"Актуальные вопросы изучения математики в системе СПО в соответствии с требованиями ФГОС". Автор: Москалева Наталия Владиславовна

Автор статьи рассматривает актуальные вопросы математического образования в системе среднего профессионального  образования в соответствии с требованиями ФГОС. В статье отмечается, что самое главное состоит в том, что курс математики в среднем профессиональном образовании должен рассматриваться не как самостоятельный учебный предмет, а в первую очередь, как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах.  Задача преподавания математики в связи с этим заключается и  в том, чтобы наряду с формированием устойчивых предметных знаний, сформировать и умения применять математические методы для решения профессиональных задач и использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях.


Автор: Москалева Наталия Владиславовна
Работа:

Москалева Наталия Владиславовна

Преподаватель математических дисциплин

ГБ ПОУ «Поволжский государственный колледж»

 

Актуальные вопросы изучения математики в системе СПО в соответствии с требованиями ФГОС.

В системе наук математика занимает особое место. Не случайно математическая компетентность в докладе ЮНЕСКО названа в числе ключевых компетенций, которыми должен владеть современный человек.

Иизучение математики способствует развитию определенных качеств личности, необходимых современному человеку. Например, умение концентрироваться: ставить цель и последовательно достигать ее. Современное российское общество понимает важность математического образования подрастающего поколения, признает его необходимость. Это отражается в том, что независимо от выбранного профиля образования математика является обязательным предметом на всех этапах среднего и средне специального обучения.

В системе профессиональной подготовки студентов технического профиля среднего профессионального образования математическое образование занимает важнейшее место на всех ступенях обучения. Стандартом ФГОС предусмотрено изучение математики на отделениях технического профиля в течение первых 3 семестров, за время которых учащимся необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, усвоить материал старшей школы, а также элементы высшей математики и при этом с каждым годом сокращается количество аудиторных часов, отводимое на изучение, как и время на самостоятельное изучение без руководства преподавателя. Это также требует повышения эффективности проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов. Для преподавателя математики образовательного учреждения СПО ставятся задачи совершенствования учебного материала, подбора эффективных форм, средств и методов обучения, решение которых обеспечит интенсификацию обучения математики, организацию систематической самостоятельной внеаудиторной работы, профессиональную направленность обучения. И самое главное состоит в том, что курс математики в среднем профессиональном образовании должен рассматриваться не как самостоятельный учебный предмет, а в первую очередь, как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах. Задача преподавания математики в связи с этим заключается и в том, чтобы наряду с формированием устойчивых предметных знаний, сформировать и умения применять математические методы для решения профессиональных задач и использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях.

При изучении и, особенно, при закреплении нового материала очень важно использование задач с практическим содержанием. При решении таких задач не важен метод решения, а важен результат. Этот результат сопоставляется с данными в реальной действительности. К таким результатам можно отнести скорость автомобиля, время изготовления детали на токарном станке с ЧПУ, производительность труда и т.д. Особенно важны для развития пространственного мышления геометрические задачи с практическим содержанием. Решение этих позволяет усилить практическую направленность изучения геометрии, сформировать представления о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических величин, повысить интерес, мотивацию и, как следствие, эффективность изучения геометрии. Очень важным инструментом в математическом образовании именно технического профиля могут служить лабораторные работы по математике. Основные темы лабораторных работ могут быть взяты из геометрии. Вычисление площадей поверхности и объемов геометрических фигур, последовательности приближенных вычислений с заданной точностью, позволят изучать объект не только «головой», но и «руками». Главным условием при этом является работа с реальным материалом, в качестве которого можно взять детали, выполненные студентами старших курсов на токарных станках с ЧПУ (тела вращения: конусы, цилиндры), или многогранники, выполненные на фрезерных станках с ЧПУ.

Обучение математике, как впрочем, и любой другой дисциплине, многофункционально. Но у каждого предмета есть ведущая функция — основная цель, ради которой он преподается. Главная функция предмета «Математика» в современном социуме – это общекультурное развитие личности, заключающееся в формировании качеств мышления и способов деятельности, необходимых для полноценного функционирования в обществе. Используемые в математике методы исследования в результате учебной деятельности должны трансформироваться в математический метод мышления. И это одна из основополагающих целей, которая ставится перед учебным предметом «Математика», поэтому требования ФГОС направлены не только на формирование предметных и профессиональных компетенций, но и общих компетенций, как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать активные и интерактивные методам обучения и это еще одна из важнейших задач преподавания математики, которая может быть реализована через подготовку и проведение математических конференций, викторин и квестов, выполнение самостоятельных работ и работ в команде, решения задач по образцу и мозговым штурмом. Эти возможности могут быть ограничены лишь желанием фантазией самого педагога. Главное надо помнить, что «в процессе изучения математики в сознании учащегося формируется математическая картина мира, отражающая представления человека о пространственных формах и количественных отношениях. Математическая культура, как и культура вообще, воспитывается с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека и человечества в целом» и необходима каждому специалисту, особенно специалисту технического профиля.

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x