«Активные формы взаимодействия с семьей при реализации ФГОС ДО» . Автор: Орехова Евгения Александровна

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему необходимо.

Одним из главных направлений работы нашего учреждения является активное сотрудничество с родителями. Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка.


Автор: Орехова Евгения Александровна
Работа:

«Активные формы взаимодействия с семьей при реализации ФГОС ДО»

 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования является:

Сотрудничество Организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В ФГОС говорится что «Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».

Также в нем сформулированы и требования по взаимодействию работы Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Образовательной Организации с семьёй, а «ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Образовательной Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов»

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

. В соответствии с ФГОС «Детский сад обязан: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность. Обеспечить открытость дошкольного образования: Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией проектов».

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему необходимо.

Одним из главных направлений работы нашего учреждения является активное сотрудничество с родителями. Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка.

Я, со своей стороны, планомерно и активно распространяю педагогические знания среди родителей, оказываю практическую помощь в воспитании детей и способствую вовлечению родителей в образовательную деятельность.

Для этого использую разнообразные формы работы:

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использую инновационные формы и методы работы:

Анкетирование 

(при подготовке к собраниям, семинарам, круглым столам, консультациям, при выпуске буклетов)

"Круглый стол" по любой теме, семинары – практикумы, мастер- классы. 

( По

выбору родителей, которые указывают темы для обсуждения при анкетировании в начале или конце учебного года).

Тематические выставки, фотовыставки, выставки совместного творчества

 

родителей и детей

. (По теме недели).

Консультации специалистов

; (по желанию родителей)

Семейные спортивные встречи, дни здоровья, «Папа – мама - я- спортивная семья», походы.

 (пропаганда здорового образа жизни, привлечение родителей к образовательной деятельности, совместному активному отдыху)

Открытые занятия для просмотра родителей

. (Открытость образования)

Конкурсы семейных талантов:

«Минута славы» - ежегодно в апреле месяце, «Семья года»-1 раз в 3 года, «А ну-ка бабушки»- 1 раз в 3 года, «А ну-ка мамочки», «Мисс детского сада» (распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций)

День открытых дверей

. (Вовлечение родителей в образовательную деятельность). Проводим ежегодно в феврале месяце. Родители принимают активное участие в совместной

деятельности( рисуют

, лепят, поют, делают зарядку и т. д)

Сайт ДОУ и группы

. (Открытость и доступность, информирование родителей или (законных представителей) о жизни детей в детском саду и группе). Имеется сайт ДОУ

 (

http://det-sad-kort.umi.ru/), где работает страница нашей группы, где я размещаю информацию обо всех событиях, конкурсах, мероприятиях группы и детского сада. На страничке группы размещены рубрики «Для вас, родители», «Учите вместе с нами» «Новости».

«Осенняя ярмарка» (

активное привлечение родителей с жизни группы и детского сада, сбор средств на нужды группы.) проводим ежегодно.

В свою работу с родителями включаю формы работы с использованием современных приемов подачи информации; презентации, видеозаписи организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, слайд – шоу на родительских собраниях, семинарах – практикумах, круглых столах, что вызывает большой интерес и восхищение со стороны родителей.

Семинар-практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практическое решение проблемы.

В рамках проекта «Умные игры» в средней группе, провела семинар - практикум для родителей. В ходе семинара родителям освещалась теоретическая значимость развития логики, давались понятия логических операций и какие игры способствуют развитию логики. Практическая часть включала обучение родителей играм и упражнениям, которые они смогут использовать в домашних условиях для развития логики, мышления своих детей. В конце семинара-практикума была проведена рефлексия в виде игры для выявления удовлетворенности родителей, проведенным семинаром-практикумом. Я предложила схему дома, стикеры и предложила родителям оценить работу семинара и полезность информации.

Фундамент - полезная информация

Окна-не очень полезная информация

Дым из трубы - бесполезная информация.

Все стикеры были положены в фундамент дома, что свидетельствовало о том, что семинар прошел плодотворно.

При подготовке родительских собраний, часто провожу анкетирование с целью выявления компетентности родителей по теме собрания, круглого стола или семинара. Проводила анкетирование по теме: «Удовлетворенность ДОУ» с целью: изучить сферу сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.

Анализ анкетирования показывает высокую удовлетворенность родителей педагогами и работой детского сада в целом. Результаты анкетирования находят свое отражение в планировании работы с родителями.

В своей группе я ежегодно разрабатываю перспективный план по работе с родителями, а так же совместной деятельности родителей и воспитанников. Мероприятия составляю таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ и потребностям родителей.

Одной из актуальных активных форм работы с родителями в ходе реализации ФГОС ДО является - вовлечение родителей в проектную деятельность детского сада и группы.

Я активно вовлекаю родителей своей группы в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне группы, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Совместно с родителями были реализованы проекты:

-«Кладовые природы» (Проект по здоровье сбережению на уровне ДОУ)-10 семей.

-«Все работы хороши» ( ясельная группа)- 7 семей.

Исследовательские проекты:

- «Я расту»

- «Мой день рождения»

При использовании нетрадиционных, интерактивных способов взаимодействия, родители моей группы стали активно принимать участие в жизни группы и участвовать во всех культурно – массовых мероприятиях, проектах, творческих выставках, конкурсах , ярмарках и др.

Проведя сравнительный анализ вовлечения родителей в совместную деятельность, я наблюдаю, повышенный интерес к мероприятиям и совместным праздникам. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и группы.

Планомерная работа с родителями и использование нетрадиционных методов организации интерактивного взаимодействия с родителями находит свое отражение в увеличении количества семей, вовлеченных в образовательный процесс. Это объясняется возросшим интересом родителей к жизни в группе, и желанием принимать участие в совместных мероприятиях. Родители с удовольствием наблюдают, как дети подолгу и с увлечением рассматривают их совместные работы, гордятся своими родителями. Они рассказывают сверстникам, как они принимали в этом участие.

Совместные праздники, мероприятия и развлечения служат итогом проделанной работы. Результат моей работы - положительное отношение родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Активное привлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, помогает мне эффективно решать, поставленные передо мной, задачи. Таким образом, используя разные и активные формы работы с семьей, я отмечаю повышенный интерес родителей с жизни группы и детского сада, что можно наблюдать по возросшему количеству семей, принимавших участие в различных совместных мероприятиях на уровне группы, детского сада и всероссийском уровне и вовлечение семей, раннее не принимавших активного участия. Родители моей группы активны, отзывчивы, общительны, доброжелательны.

 

 

 

 

 

Список литературы:

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.

Загик

, Т.А, Куликова и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

Епиченко

Г.Ю. Путешествие в страну добрых отношений

«Воспитатель ДОУ. Практический журнал» 2009, № 6, С.106-109.

Лебедева Н.Б. Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений.

«Дошкольная педагогика» 2008, №7, С.55-58.

Словак Н.В. Реализация системы «воспитатель-ребенок-родитель»

«Воспитатель ДОУ. Практический журнал» 2009, № 8, С.87-104.

Интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-363494.html.

https://www.vospitatelds.ru/opublikovat_statju_vospitatelju.

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3035.html

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x