Дошкольный возраст – период интенсивного приобретения знаний и получения практического опыта взаимодействия с окружающей средой и социальным миром. Многократно повторяющийся опыт превращается в устойчивую привычку того или иного поведения. До автоматизма у взрослых и детей складывается потребность мыть руки после улицы и перед едой, но выходя на улицу, ребенок теряется, потому что мы, взрослые, не побеспокоились о настоящей безопасности каждого ребенка.
Формирование практических навыков
безопасного поведения на улице старших дошкольников
А.В. Хохлова, воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа
Дошкольный возраст – период интенсивного приобретения знаний и получения практического опыта взаимодействия с окружающей средой и социальным миром. Многократно повторяющийся опыт превращается в устойчивую привычку того или иного поведения. До автоматизма у взрослых и детей складывается потребность мыть руки после улицы и перед едой, но выходя на улицу, ребенок теряется, потому что мы, взрослые, не побеспокоились о настоящей безопасности каждого ребенка.
Приобретение практического опыта безопасного поведения на дороге действительно сложный для выполнения процесс, но выполнимый. Необходимо запастись терпением и объединившись с родителями, составить совместный план мероприятий не только в весенний и осенний период, а на целый год.
Без участия и помощи родителей невозможно достичь полновесного успеха, потому что именно родители ежедневно совершают вместе с ребенком прогулки вдоль проезжей части и также переходят дорогу, а иногда, в неположенном месте. Это ведь нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не случится, если я сегодня перебегу дорогу вместе с ребенком в неположенном месте, транспорта рядом никакого нет. А ребенок запомнил это место и в другой раз попытается повторить ваш поступок, но вот транспорт там уже может быть…
Именно поэтому родители должны быть рядом с ребенком, когда проводятся совместные игровые и обучающие мероприятия, чтобы малыш видел положительный пример взрослого, а взрослый набирался опыта обучения своего ребенка безопасному поведению на дороге.
Работа по приобретению детьми практического опыта безопасного поведения может вестись в трех направлениях:
- получение теоретических знаний правильного поведения на дороге во время организованной образовательной деятельности, через беседы, чтение художественной литературы, через дидактические игры и др.
- упражнение в правильном поведении во время сюжетно-ролевых игр, совместных с родителями мероприятиях, участия в развлечениях, конкурсах по данной тематике;
- закрепление опыта приобретенных практических навыков в волонтерском движении с младшими дошкольниками.
Для приобретения знаний по правилам дорожного движения в группе организован «Центр безопасного движения», в котором размещены плакаты, картинки, дорожные знаки, дидактические игры, атрибуты для подвижных игр, макет улицы, набор машин и другое. В организованной и в свободной деятельности дошкольники изучают правила поведения на дороге, во время игр упражняются в выполнении изученных правил. Для организации работы в данном направлении существует достаточно программ и пособий, которые могут выбрать как педагоги, так и коллективы детских садов.
План совместных мероприятий разрабатывается в начале учебного года, рассматривается на родительском собрании. Каждый родитель выбирает то мероприятие, в котором бы он хотел поучаствовать. Таки образом, все родители в течение учебного года включаются в образовательный процесс либо как участник, либо как зритель. Правда, зрителем ему не позволят быть сами дети, которые вовлекут каждого взрослого в действие мероприятия. Такие мероприятия организуются не реже 1 раза в месяц. В осеннее-весенний период такие развлечения чаще всего проводятся на участке детского сада с привлечением инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Игровые, музыкальные и развлекательные задания чередуются с серьезными обучающими. Например, при проведении спортивно-познавательного праздника «Полосатый перекресток» две команды родителей и детей не просто отгадывали загадки, а продвигались до них через полосу препятствий, не просто составить дорожный знак из частей, но и установить его на импровизированной дороге.
В зимнее время соревнования и конкурсы проводились в спортивном и музыкальном залах. Здесь во время мероприятий семьям показывали небольшие поучительные видеосюжеты, которые затем обсуждались, и разыгрывался правильный вариант действия.
В течение года родители привлекались к участию в акциях «Автокресло», «Защитная повязка», «Безопасная дорога домой», «Скоро в школу!».
Третье направление работы расширяло границы группы до младшей группы. Во вторую половину дня старшие дошкольники 2 раза в месяц приходили к младшим дошкольникам, чтобы организовать игры в группе или на участке детского сада. Это такие игры как «Красный, желтый, зеленый», «Цветные автомобили», «Светофор», «Бегите ко мне!», а также игры на ориентировку в пространстве. Старшие учили младших правилам поведения на улице, передавая свои знания и закрепляя свой практический опыт. Общение с младшими дошкольниками не ограничивалось играми: дошкольники помогали малышам рисовать, лепить, ремонтировали книжки, подклеивали коробки и т.д. Налаживались дружеские отношения, способствующие повышению самостоятельности, ответственности у старших и развитию коммуникативных умений у младших детей.
Вывод: Целенаправленная многоступенчатая работа по накоплению практического опыта безопасного поведения будущих первоклассников послужила примером для других педагогов, а главное создала условия для безопасного пребывания на улице и на дороге самостоятельного ребенка.
Литература:
1. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук [Текст]/О.Ю. Старцева- М., Творческий центр «Сфера», 2009
2.КобзеваТ.Г., ХолодоваИ.А., АлександроваГ.С. Правила дорожного движения[Текст]/Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова - Волгоград, 2011 .
3.Хабибуллина Е.Я.Дорожная азбука в детском саду[Текст]/Е.Я.Хабибуллина - Санкт Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010