Организационный момент: сообщение темы и поставленных задач.
Основной этап: теоретическая часть, обсуждение музыкального образа, овладение навыками «пения на фортепиано».
Практическая часть: работа над произведением.
Заключение: рефлексия, оценивание, домашнее задание.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств городского округа- город Камышин
План-конспект открытого урока
по классу фортепиано на тему: «Кантилена – как искусство пения на фортепиано» с ученицей 7 класса
Данченко Арианой
Преподаватель МБУ ДО ДШИ
Богданова Л.В.
Г. Камышин 2021г.
Тема: «Кантилена – как искусство пения на фортепиано».
Цель урока: формирование представления о кантиленной музыке,
средствах музыкальной выразительности.
Задачи урока:
Образовательные- формировать пианистические навыки и умения с помощью образных впечатлений , продолжить освоение приема звукоизвлечения легато.
Развивающие- развивать интерес к изучению классической музыки, развивать общий кругозор учащегося.
Воспитательные - воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки. Воспитывать положительное отношение к решению творческих задач при работе над музыкальным произведением.
Методы: словесный, практический, наглядный.
План урока.
Организационный момент: сообщение темы и поставленных задач.
Основной этап: теоретическая часть, обсуждение музыкального образа, овладение навыками «пения на фортепиано».
Практическая часть: работа над произведением.
Заключение: рефлексия, оценивание, домашнее задание.
Урок проводится с ученицей 7кл. Колесниковой Анастасией.
Учебный материал: Ф.Шопен «Ноктюрн» №2 Ми бемоль мажор.
Урок начинается с приветствия. Педагог сообщает ученику тему занятия , показывает портрет Шопена. Далее следует небольшой рассказ о композиторе , эпохе, в которой он жил, о стиле и его творчестве. Педагог объясняет ученику значение слова «ноктюрн».
Учитель просит ученика сыграть пьесу, после чего идет анализ произведения.
В школе необходимо уделить самое пристальное внимание искусству «пения на фортепиано». Важно систематически проходить с учеником пьесы певучего характера. Обратимся к ноктюрну Ф.Шопена ми бемоль мажор.
Уже в первых ноктюрнах Шопена раскрываются характерные особенности стиля Шопена: изящество и гибкость мелодии, тончайшее фортепианное письмо, полифоническая насыщенность сопровождения. Ноктюрн означает ночной. В 18 веке ноктюрнами называли пьесы для исполнения на открытом воздухе в ночное время.
Впервые ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Писали ноктюрны Глинка, Чайковский, Шуман. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена. У Шопена все красиво, все так ясно. В то же время играть его чудовищно трудно. Красота звучания, пения на фортепиано это самое сложное, чтобы наш ударный инструмент запел. Светлым звуком нужно играть шопеновскую лирику.
Особое значение надо уделять работе над мелодией. Шопеновская мелодия трудна для исполнения. Надо добиться не только певучего звучания, но и плавности, непринужденности исполнения, что особенно трудно из-за большого количества тонких штрихов, мелизмов. Шопеновские пассажи - «убыстренная мелодия»- Г.Нейгауз. Следует обратить внимание на пальцы в заключительном пассаже.
Исполнение шопеновской музыки требует большой гибкости метро-ритма. Шопен славился тонкостью рубато. Допуская отклонения от темпа, он сохранял метроритмическое единство, которое достигается ритмичным исполнением сопровождения.
«Левая рука должна быть дирижером» ( Ф.Шопен). Необходимо специально поработать над партией левой руки.
В заключении остановимся на плане исполнения ноктюрна в целом. Сравнительно большая протяженность пьесы и отсутствие контрастных тем создают опасность однообразия исполнения. Нужно наметить правильный темп. Для достижения цельности – не подчеркивать в начале детали, не замедлять движения в пассажах, т.к. они не длинны и могут быть сыграны в темпе.
Использовать рубато ближе к концу, т.к. там много различных деталей, при каждом повторении. Шопен их немного варьирует.
Чтобы придать цельность исполнения ноктюрна, уместно привести меткое замечание К.Игумнова : «Когда идешь по улице или хочешь вовремя прийти в какое - то место , не заглядывайся на витрины и вывески. Точно также при исполнении пьесы не любуйся все время отдельными ее красотами и деталями, т.к. это может привести к тому, что будет утрачено единство целого.