Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Профилактика профессионального стресса педагогических работников. Работа №302034

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В теории и практике стресс-менеджмента выявляют специфику формирования профессионально обусловленных синдромов стресса: от причин стресса, которые определяются содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности конкретного типа; к симптоматике переживаний стресса в виде острых и хронических состояний, до фиксации негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

Профессиональный стресс определяется как состояние эмоционального напряжения, возникающее в результате действия неблагоприятных факторов, ведущее к снижению эффективности трудовой деятельности и к деформации личностных и характерологических качеств личности.

Работа:

Гуторова Татьяна Михайловна

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Не вызывает сомнение, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Поэтому, будет правильным, отнести профессию педагога учреждения дошкольного образования к данному типу профессий. 

Профессиональная деятельность педагога в учреждении дошкольного образования характеризуется высокими нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональной насыщенности деятельности, постоянной концентрации внимания, повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.

Многие исследователи проблемы профессионального стресса педагогов утверждают, что его причины обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагопр иятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой ответственности за его последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности, нарушения поведения). Постоянное воздействие различных неблагоприятных факторов профессионального труда педагога дошкольного образования ведет к ухудшению результатов его деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления) [1; с. 48].

После пребывания в напряженной ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода заболевания. В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической поддержки педагогов с целью профилактики профессионального стресса. Организация работы по профилактике профессионального стресса является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования.

Однако эта проблема касается не только личности отдельного педагога, она сказывается на эффективность труда, а значит и на результативности рабочего процесса всего коллектива. Следовательно, эта проблема не может решатся только педагогом-психологом учреждения образования, без участия ее руководителя. Необходимо отметить большую ответственность за профилактику профессионального стресса в учреждении дошкольного образования руководителя, создающего условия работы педагогическому коллективу и организующего его нормальное функционирование. Все вышесказанное говорит о необходимости создания модели решения данной проблемы с точки зрения руководителя учреждения дошкольного образовани

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал   следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое   предъявленное ему требование» [4; с. 15].

Профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые. Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и т.д. К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д. В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях.

Стресс-синдромы — это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов [6].

В теории и практике стресс-менеджмента выявляют специфики формирования профессионально обусловленных синдромов стресса: от причин стресса, которые определяются содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности конкретного типа; к симптоматике переживаний стресса в виде острых и хронических стрессовых состояний, до фиксации негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций. В соответствии с данной логикой определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

— первый уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся па качестве жизни и душевном комфорте;

— второй уровень описания синдромов профессионального стресса — симптомы переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний. Примерами таких состояний являются состояния сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление);

— третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности — симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда [6].

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции:

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

- искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональный стресс определяется как состояние эмоционального напряжения, возникающее в результате действия неблагоприятных факторов, ведущее к снижению эффективности трудовой деятельности и к деформации личностных и характерологических качеств индивида.

Возможность развития профессионального стресса на любом этапе профессиональной деятельности педагога свидетельствует о необходимости разработки профилактических мер, которые способствовали бы снижению риска появления стресса и нейтрализовали его негативные последствия.

С целью адекватного самопонимания личности педагога, понимания им особенностей собственного поведения и анализа реальной ситуации использовала прежде всего следующие методы - наблюдение, беседа, и методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» (автор И.А. Усатов) [5; с. 681].

Данная методика состоит из 38 вопросов. В результате диагностирования по данной методике выявляются 5 уровней стрессоустойчивости: - высокий; - выше среднего; - средний; - ниже среднего; - низкий (Приложение 1).

Проведенная диагностическая работа позволила установить следующее: по данным диагностики выявлены уровни стрессоустойчивости педагогов: высокий 1 (4%) педагог, выше среднего 2 (14%) педагога, средний 5 (34%) педагогов, ниже среднего 2 (14%) педагога, низкий 5 (34%) педагогов.

Качественный анализ методик показал, что уровень профессионального стресса зависит от стажа педагога: большинство воспитателей дошкольного образования с педагогическим стажем свыше 20 лет имеют низкий уровень стрессоустойчивости и сформированный синдром эмоционального выгорания.

В процессе диагностики каждый педагог получил «информацию к размышлению» о себе, о развитии своей профессиональной компетентности, сильных и слабых сторонах в педагогическом общении и взаимодействии с воспитанниками психологических причинах профессиональных затруднений.

Дальнейшая работа была направлена на предупреждение профессионального стресса у педагогов в контексте основных форм профессиональной педагогической деятельности.

В-первую очередь, формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе. Большинство педагогов знают о том, что важно заниматься профилактикой профессионального стресса, однако, на практике существующие знания применяют лишь немногие педагоги. Напрашивается вывод о том, что мало знать, необходимы некоторые внешние и (или) внутренние стимулы, которые заставляли бы педагога осуществлять его желаемую деятельность. Реализация стала эффективной с использованием следующих форм: мини-лекция «Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?» (Приложение 2), деловая игра «Осознание профессиональных мотивов» (Приложение 3) с приглашением специалистов из учреждения здравоохранения «Шкловская центральная районная больница». Я считаю, что у педагогов необходимо повышать следующие показатели эффективной профессиональной деятельности: удовлетворенность своим трудом, осознание профессиональной мотивации, желание заниматься своей профессиональной деятельностью, сплоченность и организованность членов коллектива, жизнеутверждающее настроение в коллективе.

В качестве мер профилактики профессионального стресса педагогов использую прежде всего: непрерывное психолого-педагогическое образование, организация комнаты психологической разгрузки и релаксации, создание системы поощрения и поддержки педагогов, позволяющей осуществлять свой профессиональный рост, развитие и привлечение специалистов учреждения здравоохранения «Шкловская центральная районная больница» с целью обучения педагогов по овладению системой саморегуляции психических состояний.

Повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления профессионального стресса и активизация их способности к саморазвитию основано на том, что у педагогов не только формируются теоретические представления о профессиональном стрессе, но и устанавливают взаимосвязи между профессиональным стрессом и саморазвитием, непрерывным образованием и самообразованием. С этой целью были проведены следующие формы работы: деловая игра «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов –необходимое условие самореализации в профессии», семинар-практикум «Профилактика и преодоление профессиональных стрессов».

Без целенаправленного формирования навыков стрессоустойчивости и навыков саморегуляции практически невозможно осуществлять качественную профилактику профессионального стресса педагогов учреждения дошкольного образования. Для этого были проведены следующие формы работы: рефлексивный тренинг «Будь уверенным в себе», семинар-практикум "Формирование стрессоустойчивости педагогов" (Приложение 4).

Ведущую роль в предложенной модели занимает руководитель. Исходя из имеющихся возможностей он определяет цели, задачи и разрабатывает план их достижения. Следующим этапом становится сама непосредственная организация деятельности по профилактике профессионального стресса у педагогов дошкольного образования. Далее на протяжении всего периода реализации осуществляет функции контроля его выполнения и обеспечивает благоприятные условия труда.

На каждом этапе заведующий тесно сотрудничает с психологом, узкими специалистами, заместителем заведующего по основной деятельности и педагогами учреждения дошкольного образования. Все действия руководителя по реализации профилактической работы направлены на всех участников. То есть мотивация, контроль, создание благоприятных условий труда осуществляется в отношении всех членов педагогического коллектива.

За последние пятьдесят лет о стрессе были написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен. Так, многие из них отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных в психологическом плане видов социальной деятельности и входит в группу профессий с основательным присутствием стресс-факторов.

Проблема управления стрессом в профессиональной деятельности педагога является актуальной в нашем обществе, а овладение методиками управления стрессом – важный фактор улучшения здоровья, работоспособности, повышения качества жизни педагога.

Стресс – это неизбежность, о которой педагог должен знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно встретятся и на работе, и в личной жизни. Активность – единственная возможность борьбы со стрессом. При этом большую роль играет сила мотивации, ведь навыки не приходят сами собой, также нужна достаточная доля силы воли, чтобы знания психогигиены вошли в привычку и стали естественным компонентом жизнедеятельности педагогов в профессиональной деятельности. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху.

Список использованных источников

 

1. Гиссен, Л. Д. Время стрессов / Л. Д. Гиссен. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 192 с.

2. Евдокимов, А.Н. Психологическое здоровье воспитателя дошкольного образовательного учреждения: общая феноменологическая и категориальная характеристика / А.Н. Евдокимов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Вып. 1. – Пятигорск : ПГЛУ, 2011. – С. 277-281.

3. Леонова, А.Б. Стресс и копинг поведение: факторы развития профессионально-личностных деформаций / А.Б. Леонова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф.; Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В.Куфтяк, М.В.Сапоровская, С.А.Хазова / Кострома : КГУ им. Н.А.Некрасова, 2013. – Т. 2. – С. 122–124.

4. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1979. – 123 с.

5. Усатов, И.А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» [Текст] / И.А. Усатов // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 681 -685.

6. Коврова, А. Профессиональный стресс. Его уровни, причины и типы. Синдром эмоционального выгорания // Zaochnik [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-truda/professionalnyj-stress/ - Дата доступа: 31.03.2022.

7. Кузнецова, О.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования / Концепт. - 2015. – Спецвыпуск № 01. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotsionalnoy-ustoychivosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-period-modernizatsii-obrazovaniya/viewer - Дата доступа: 31.03.2022.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×