Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы».

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрываются компоненты орфографической зоркости, этапы формирования грамотного письма, дается характеристика приемам работы по формированию орфографической зоркости.

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы».

 

 

Автор: учитель начальных классов

1 категории

МОУ СОШ №7

Логинова Елена Михайловна

 

 

 

 

 

Тверь

2019 г.

 

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой орфографической зоркости, т.е. умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определённые упражнения. При систематической отработке автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы.

Цель работы: показать приёмы работы по формированию орфографической зоркости на уроке русского языка в начальной школе с учётом ФГОС.

Орфографическая зоркость – это умение обнаруживать орфограммы, т.е. те случаи при письме, где при едином произношении возможен вариант написания.

В структуре орфографической зоркости можно выделить следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.

Мотивационный компонент предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма, постановка орфографической задачи и связан с коммуникативной направленностью письменной речи.

Операционный компонент связан с опознанием орфограммы на основе знания её признаков и их определением в речевой ситуации. На первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагается активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Существует несколько этапов формирования грамотного письма:

слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные;

видеть и узнавать орфограммы;

самоконтроль, т.е. ученик

должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

увидеть орфограмму в слове;

определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи;

решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму;

написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самоп

р

оверку

.

В начальном обучении русскому языку по выработке орфографической зоркости велико значение упражнений, которым предъявляются следующие требования:

систематичность («всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»);

самостоятельность;

разнообразность (устные и письменные);

логичность.

Приёмы работы.

Письмо с проговариванием.

Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается. Сначала образец проговаривания даёт учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

Списывание (основа проговаривания по слогам).

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в слове и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Алгоритм списывания.

Внимательно прочитай предложение.

Повтори его не заглядывая в текст.

Подчеркни в предложении все орфограммы.

Прочитай предложение орфографически.

Повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.

Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того, рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время на списывание отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой у обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

Выпиши

предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные

предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

Выпиши

слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

Спиши слова определённой части речи.

Выпиши словосочетания.

Комментированное письмо.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Школьник должен видеть все буквы в слове. Что нужно, чтобы внимание было направлено на известную часть слова, на орфограмму? Всякое внимание и восприятие орфограммы должно носить следы сознательной и активной деятельности. У ребёнка появляется привычка внимательно относиться к речи, «взвешивать» слово и ценить его правильную форму.

Комментированное письмо выступает как один из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность выявить знание учеников и проверить их орфографические навыки. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо по памяти.

 

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.

 

Творческие работы.

 

Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

 

Различные виды диктантов

Предупредительный

Объяснительный

Выборочный

Свободный

Зрительно-слуховой

 

Особое место занимают диктанты «Проверь себя» и с постукиванием.

Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения).

 

Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают буквы. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы.

Первое и главное достоинство диктанта «Проверь себя» состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Если систематически использовать диктант «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

 

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

 

Словарно-орфографическая работа.

 

Данная работа один из важнейших этапов урока русского языка в начальной школе. Учащиеся классов должны запомнить большое количество с непроверяемыми гласными, непроизносимыми согласными. Задача учителя – пробудить интерес школьников, помочь им полюбить трудные слова. Для этого существует масса заданий, упражнений и приёмов.

 

Какографические упражнения.

 

Какография – умышленное ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью накопления и исправления ошибок.

Данный приём позволяет в определённой степени изменить манеру общения учителя и детей – общение становиться более живым. В системе практических занятий использование какографии создаёт условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя. При проверке письменной работы, ученик часто не видит ошибок в словах. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять. Какография – утверждал К.Д.Ушинский – употребляемая вовремя и с умением занятие весьма полезное, но её должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником. Однако, Ушинский предостерегал учителей от частого и несвоевременного употребления этого приёма.

 

«Секрет письма зелёной пастой»

 

Обострению орфографической зоркости способствует приём «Секрет письма зелёной пастой», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников

.

Работа над ошибками.

 

Работа над ошибками является средством закрепления орфограмм и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Начиная с 1(2) класса, при проверке любой работы ошибки в ловах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками. После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

 

Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приёмов и средств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Богоявленский Д.Н. Психологиче

с

кие принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/

Д.Н.Богоявленский

//Начальная школа.-2003-№4-С.39.

Булохов

В.Я

. Орфографические ошибки и пути

повышения грамотности учащихся//Начальная школа.-2002-№1-С.90.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах-М.:

Просвещение.-1990.

Передовой педагогический опыт: творчество учителей начальных классов – Барнаул

КИПКРО-1994.

Ясова

А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А.

Ясова

//Начальная школа.-2001.№4-С.42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПАМЯТКА «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»

1.

Р. о.

Пропуск, замена букв.

Выпиши слово 2 раза, подчеркни место, где была сделана ошибка. раздели на слоги, поставь ударение.

Лес/ной ноч/ной конь

2.

Р. о.

Словарные слова запоминаю.

Выпиши слово 2 раза, подчерни место, где была сделана ошибка, поставь ударение.

пассажир

3.

 

 

 

 

 

 

Р.о.

Перенос слов.

Слова переносим по слогам.

1 букву не переносим и не оставляем на строке.

Й, Ь не отрываем от предшествующей буквы.

Слово в 1 слог не переносим.

Удвоенные согласные: 1 буква остаётся на 1 строке, вторая - переносится на другую.

Выпиши слово, подели на слоги, раздели слово для переноса.

За/го/род/ный, за - городный, заго - родный, загород - ный.

Конь - 1 слог. Я/на (я - 1 буква)

Суб/бо/та, суб - бота, суббо - та.

4.

Р.о.

Пропуск знаков препинания.

Выпиши предложение, подчеркни знак препинания.

5.

 

 

Р.о.

 

Правописание заглавной буквы.

Имена собственные (имена людей, клички животных, географические названия) пишутся с большой буквы.

Выпиши слово, подчеркни букву. Напиши свои 2 примера.

Соколово, Петрозаводск, Тверь.

 

6.

 

 

 

Р. о.

После шипящих пишу

 

А У И

ча-ща чу-щу жи-ши

Выпиши слово. Подчеркни сочетание. Напиши свои 2 примера.

 

Чаща, роща, щавель.

 

7.

 

 

 

 

Р.о.

Ь как показатель мягкости

пишу не пишу

на конце или чк, чн, чт, нч

между согласными

Выпиши слово, подчеркни ошибку. Напиши свои 2 примера.

Мальчик, пальто, капелька.

Девочка, бочка, свечка.

 

8.

Р.о.

Безударные гласные проверяют ударением.

Выпиши слово. Выдели корень, поставь ударение. Поставь точку под безударной, напиши над буквой звук, который она обозначает. Подбери проверочное слово. В нём выдели корень, поставь ударение, подчеркни ударную в корне, напиши над ней звук, который она обозначает.

 

[а] [о] [о]

Вода - воды, водный.

 

9.

 

 

 

 

Р.о.

Правописание парных согласных

б в г д з ж

п ф к т с ш

В корне проверяю, подобрав однокоренное слово, чтобы после него стоял гласный звук.

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни букву. Над ней напиши звук, который она обозначает. Подбери проверочное слово. в нём выдели корень, подчеркни букву и гласную за ней. Над проверяемой буквой напиши звук, который она обозначает.

[п] [б] [с] [з]

Столб - столбы. Слёзки - слеза.

 

10.

 

 

Р.о.

Непроверяемый согласный в корне проверяю.

Подбери проверочное слово так, чтобы звук слышался отчётливо.

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни букву и гласную за ней.

Здравствуй - здравие.

11.

 

 

 

 

Р. о.

 

 

 

 

 

 

Р. о.

 

 

 

Разделительные ь и ъ знаки.

Ь разделяет согласный от гласного.

 

согласный Ь е, ё, и, ю, я

согласный Ь е, ё, и, ю, я

Выпиши слово, выдели корень (и окончание), подчеркни Ь и гласную после него. Напиши свои 2 примера.

 

Обезьяна , лисья , льёт.

Ъ пишу после приставки, оканчивающаяся на согласный перед е, ё, ю, я.

Ъ е, ё, ю, я.

Выпиши слово, подчеркни Ъ, выдели приставку, подчеркни синим карандашом букву, которой заканчивается приставка. Выдели корень. Подчеркни букву в начале корня красным карандашом. Напиши свои 2 примера.

Объезд, безъязыкий, подъезд.

 

12.

 

 

 

 

Р.о.

Правописание суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

В суффиксе -ик- при изменении формы слова буква и сохраняется.

В суффиксе -ек- при изменении формы слова буква е исчезает.

Выпиши слово. Выдели суффикс. Измени форму слова и запиши. Выдели суффикс. Подчеркни букву, обозначающая гласный звук в суффиксе.

 

Билетик - билетики. Горошек - горошки.

13.

 

 

 

Р.о.

Правописание суффикса -ок- после шипящих у существительных.

В суффиксе -ок- после шипящих под ударением пишется буква о.

Выпиши слово. Выдели суффикс. Поставь ударение. Подчеркни шипящий.

 

Крючок, пушок, сапожок, борщок.

 

14.

 

 

 

Р. о.

Ь после шипящих на конце существительных

 

пишу не пишу

ж. р. м. р.

Выпиши слово. Подчеркни Ь и шипящий. Укажи род имени существительного. Напиши свои 2 примера.

Рожь (ж. р.), мышь, дочь. Мяч (м.р.), ключ, шалаш.

 

15.

 

 

 

Р.о.

 

 

 

Р.о.

Правописание предлогов.

Различаю предлог и приставку.

Предлог пишу раздельно. Между предлогом и словом ставлю вопрос или какое - либо другое слово.

Выпишу слово с предлогом. Задам вопрос или вставлю другое слово.

В лес (во что?), в сосновый лес.

Приставка пишется слитно.

Выпиши слово. Выдели приставку. Замени приставку на другую.

Влить, перелить, залить.

 

16.

 

 

 

Р.о.

Правописание гласных и согласных в приставках запомню.

В-, НА-, ПЕР-, С-, У-, ОТ-, О-, ПОД-, ПО-, ЗА-, ДО-, НАД-, РАЗ-.

Выпиши слово, выдели приставку.

Сделаю, сдача, переехал, подлетел.

НО здание, здесь, здоровье.

 

17.

Р.о.

НЕ с глаголами пишу раздельно.

Выпиши слово, подчеркни пробел, поясни. Напиши свои 2 примера.

Не_буду (гл.), не_спит, не_лает.

 

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.о.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

И.п. - а, - я -о, -е

Р.п. -ы, -и -а, -я -и

Д.п. -е -у, -ю -и

В.п -у, -ю -о, -е

Т.п. -ой, -ей -ом, -ем -ю

П.п . -е -е -и

Выпиши словосочетание, задав вопрос к существительному. Поставь ударение, выдели окончание. Определи склонение и падеж им. существительного.

Пою ( о ком?) о маме - 1 скл., П.п.

Сидел (на чём?) на стуле - 2 скл., П.п.

Подбежали (к кому?) к мыши - 3 скл., Д. п.

 

19.

 

 

 

Р.о.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Окончание прилагательного зависит от окончания вопроса, на который он отвечает.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, задав вопрос. Выдели окончание в вопросе. Выдели окончание у прилагательного.

снег (какой?) белый

лису (какую?) рыжую

о мяче (каком?) синем

мяча (какого?) синего

20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.о.

Безударные личные окончания глаголов.

Е или И в окончаниях глаголов зависит от спряжения.

1 спр. - е 2 спр. -и

Определю спряжение по 3 лицу.

-ут, т, 1 спр.

ОНИ

-ат, -ят, 2 спр

НО КОЛ(Я?Ю)т. Если определить трудно, проверяю по неопределённой форме (что делать?).

1 спр. 2спр.

ать ить

оть гнать

еть дышать

уть держать

брить зависеть

стелить видеть

слышать

ненавидеть

терпеть

вертеть

и обидеть

и смотреть

Выпиши глагол. Определи спряжение, подчеркни букву в окончании.

Рисует - они рисуют (рисовать) - 1 спр.

Тащит - они тащут (тащить) - 2 спр.

Стелет - они стелют (стелить) - 1 спр., искл.

21.

 

 

 

 

Р.о.

Правописание Ь у глаголов.

Пишу

 

после шипящих в неопределённой

во 2 лице форме

Выпиши глагол, подчеркни Ь. Поясни. Напиши свои 2 примера.

Строить (неопр. ф.), лежать, бегать.

Беречь (неопр. ф.), стричь, печь.

Смеёшься (2 лицо), грустишь, идёшь.

 

22.

 

 

 

Р.о.

Правописание тся и ться у возвратных глаголов.

Зависит от вопроса, который задают к возвратному глаголу.

Если в вопросе Ь есть, то пишется ться, если в вопросе Ь нет, то пишется тся.

Выпиши словосочетание, задав вопрос. Подчеркни сочетание тся (ться) и Ь в вопросе (если есть).

Товарищ хочет (что делать?) учиться.

Товарищ (что делает_ ?) учится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА «РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ»

 

Поставь ударение.

Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.

парный

Согласный Проверю!

непроизносимый

 

 

Гласный в проверяемый проверить

непроверяемый вспомнить

 

в запомнить, но -ик-, -ек-, -ок-

в запомнить

в существительное определю склонение

определю падеж, вспомню окончание

(подставлю слово)

прилагательное задам вопрос от сущ.

сравню окончания

глагол определю спряжение

I спр. – е

IIспр. – и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×