Актуальные проблемы организации воспитательного процесса. Автор: Торопова Ирина Александровна

Воспитательный процесс требует существенных изменений,неформального подхода к самой личности ребёнка.


Автор: Торопова Ирина Александровна
Работа:
Актуальные проблемы организации воспитательного
процесса.
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.Н.Макаренко
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, творческой активности, бережного отношения к близким и всему окружающему – вот ключевые ценности, на которых должна строиться воспитательная работа.
Актуальные проблемы организации воспитательного процесса, над этой темой задумывались многие педагоги, ученые и аналитики. Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей- дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Проблема организации воспитательного процесса во все времена одна: как сделать его эффективным, плодотворным, направленным на развитие самостоятельной, творческой личности.
Проблем, конечно, можно выявить много, решать их также по разному.
Однако,время требует выявления новых возможностей воспитания: создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.
В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя.
1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е. недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности - учения. Задача организации такой деятельности - это задача педагога, и она много сложнее, чем простая "передача" знаний в бытовом её понимании. Мало того, что учитель сам работает на уроке, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
2. Объяснительно-иллюстративный характер обучения, при котором из работы учащихся фактически выключается их мышление (ученики "разучиваются думать"), но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.
Есть такая формула: "Плохой учитель преподносит истину", а хороший учит, как её находить".
3. Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления. Ребенок, конечно же, может зазубрить материал, а потом сдавать его, повторив всё заученное слово в слово, но после такого учения у человека может ничего не остаться. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. В будущей профессиональной деятельности методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти ("зубрёжка") не требуются, не применяются. С другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике - умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях. Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.
4. Низкая управляемость процесса и результата обучения, так как при традиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Сам процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, а как-то оценивается лишь итог этого процесса. Психологические исследования показали, что оценка должна быть, прежде всего, качественной. Главное в ней - не простая фиксация достигнутого школьником результата, а побуждение к дальнейшей работе, помощь в устранении отмеченных недоработок.
Оценка должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного, воспитания учащихся. Оценке необходима объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.
5. Неизбежность общей ориентировки обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Переход школы к общему среднему образованию ещё более остро ставит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения
Современная жизнь постоянно ставит перед школой множество других вопросов, например:
- физическая акселерация детей и её связь с развитием и зрелостью психологической и социальной, с общим отношением школьников к учебе;
- включенность современных детей в большое количество разнообразных социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения детьми разнообразной информации;
- разобщенность школы и производства, проблемы профориентации и трудового обучения и воспитания школьников;
- необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;
- проблемы психологической готовности учителя к работе;
- психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;
- необходимость смены технологии обучения и воспитания; в этом направлении достаточно много делает сегодня педагогическая психология. Таким образом, говоря о решении проблемы организации воспитательного процесса как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что он требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека.
Выступление на педагогическом совете
на тему:
Актуальные проблемы организации
воспитательного
процесса
Подготовила учитель русского языка и литературы:
Торопова Ирина Александровна
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x