Доклад "Развитие музыкальности в раннем детстве". Автор: Морозова Елена Владимировна

Статья раскрывает значимость музыкального развития детей начиная с раннего возраста.


Автор: Морозова Елена Владимировна
Работа:
Развитие музыкальности в раннем детстве
Морозова Елена Владимировна
Преподаватель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств г. Кедровый,
Томская область
Если не заложить с самого начала крепкий фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие-это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала.
Масару Ибука
Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне - музыка, гудки машин. Ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на все последующее развитие.
Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности, быстро научается различать голоса окружающих его людей.
Исследования установили способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Был проведен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три-четыре месяца, в семь - ходить, а в возрасте около года - выговаривать некоторые сложные слова.
Французская исследовательница Мари Лунс-Эшер сделала ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рожают детей с развитой верхней половиной тела. У этих малышей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладавших густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребенка и впоследствии стимулирует его развитие. Исследования показали, что воздействие звуков музыкального ряда на поверхность тела человека происходит по основному энергетическому меридиану, хорошо известному специалистам по иглоукалыванию.
Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем стало зрение, мало заботятся о том, какую звуковую среду создают для ребенка. Родители заботятся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думают о том, что и как звучит вокруг.
Истинная музыка-это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность слушать настоящую музыку видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом вкус, т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой с раннего детства, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков.
Что касается талантливых детей, то при обучении музыке важно не то, насколько искусными музыкантами они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать более гармоничным процесс самого детского возрастного развития и укрепить индивидуальность ребенка.
Пение - самая простая и естественная форма включения музыки в жизнь детей. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержание. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, способствует выработке вокально-слуховой координации.
Первым звеном в системе восприятия является слушание музыки, которое развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, Моцарта, Вивальди, музыку композиторов –классиков: П.И.Чайковского, А Гречанинова, народную музыку.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – игру на музыкальных инструментах.
Музыкальное исполнительство стимулирует познавательное отношение к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте и интенсивности, развивает мелкую моторику рук, формирует чувство ритма, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению застенчивости и скованности, развивает мышление, творческую инициативу.
Музыкально-ритмические движения.
Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы пропуская ее через себя. По двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста должны быть танцы, жестовые, подвижные игры , хороводы, марши, которые учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения.
Для развития музыкальности ребенка очень важно, - каково музыкальное окружение ребенка в семье. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, или увлечение только легкой музыкой препятствует равностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Масару Ибука. После трех уже поздно. - Москва, Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011.
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.- СПБ.:Союз, 1997.-92с.
Тютюнникова Т.Э. Потешные уроки: учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения.- СПБ.: Музыкальная палитра, 2011.-96с.
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
×