В статье изложены рекомендации поподготовке квалифицированных кадров в условиях цифровизации профессионального образования.Рассмотрены понятие, сущность, структура и функции цифровой образовательной среды (ЦОС), которая призвана способствовать формированию у студентов не только профессиональных и общекультурных компетенций, но и компетенций использования цифровых образовательных технологий. Обосновывается необходимость применения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) цифровых образовательных технологий и создание в них электронной образовательной среды,материально-техническое оснащение, создание цифровой библиотеки, учебных лабораторий, а по техническим профессиям и специальностям - производственных лабораторий и мастерских.
Цифровизация профессионального образования
Аннотация. В статье изложены рекомендации по подготовке квалифицированных кадров в условиях цифровизации профессионального образования. Рассмотрены понятие, сущность, структура и функции цифровой образовательной среды (ЦОС), которая призвана способствовать формированию у студентов не только профессиональных и общекультурных компетенций, но и компетенций использования цифровых образовательных технологий.
Обосновывается необходимость применения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) цифровых образовательных технологий и создание в них электронной образовательной среды, материально-техническое оснащение, создание цифровой библиотеки, учебных лабораторий, а по техническим профессиям и специальностям - производственных лабораторий и мастерских.
Ключевые слова: цифровизация экономики, цифровизация профессионального образования, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные технологии.
Начало широкомасштабному освоению цифровых технологий положил Государственный национальный проект «Цифровая экономика РФ1, который
выдвигает новые требования к системе профессионального образования, призванной готовить квалифицированные кадры для всех отраслей экономики и социальной сферы.
В целях успешного развития цифровизации профессионального образования в регионах страны реализуется федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»2.
Анализ практики работы органов профессионального образования регионов показывает, что цифровые технологии все больше проникают в различные сферы деятельности организаций, а также вузов, техникумов и колледжей.
В них происходит бурное распространение новой компьютерной техники, программного обеспечения и цифровых технологий. В этих условиях деятельность ПОО во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и студенты успешно владеют с цифровыми образовательными технологиями.
Практика показывает, что использование цифровых образовательных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс формирования у молодых специалистов профессиональных и общекультурных компетенций и поэтапного достижения профессиональной компетентности.
Практика показывает, что «цифровизация профессионального образования способствует успешному применению новых инновационных образовательных технологий, печатных и электронных средств, программного обеспечения.
Основными компонентами цифровых технологий в профессиональном образовании являются: цифровая образовательная среда (ЦОС), цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые технологии проверки знаний, навыков, умений, профессиональных и общекультурных компетенций студентов.
Нам представляется, что ЦОС ПОО - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения основных задач учебно - воспитательного процесса.
Для успешного функционирования цифровой образовательной среды в регионах страны необходимо проводить активную политику занятости населения, а приоритеты занятости населения должны включаться в систему приоритетов регионов и являться одним из факторов, определяющих социально- экономическую политику государства и развитие кадрового потенциала общества3.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии профессионального обучения. Например, к Онлайн технологиям профессионального обучения относят технологии, при которых учащиеся и студенты получают весь необходимый материал через сеть Интернет.
Практика показывает, что использование цифровых технологий при подготовке квалифицированных кадров имеет следующие преимущества:
способствует повышению качества профессионального образования, его доступность, а при необходимости организации смешанного обучения
создает надлежащие условия формирования индивидуальной образовательной траектории преподавателей, студентов и учащихся;
использует цифровые библиотеки, обеспечивают оперативный доступ
преподавателей, студентов и персонал организаций к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток;
преподаватели наряду с традиционными лекциями проводят онлайн- курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение и их оптимальное сочетание;
студенты могут пользоваться не только печатными, но и электронными учебниками, учебными и методическими пособиями.
В стране остро стоит проблема подготовки и использования квалифицированных кадров, владеющих цифровыми технологиями.
Для решения этой важной проблемы в числе основных направлений программой «Цифровая экономика России» установлены задачи:
создание условий для подготовки кадров для цифровой экономики;
совершенствование системы профессионального образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
ежегодно около одной тысячи специалистов с 100 крупных отечественных предприятий будут направляться в ПОО для обучения применению в работе цифровых инструментов профессиональной и образовательной деятельности4.
Цифровизация профессионального образования поставила
перед регионами страны новые вызовы, а ответом на эти вызовы должна быть подготовка квалифицированных рабочих и специалистов по новым профессиям.
Наблюдается возрастание потребности в профессиях и специальностях, связанных с нанотехнологиями, прежде всего, в экономике, машиностроении, сельском хозяйстве, профессиональном образовании, медицине, энергетике, электронике.
Для решения проблем цифровизации образования необходимо:
1. Прежде всего, повышать качество подготовки выпускников ПОО, создавать основу для их дальнейшей профессиональной компетентности, применять в учебном процессе цифровые образовательные технологи.
2. Повышение ответственности работодателей за подготовку квалифицированных кадров через ПОО и внутрифирменное обучение персонала.
3. Создание в ПОО ЦОС, применение в ней электронных технологий и пособий.
Использование цифровой библиотеки может, обеспечивать оперативный доступ студентов и персонал организаций к учебной и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.
5. Требуется постоянный профессиональный рост преподавателей, которые в цифровой образовательной среде могут избавляться от рутины и больше времени уделять творческому труду и проектной деятельности.
6. Для формирования у студентов общекультурных, профессиональных компетенций и компетенций в области цифровых образовательных технологий необходимо:
преподавателям наряду с традиционными лекциями проводить онлайн- курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение, практические занятия по формированию у студентов соответствующих умений, навыков, компетенций и их оптимальное сочетание. По каждой дисциплине разработать учебно - методический комплекс взаимосвязанных печатных и электронных средств обучения.
7. Для совершенствования процесса организации обучения в ПОО с использованием цифровых образовательных технологий необходимо:
определить потребности в обучении и сформировать бюджет;
сформировать в ПОО цифровую образовательную среду;
определить содержания программ, выбор технологий, методов и средств обучения;
использовать цифровые образовательные технологии;
использовать учебные объекты с сочетанием текста, видео, звука и анимации;
обеспечивать доступ студентов к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток;
представлять учебные объекты с помощью текста, видео, фото, звука и анимации;
проводить наряду с лекциями онлайн - курсы, презентации, вебинары, дистанционное обучение и их оптимальное сочетание;
устранять бюрократические нагрузки за счет ее автоматизации;
снижать различные рутинные нагрузки по контролю выполнения заданий студентам, учащимся и персоналу организаций за счет автоматизации;
успешно стимулировать и мотивировать студентов в процессе освоения ими учебного материала и выполнения заданий;
Список литературы
1. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. docs.cntd.ru/document/420397755
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». base.garant.ru/71734878
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». consultant. ru /document/cons_doc_
4. The Global Competitiveness Report 2018. Geneva, Switzerland, 657 p
5. Zemsky, R., Shaman, S., & Shapiro, D.: Higher Education as Competitive Enterprise: When Markets Matter. San Francisco: Jossey-Bass, 2002.
6. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. Учебник, .М., Перспектива, 2017, 540 с.
Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда»institutpk.ru/federalnyj-proekt-...
Кязимов К.Г. Политика занятости и профессиональные ресурсы // Человек и труд. — 2003. — №7. — С. 35–36.
Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». base.garant.ru/71734878
Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». base.garant.ru/71734878