Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Формирование этнической идентичности школьников в процессе обучения

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья посвящена проблеме формирования этнической толерантности школьников

в современном сообществе. наиболее сенсетивнымк усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст, когда формируется этническая мидентичность, а воздействие на этнические стереотипы и установки могут оказаться эффективными. Особое внимание уделяется принципам полиэтнического образования, а также целостному процессу учебной и внеучебной деятельности, направленной на восприятие полиэтнической культуры.

Работа:

 

УДК

  

37.013

              

 

Формирование этнической идентичности школьников 

в процессе обучения 

The formation of ethnic   identiality of schoolchildren during training 

Н. А. Артемьева, Л. А. Артемьева 

N. A. Artemyeva, L. A. Artemyeva 

МБУДО «Алатырская детская школа искусств» 

г. Алатырь, Чувашская Республика 

 

      

Аннотация: 

данная 

 

статья    посвящена  проблеме  формирования 

этнической  толерантности  школьников  в  современном  сообществе.  Наиболее 
сенсетивным  к  усвоению  социально  значимых  ценностей  является 
подростковый  возраст,  когда  формируется  этническая  идентичность,  а 
воздействие  на  этнические  стереотипы  и  установки  могут  оказаться 
эффективными.  Особое  внимание  уделяется  принципам  полиэтнического 
образования, а также целостному процессу учебной и внеучебной деятельности, 
направленной на восприятие полиэтнической культуры. 

Ключевые 

слова:

 

полиэтническая 

культура, 

идентичность, 

образовательный процесс, духовные ценности. 

Abstract: 

this  article  is  devoted  to  the  problem  of  the  formation  of  ethnic 

tolerance of  schoolchildren  in  the  modem world. The  most  sensational  to  mastering 
socially significant values is adolescence, when ethnic identity is formed, and impact 
on ethnic  stereotypes and attitudes can be effective. Particular attention is paid to the 
principles  of  multi-  ethnic  education,  as  well  as  to  a  holistic  process  of  educational 
and non-educational activities aimed at the perception of a multi- ethnic culture. 

Key words: 

multi-.ethnic culture, identity, educational process, spiritual values. 

   
Одним из главных условий развития нашей страны является гражданское, 

межнациональное  согласие.  Гражданская  задача  образования,  системы 
просвещения  -  дать  каждому  тот  объем  гуманитарных  знаний,  которые 
являются  основой  самоидентичности  народа.  Система  образования  в  
современной школе должна укреплять этническую толерантность, относится к 
ней,  как  к  важнейшей  ценности  общества,  прививать  учащимся  навыки 
конструктивного,  межэтнического,  межкультурного  общения.  В  настоящее 
время  школа  остается  консервативным  социальным  институтом,  в  котором 
преобладает информативная форма передачи знаний об этносах. 

В  образовательном  пространстве  школы  необходима  работа  по 

организации  комплексной  системы  психолого  -  педагогических  условий, 
направленных  на  формирование  и  укрепления  толерантного  поведения 
учащегося. 

Этническая  идентичность  является  структурным  диспозиционным 

образованием.  В  структурной  иерархии  диспозиций    личности  этническая 

идентичность  занимает  высший  уровень.  Анализируя  развитие  ребенка  в 
контексте  стиля  социализации,  И.  С.  Кон  рассматривает  родительство  и 
родительское  влияние  на  личность  ребенка,  как  социально  -  культурный 
феномен.  Он  подчеркивает,  что  этническая  идентичность  формируется    с 
детских лет на фоне традиционных  родительских чувств, социальных ролей и 
культ символов отцовства и материнства, воплощенных в мифах, религии и т.п.  

Школьный  возраст  –  важнейший  этап  в  развитии  личности  в  онтогенезе, 

так  как  в  этот  период  происходит  смена  социальной  позиции  ребенка, 
изменение  его  внутренней  позиции,  а  также  формируется  новый  уровень 
самосознания. Все это служит благоприятной предпосылкой для формирования 
этнической идентичности, духовного мира.  

Т. Г. Стефаненко рассматривает два компонента этнической идентичности 

– когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы) и 
аффективный  (оценка  качества  собственной  группы,  отношение  к  членству  в 
ней, значимость этого членства). 

Модель развития этнической идентичности школьника. 
Формирование 

позитивной 

этнической 

идентичности 

становится 

возможным, если реализуется: 

- структурно - динамическая модель (изучение родного языка, литературы, 

культуры,  знакомство  с  культурой  рядом  живущих  народов,  приобщение  к 
истории, литературе, фольклору своего и рядом живущих народов); 

- гуманизация и гуманитаризация содержания образовательных областей; 
- приобщение родителей к формированию этнической идентичности; 
- модернизация образовательно - воспитательного процесса. 
Для реализации данной модели используются общепедагогические методы 

(дискуссионные,  игровые,  социально  –  творческие,  проектные),  а  также  и 
методы  народной  педагогики  (воспитание  словом,  воспитание  искусством, 
воспитание  игрой,  воспитание  общественным  мнением,  воспитание  трудом). 
Необходимо 

привлечение 

средств 

мультикультурного 

образования: 

музыкального  фольклора,  импровизации,  театрализации,  устного  народного 
творчества, декоративно - прикладного искусства. 

Этническое воспитание это не только процесс обучения и воспитания, но и 

приобщение  к  мировой  культуре.  Это  особенно  важно  в  современном  мире. 
Основная  цель  полиэтнического  культурного  образования  -  всестороннее 
развитие  учащегося,  которое  характеризуется  толерантностью,  признанием  и 
развитием  культурного  плюрализма.  Приобщаясь  к  культурному  наследию  
своего  народа,  личность  приобретает  нравственную  основу  индивидуальной 
культуры. 

Формирование  этнической  культуры  школьников  -  это  средство 

взаимообогащения,  развитие  потребностей  содружества,  взаимопонимания, 
единения. 

 
 

 
 

 

Литература: 

 

1. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. – СПб. : Питер, 

2008. 

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика – М. : Академия, 1999. 
3. Мухина, В. С. Возрастная психология. – М. : Академия, 2013. 
4. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика. – М.: Академический Проект,2012  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×