Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Формирование информационной грамотности через работу с текстом на уроках окружающего мира». Работа №273979

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассказывается о формировании информационной грамотности через работу с текстом на уроках окружающео мира.Описаны приёмы на каждом этапе урока

Работа:

Павлова Вера Александровна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №3 гетровска

«Формирование информационной грамотности через работу с текстом на уроках окружающего мира»

«Научить человека жить

в информационном мире –

важнейшая задача современной школы»

Академик А.П. Семенов

 

Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни . В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой),выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности , так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым
терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как
«способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных
и письменных коммуникативных информационных технологий».

С этим термином тесно взаимосвязаны
"информационная грамотность" и "информационная культура".

Информационная грамотность « совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений

Информационная культура
предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с
информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

 

Для формирования информационных умений необходимо ,чтобы в учебно- методическом комплекте (УМК) присутствовал материал который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию ,в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать , преобразовывать , фиксировать , преобразовывать, сохранять , излагать.

Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».

Иформация-это:

1.Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.). Передача информации. Теория информации (раздел кибернетики, изучающий способы измерения и передачи информации).

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. Научно-техническая и. Газетная и. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино).( словарь С.И.Ожегова)

Информация должна быть: актуальной, полной, понятной, достоверной, полезной.

Виды информации: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видео.

Значительная роль в овладении информационными компетентностями отводится предмету «Окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей.

Как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя. Чтобы научить детей осознанно читать научные тексты, нужно учить преобразовывать информацию из одной формы в другую, вовлекать ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.

При обучении детей работе с текстом выделяют следующие этапы:

поиск информации и понимание

прочитанного

;

преобразование и интерпретация информации;

оценка информации.

Эти три этапа неразрывно связаны друг с другом: невозможно преобразовать или оценить информацию и при этом не понимать прочитанное.

В ходе работы по формированию умения работать с текстом предполагаются следующие этапы:

В ходе работы по формированию умения работать с текстом предполагаются следующие этапы:

1.этап Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели

2.этап Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет

3этап Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).

4.этап Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.

Тема: «Жизнь в пресных водах»

Цель урока: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Формируемые УУД:

познавательныевыявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

1. этап Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели Формирование умения находить конкретные факты в тексте

Приём «Инсерт» индивидуально

- Далее мы будем читать текст с пометами

- Какая информация стала для вас новой?

-Это прекрасно. Мы читаем для того, чтобы узнавать новое.

Прием «Двойной дневник»

Что привлекло моё внимание в тексте Ключевые слова (понятияаты м т. д.)

Мои комментарии

Живые организмы

Пресный водоём

Природное сообщество

 

Круговорот веществ

Растения , животные, бактерии

Вода в водоёме не солёная, как в море.

Сообщество начит сообща , вместе ,живут в природе

Всё взаимосвязано

 

 

2 этап Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решенияисследовательских задач, включая Интернет.

Формирование умения сопоставлять информации из разных источников.

- Давайте поближе познакомимся с растениями. Выполним в рабочей тетради стр. 83задание 2 (Работа в парах с гербариями на доске и атласами-определителями.)

Задание:С помощью атласа определителя «От земли до неба» узнай названия растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения , которые тебе встречались в природе.

— Что интересного узнали о растениях из атласа-определителя?

3этап Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).

 

Приём «Ромашка Блума» 1группа астения 2 группа: животные

1.Простой вопрос: Какие растения растут в пресноводных водоёмах?

2. Уточняющий вопрос: Все растения прикрепляются корнями ко ду?

3.Интерпреционныйвопрос: Почему микроскопические растения называются водоросли?

4.Творческий вопрос: Что бы произошло ,если бы все растения исчезли?

5.Оценочный вопрос: Как вы думаете ,хорошо или плохо срывать водные растения для букета.

6.Практический вопрос: Пользуетесь ли вы растениями водоёма при заболевании? Если да ,то в каких случаях?

Составление таблиц на основе сравнения предметов и выделения их существенных признаков.

Приём «Интелект – карта»

-Назовите обитателей пресного водоёма.(растения и животные)

-На какие группы можно разделить растения и животных?

- Пользуясь схемой докажите, что водоём – природное сообщество.

4.этап Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.

Редактирование текста

Рабочая тетрадь стр 84 задание 4 Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и исправь ошибки

Прием «Кластер»

Прочитайте статью «Человек у воды» и оформите в виде кластера свои советы по охране воды.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

«Мне удалось - узнать…

-понять…

-применять…

-составлять…

-объяснять…

-находить…

-изображать…

Вывод: Таким образом, работа по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия: будут
использоваться различные типы заданий и упражнений; будет чередоваться парная ,групповая и индивидуальная формы работыт того, насколько эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Источники:

Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе, ж. Начальная школа до и после.

Мишакина

Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира,

Ювента

, М.,

2016

Наволенко

Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я.

Наволенко

ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×