В статье рассказывается о формировании информационной грамотности через работу с текстом на уроках окружающео мира.Описаны приёмы на каждом этапе урока
Павлова Вера Александровна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 г.Петровска
«Формирование информационной грамотности через работу с текстом на уроках окружающего мира»
«Научить человека жить
в информационном мире –
важнейшая задача современной школы»
Академик А.П. Семенов
Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни . В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой),выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности , так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым
терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как
«способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных
и письменных коммуникативных информационных технологий».
С этим термином тесно взаимосвязаны
"информационная грамотность" и "информационная культура".
Информационная грамотность « совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.»
Информационная культура
предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с
информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
Для формирования информационных умений необходимо ,чтобы в учебно- методическом комплекте (УМК) присутствовал материал который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию ,в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать , преобразовывать , фиксировать , преобразовывать, сохранять , излагать.
Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».
Иформация-это:
1.Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.). Передача информации. Теория информации (раздел кибернетики, изучающий способы измерения и передачи информации).
2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. Научно-техническая и. Газетная и. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино).( словарь С.И.Ожегова)
Информация должна быть: актуальной, полной, понятной, достоверной, полезной.
Виды информации: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видео.
Значительная роль в овладении информационными компетентностями отводится предмету «Окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей.
Как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя. Чтобы научить детей осознанно читать научные тексты, нужно учить преобразовывать информацию из одной формы в другую, вовлекать ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.
При обучении детей работе с текстом выделяют следующие этапы:
поиск информации и понимание
прочитанного
;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Эти три этапа неразрывно связаны друг с другом: невозможно преобразовать или оценить информацию и при этом не понимать прочитанное.
В ходе работы по формированию умения работать с текстом предполагаются следующие этапы:
В ходе работы по формированию умения работать с текстом предполагаются следующие этапы:
1.этап Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели
2.этап Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет
3этап Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
4.этап Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
Тема: «Жизнь в пресных водах»
Цель урока: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Формируемые УУД:
познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.
1. этап Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели Формирование умения находить конкретные факты в тексте
Приём «Инсерт» индивидуально
- Далее мы будем читать текст с пометами
- Какая информация стала для вас новой?
-Это прекрасно. Мы читаем для того, чтобы узнавать новое.
Прием «Двойной дневник»
Что привлекло моё внимание в тексте Ключевые слова (понятия,даты м т. д.)
Мои комментарии
Живые организмы
Пресный водоём
Природное сообщество
Круговорот веществ
Растения , животные, бактерии
Вода в водоёме не солёная, как в море.
Сообщество -значит сообща , вместе ,живут в природе
Всё взаимосвязано
2 этап Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решенияисследовательских задач, включая Интернет.
Формирование умения сопоставлять информации из разных источников.
- Давайте поближе познакомимся с растениями. Выполним в рабочей тетради стр. 83задание 2 (Работа в парах с гербариями на доске и атласами-определителями.)
Задание:С помощью атласа определителя «От земли до неба» узнай названия растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения , которые тебе встречались в природе.
— Что интересного узнали о растениях из атласа-определителя?
3этап Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
Приём «Ромашка Блума» 1группа :растения 2 группа: животные
1.Простой вопрос: Какие растения растут в пресноводных водоёмах?
2. Уточняющий вопрос: Все растения прикрепляются корнями ко ду?
3.Интерпреционныйвопрос: Почему микроскопические растения называются водоросли?
4.Творческий вопрос: Что бы произошло ,если бы все растения исчезли?
5.Оценочный вопрос: Как вы думаете ,хорошо или плохо срывать водные растения для букета.
6.Практический вопрос: Пользуетесь ли вы растениями водоёма при заболевании? Если да ,то в каких случаях?
Составление таблиц на основе сравнения предметов и выделения их существенных признаков.
Приём «Интелект – карта»
-Назовите обитателей пресного водоёма.(растения и животные)
-На какие группы можно разделить растения и животных?
- Пользуясь схемой докажите, что водоём – природное сообщество.
4.этап Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
Редактирование текста
Рабочая тетрадь стр 84 задание 4 Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и исправь ошибки
Прием «Кластер»
Прочитайте статью «Человек у воды» и оформите в виде кластера свои советы по охране воды.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
«Мне удалось - узнать…
-понять…
-применять…
-составлять…
-объяснять…
-находить…
-изображать…
Вывод: Таким образом, работа по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия: будут
использоваться различные типы заданий и упражнений; будет чередоваться парная ,групповая и индивидуальная формы работы.От того, насколько эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Источники:
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе, ж. Начальная школа до и после.
Мишакина
Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира,
Ювента
, М.,
2016
Наволенко
Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я.
Наволенко
ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25