактически не обладает должным уровнем знаний, умений и навыков, достижение которого предполагается курсом проведенного обучения.

Важным этапом развития мировой школы является внедрение в процесс обучения и воспитания технических средств, возникших в результате научно-технического прогресса общества. Первыми такими средствами были магнитофон, телевизор, различные механические устройства. Следующим шагом было появление в школе компьютера, который служил не только многофункциональным средством обучения, но и «помощником» в осуществлении организации и контроля различных сфер деятельности школы.

Стремительное развитие средств массовой информации (СМИ) породило даже особое название – параллельная школа. Педагоги всего мира обращают внимание на необходимость контроля доступа детей к различным СМИ с учетом их возрастных и психологических особенностей, так как параллельная школа может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

Работа:

Категория образования на протяжении истории развития педагогической науки рассматривалась с различных позиций: образование как процесс, как результат, как система и как ценность. Сегодня образование следует изучать под несколько иным углом зрения: образование как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал, как социальное благо.

Первые три позиции достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Остановимся лишь на некоторых уточняющих моментах.

Первая позиция предполагает освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников, воздействий и взаимодействий их друг с другом.

Вторая - характеристика уровня достижений обучающихся в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. В этом и состоит суть образования как результата.

Рассмотренные позиции свидетельствуют о том, что в центре внимания находятся знания как соответствующие результаты духовного богатства человечества, накопленного им в историческом опыте. Такой подход предполагает накопление знаний, формирование умений и навыков (знаниево-ориентированный подход), которые способствуют социализации человека, вхождению его в социум. С такой точки зрения их можно отнести к жизнеобеспечивающей системе человека. При этом они поглощают самого человека, заслоняя его личность. Процесс образования превращается в академизм, а знания при этом становятся абсолютной ценностью.

В современных условиях наиболее актуальным становится обращение не к знаниям, умениями и навыкам, а к компетентности и компетенциям.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Компе-тентностный подход - это приоритетная ориентация

на реализацию целей образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции.

Компетентность - интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретикоприкладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Компетенция рассматривается как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии).

Подход к образованию как к системе предполагает совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Так понятие «образование» прописано в законе «Об образовании». Данная позиция может быть названа управленческой. Она только регламентирует, что входит в образование как систему.

Наиболее сложным является рассмотрение образования с позиции ценностного подхода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания, которые становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние определенной личности, как соответствующая ценность для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как компоненте культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром вряд ли можно представить человеческую жизнь. Образование является, с одной стороны, средством

трансляции культуры, а с другой - само способствует формированию новой культуры. До сих пор бытует мнение о том, что образование и культура находятся по разные стороны «баррикад». Примером тому может являться тот факт, что в диссертационных советах по педагогическим наукам с большим трудом проходят работы, темы которых содержат слово «культура». Представляется, что такой подход является недостаточно обоснованным. Жизнь меняется, она не стоит на месте и привносит новые смыслы в понимание ранее известного и принятого научным сообществом, идет процесс становления новых смысловых ориентиров.

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

Новая трактовка категории образования в законе «Об образовании» привела к возможности рассматривать его не только с позиции личностно ориентированного образования, но и с позиции человекоцентриро-ванного подхода.

В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно воспринимать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оцениваются через уровни образованности и воспитанности.

Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразованием. Этим обусловлен переход к открытой системе образования. Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров.

К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картины, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это прежде всего гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая проблема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового XXI в. К числу главных из них можно отнести:

• обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;

интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;

• креативность, т.е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;

духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.

Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психологопедагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного. Инновационные процессы - новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров.

Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:

• осуществление перехода массовой школы на новый базовый учебный план, включающий федеральный, региональный и школьный компоненты, вариативные программы, методики обучения и воспитания, востребованные новыми условиями жизни российского общества;

• появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

• разработка федеральной и региональных программ развития образования, учитывающих социальноэкономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

• активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

• обеспечение непрерывности профессионального образования;

• перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрированного подходов;

• интеграция начального и среднего профессионального образования в связи с изменением форм собственности в государстве;

• переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;

• создание в образовательных учреждениях диагностической службы (психологической, валеологи-ческой, социологической и др.);

• управление качеством образования на диагностической основе;

• осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;

• развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.

Перечисление инновационных процессов можно было бы продолжить, но при этом необходимо помнить о существующей проблеме низкого финансирования образовательных учреждений, особенно системы НПО. В связи со сказанным «... требует признания сословность образовательной системы России и постоянного воспроизводства ею социального слоя, характеризующегося низким уровнем образования, плохими условиями жизни и материальным неблагополучием. Подобное обстоятельство пока не учитывается в федеральной образовательной политике», - указывают И.П. Смирнов и Е.В. Ткаченко [1, с. 28].

Общеевропейская тенденция «образование через всю жизнь» сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна также вступила на этот путь, опыт рыночных стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, больше инвестиций в человеческие ресурсы, ценность образования, переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения, являются актуальными и для системы российского образования.

Привычные модели получения образования, обеспечивающие необходимый уровень готовности к выполнению профессиональных, служебных, хозяйственных, бытовых, досуговых и других функций, в современных условиях обновляющейся России претерпевают существенные изменения. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, результативная жизнедеятельность человека в информационном обществе должны сопровождаться процессом непрерывного образования. «Учение длиною в жизнь», «образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни» - вот формулы

одной из важнейших мировых тенденций современного этапа развития образования.

Среди факторов, обусловливающих необходимость обучения по обозначенным формулам, можно выделить:

• беспрецедентное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), оказывающих влияние практически на все сферы жизни человека;

• развитие торговли и коммуникаций, которые расширяют способы ведения конкурентной борьбы;

• демографическое старение населения, неизбежно приводящее к изменениям в составе рабочей силы и спроса на социальные услуги.

В настоящее время наблюдается смена образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования - между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения отдельно взятым человеком. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека, к саморегуляции и самообразованию.

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны.

Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности.

Говоря о проблемах современного российского образования, невозможно его рассматривать в отрыве от общемировых тенденций. Однако в России на них накладывается целый ряд особенностей, связанных с кризисной социально-экономической ситуацией, отказом от прежних ценностей, происходящими социокультурными изменениями. Задачей образования XXI в. является преодоление кризиса культуры, духовности и гуманизма.

Образовательная политика, как указывает В.И. Загвязинский, должна учитывать социальную, содержательно ориентированную, процессуально ориентированную и личностно ориентированную направленности [2].

Социальная направленность. Приоритет отводится социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену общества, его качествам и способностям. Образованность становится одной из решающих жизненных ценностей.

Содержательно ориентированная направленность определяется возросшими требованиями мирового сообщества к получаемым знаниям, умениям и навыкам в связи с новым уровнем производства, науки и культуры. Образовательные системы становятся призванными готовить специалистов высокого уровня профессиональной квалификации.

Процессуально ориентированная направленность. Предпочтение отдается в этом случае самому процессу обучения, образовательным технологиям, методике преподавания и методике обучения, совместной деятельности обучаемого и обучающего.

Личностно ориентированная направленность выражается в безусловном приоритете интересов развивающейся личности и реализуется через лич-ностно ориентированную технологию обучения и воспитания.

Итак, выстраивается новая педагогика, в основу которой положена идея гуманизма, его паритетности, признания высшей ценности - человеческой жизни и жизни вообще.

К основным тенденциям и направлениям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Остановимся более подробно на выявленных тенденциях современного образования.

Глобализация образования определяется прежде всего тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. И это приходится до сих пор доказывать с позиции приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельно взятого человека. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества, работает на будущее, «предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты», - отмечает Б.С. Гершунский [3, с. 20]. Единый мировой рынок, единое информационное пространство, интеграция локальных цивилизаций в единое мировое сообщество обеспечивают воспроизводство социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени. Единая история человечества, впитавшая в себя опыт всех народов, привела к возникновению одной из важнейших проблем человечества - выживанию. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество. Может быть, оказавшись на краю гибели, человечество, наконец, остановит деструктивные силы и начнет возвращаться к истинным ценностям жизни.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундамента-

лизации вызвано ростом объема информации, ее обновлением каждые 2-3 года. Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественно-научное и техническое образование с целью преодоления разобщенности естественно-научных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.

Гуманитаризация образования касается вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых, а также вопросов его организации, функционирования и управления. Предполагается, что она должна реализовываться во всей системе образования, пронизывая гуманитарную и естественно-научную составляющие образования, область технических, инженерных, экономических и других наук.

Гуманитаризация - частное проявление общей задачи, связанной с возрождением культурно соотнесенного образования. Гуманитаризировать образование - значит выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного направлений, осознать его значимость с позиции каждой личности, т.е. сделать его личностно ориентированным и личностно значимым. Гуманизация образования - одна из ведущих современных тенденций развития образования. В нашей стране эта проблема поставлена более десяти лет назад (Закон «Об образовании», 1992 г.), но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и процветания общества и человека.

Обратимся к истории рассматриваемого вопроса. Ее изучение и анализ современных международных тенденций гуманитаризации образования позволяют во многом прояснить суть дела. Естествознание изначально было гуманитарным: это основа мировоззрения людей. Ядром естествознания является физика. Физика была частью натурфилософии, истолковывавшей явления природы в их целостности и неделимости.

На протяжении последних двух столетий успехи физики и ее роль в научно-техническом прогрессе столь велики, что акцент в преподавании невольно был смещен в сторону прикладного значения этого предмета. Все содержание науки стало ассоциироваться с научными основами механизации и электрификации производства, радиосвязи, телевидения, ядерной энергетики, использования радиоактивных изотопов, лазеров, освоения космоса, разработки компьютеров и т.п. Между тем революция в физике, которая произо-

шла в начале прошлого столетия, заставляет обратить внимание на гуманитарный аспект физических знаний. Это неоценимый вклад в развитие философии, теории познания, мировоззрения и культуры.

Методы научного познания, применяемые в физике, оказали существенное влияние на развитие общественных наук и стали основой современных методов познания. Отсюда просматривается огромный потенциал физики как предмета, изучение которого вносит определенный вклад в общее образование и интеллектуальное развитие студентов вузов.

Курс физики обладает достаточно большими воспитательными возможностями. Помимо интересных исторических и биографических фактов и справок учебный курс физики обогащен изложением некоторых научных теорий и концепций в их историческом развитии.

Представляется, что тенденция сокращения часов на обучение физике, выступающей фундаментальной наукой современного естествознания и одновременно являющейся сердцевиной гуманистического образования, может привести к необратимым негативным последствиям всей системы образования. Технические достижения Страны Советов являются бесспорным доказательством сказанному.

Именно открытия в физике XX в. изменили парадигму научного познания, повлияв на всю современную культуру. Отказ от классического детерминизма привел к новому типу научного вероятностного мышления. Понятия физического вакуума, взаимодействие виртуальных частиц, дуализм свойств материи вышли за пределы самой науки физики и стали достоянием всего человечества. Самоорганизация живой и неживой материи рассматривается в теории управления сложными неравновесными системами и находит применение в психологической и педагогической науке. На изучение этих вопросов в курсе физики, как средней, так и высшей школы, практически не отводится времени.

В поле зрения современной физики находится проблема взаимоотношений человека с природой: сам исследователь становится частью естественнонаучной картины мира. Перед нами развертывается процесс самоорганизации материи от ее создания до сегодняшнего дня. Таким образом, физика как наука не опосредованно, а непосредственно влияет на культуру, является её компонентом, вносит

свой вклад в развитие планетарного мышления человека.

Важным направлением развития образования является технологизация образовательного процесса, которое предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, продолжающуюся повсеместную компьютеризацию. Будущее образования - это образование с все увеличивающейся долей участия компьютера и информационных компьютерных технологий. В образовательный процесс приходит «компьютика», наука о совместной деятельности преподавателя, обучающегося и компьютера [4].

Следует отметить, что в содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, функция которой двояка. С одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а с другой

- предполагает такое содержание образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. И весь вопрос в том, чтобы не ошибиться, так как образование само по себе явление творческое. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов говорил, что образование современно, значит, современны и члены общества; если обратное, значит, будет отсталым и общество [5].

Перед Российским государством и вузовским сообществом в настоящее время остро встают задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество. Система высшего профессионального образования вступает в новую фазу своего функционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к образованию и формированию личности человека, что, в свою очередь, требует разработки и реального воплощения на практике новой образовательной парадигмы воспитания и обучения, направленной на конкретного человека.

Предлагаемая статья не претендует на исчерпывающую полноту всех затронутых в ней дискуссионных вопросов, наметившихся тенденций развития современного образования. В ней лишь обозначены некоторые направления развития российского образования, волнующие тех людей, которые переживают за судьбу образования, а значит, будущее Отечества.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и дифференциация обучения. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов. Одним из проявлений экспериментальной педагогики стала повсеместная организация открытых школ. Программа таких учебных заведений направлена на тесную взаимосвязь в процессе обучения с окружающим миром и формирование самостоятельности детей в сфере обучения, воспитания и повседневной жизнедеятельности. Вопреки классической организации классно-урочной системы возникли альтернативные школы, которые направлены на гуманизацию отношений участников учебно-воспитательного процесса.

В дидактике в настоящее время существует три основных направления: традиционное, рационалистическое и феноменологическое. Нестандартный взгляд на обучение просматривается в феноменологической концепции, которая ставит в центр внимания обучающего процесса индивидуальность, личность. Содержание обучения строится в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ученика, его склонностями, способностями, интересами и т. д.

Теория воспитания содержит два принципиально разных направления: социальное и психологическое. Первое подразумевает под основой воспитания социальную среду человека, второе – биологические особенности и психологические процессы, сопровождающие взросление и развитие человеческой личности.

Все большее распространение получает социальная педагогика, особенно много сторонников она нашла в США и Франции. Второе направление является несколько более гуманным, и имеет много сторонников в разных странах мира.

В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.

Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. В этой связи наблюдается конфронтация двух тенденций современной и традиционной педагогики. Многие учебные заведения не отошли от привычного авторитаризма в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, который противоречит развитию самостоятельности, формированию ответственности, способностей к нестандартному эвристическому мышлению, гуманных сторон личности, высоких нравственных норм. Одним из последствий борьбы этих направлений явилось возникновение распространенной на Западе поведенческой методики воспитания. Она предполагает создание атмосферы сотрудничества, свободы мысли, способствует проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.

В системе образования подавляющего количества стран наблюдается значительная демократизация, то есть право учебных заведений на автономию, частичное самоуправление. Доступность образования в настоящее время является насущной проблемой многих стран. Не все люди могут получить желаемое образование, в основном по причине финансовых и социальных противоречий. В некоторых странах мира, особенно переживающих экономический кризис, остро стоит проблема обязательности образования, вызванная снижением посещаемости учебных заведений, качества образования, организация диверсификации образования на должном уровне и др.

Большое значение уделяется созданию специальных условий для талантливых, одаренных детей, а так же детей, имеющих различные отклонения, развитие которых производится с использованием методов коррекционной педагогики. Почти во всех странах мира имеет место компенсирующее обучение, направленное на оказание помощи в обучении отстающим ученикам.

Школьные системы запада с начала 1990-х гг. подверглись многочисленным реформам. Большинство зарубежных стран осознало, что высокий уровень образования в стране является важным и необходимым условием прогрессивного развития общества, науки и культуры. Школьные программы, при неизменно устойчивой основе, постоянно подвергаются различного рода модификациям и нововведениям. Кроме того, в общеобразовательной школе имеется несколько типов программ: обязательная и специализированные, обеспечивающие диверсификацию и дифференциацию обучения.

В системе начального образования существует множество частных школ, причем большинство из них имеют какую-либо религиозную направленность. Государственные же школы стран Западной Европы и США либо полностью светские, либо включают религиозные дисциплины. Общая мировая тенденция по этому вопросу характеризуется лояльностью по отношению к религиозной составляющей в программе начального образования, каждому предоставляется свобода выбора в данном вопросе.

Образовалась наиболее четкая преемственность между ступенями образования. Высшее образование получает все большее распространение и развитие, особенно в ведущих странах мира. Это явление имеет и положительные и отрицательные стороны. К первым относится большая социальная дифференциация студентов, ко вторым – снижение качества образования, что объясняется осложнением государственного контроля большего количества высших учебных заведений.

Существенно изменился характер подготовки педагогических кадров, она перешла на качественно новый уровень и в большинстве педагоги имеют высшее образование.

Одной из проблем современного общего образования является функциональная безграмотность, то есть человек, формально окончивший учебное заведение, фактически не обладает должным уровнем знаний, умений и навыков, достижение которого предполагается курсом проведенного обучения.

Важным этапом развития мировой школы является внедрение в процесс обучения и воспитания технических средств, возникших в результате научно-технического прогресса общества. Первыми такими средствами были магнитофон, телевизор, различные механические устройства. Следующим шагом было появление в школе компьютера, который служил не только многофункциональным средством обучения, но и «помощником» в осуществлении организации и контроля различных сфер деятельности школы.

Стремительное развитие средств массовой информации (СМИ) породило даже особое название – параллельная школа. Педагоги всего мира обращают внимание на необходимость контроля доступа детей к различным СМИ с учетом их возрастных и психологических особенностей, так как параллельная школа может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×