Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование полисенсорного подхода воспитателем для стимуляции комплексного развития дошкольников. Работа №367992

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир через органы чувств. Сенсорные впечатления становятся основой для формирования представлений об объектах и явлениях, способствуют развитию памяти, внимания, воображения и речи. Полисенсорный подход, заключающийся в одновременной стимуляции нескольких каналов восприятия, играет важную роль в комплексном развитии дошкольников. Вовлечение различных анализаторов в процесс обучения и воспитания позволяет активизировать работу мозга, улучшает усвоение информации, формирует пространственное мышление и обогащает чувственный опыт ребёнка.

Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир через органы чувств. Сенсорные впечатления становятся основой для формирования представлений об объектах и явлениях, способствуют развитию памяти, внимания, воображения и речи. Полисенсорный подход, заключающийся в одновременной стимуляции нескольких каналов восприятия, играет важную роль в комплексном развитии дошкольников. Вовлечение различных анализаторов в процесс обучения и воспитания позволяет активизировать работу мозга, улучшает усвоение информации, формирует пространственное мышление и обогащает чувственный опыт ребёнка.

Полисенсорный подход базируется на интеграции восприятия через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, что позволяет детям воспринимать информацию полноценно и многогранно. Например, при знакомстве с природными явлениями ребёнок может одновременно видеть изображение дождя, слушать шум капель, ощущать прохладу воды и наблюдать её капли на стекле. Такое многоканальное восприятие формирует более целостные образы и способствует их прочному закреплению в памяти.

Использование полисенсорного подхода в дошкольном учреждении способствует не только обогащению сенсорного опыта, но и комплексному развитию познавательных способностей. В процессе полисенсорного обучения ребёнок одновременно тренирует несколько когнитивных функций: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, способность к обобщению и анализу. Например, при изучении геометрических фигур дети могут не только рассматривать их изображения, но и обводить контуры пальцем, выкладывать фигуры из тактильных материалов (шершавых, гладких, мягких), что помогает им лучше запомнить формы через различные сенсорные каналы.

Полисенсорный подход играет важную роль в речевом развитии дошкольников. Интеграция визуальных, слуховых и тактильных стимулов активизирует работу речевых центров мозга, способствует расширению словарного запаса и формированию связной речи. Например, при изучении темы «Фрукты» дети не только рассматривают изображения, но и трогают реальные плоды, ощущают их текстуру, вдыхают запах, пробуют на вкус. Такое комплексное восприятие позволяет не только запомнить названия фруктов, но и обогатить речь описательными прилагательными, обозначающими их свойства (сочный, кислый, гладкий, шершавый).

Применение полисенсорного подхода также положительно влияет на эмоциональное и социальное развитие дошкольников. Вовлечение различных органов чувств делает занятия более яркими, увлекательными и эмоционально насыщенными. Дети с большим энтузиазмом участвуют в полисенсорных играх, проявляют инициативу и креативность. Совместные сенсорные игры, такие как работа с песком, глиной, сенсорными ковриками или крупами, способствуют установлению дружеских отношений, развитию эмпатии и коммуникативных навыков.

Полисенсорный подход является особенно эффективным в работе с детьми с особенностями развития, например, с задержкой речевого или когнитивного развития. Интеграция нескольких каналов восприятия помогает таким детям лучше усваивать информацию, активизировать различные участки мозга и стимулировать сенсомоторную координацию. Например, использование тактильных дорожек, запаховых карточек, музыкального сопровождения позволяет активизировать скрытые ресурсы организма, улучшая познавательную активность и речевое развитие.

Эффективная реализация полисенсорного подхода в ДОУ требует создания специальной развивающей среды, обогащённой сенсорными материалами. Это могут быть тактильные панели, коробки с разными наполнителями, аромасаше, музыкальные инструменты, световые и звуковые эффекты. Организация полисенсорных уголков в группах позволяет детям самостоятельно экспериментировать с различными ощущениями, развивая свою сенсорную чувствительность.

Таким образом, полисенсорный подход является мощным инструментом стимуляции комплексного развития дошкольников. Вовлечение нескольких органов чувств в процесс познания позволяет детям воспринимать информацию многогранно, формировать целостные образы, обогащать чувственный опыт и расширять когнитивные способности. Воспитатель, применяя полисенсорные методы, способствует развитию речи, моторики, эмоционального интеллекта и социальной адаптации детей. В результате полисенсорное обучение становится основой для формирования гармонично развитой личности дошкольника, способной к активному познанию окружающего мира.

 

Список литературы

1. Демина, Е. В. Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Демина, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 317-319.

2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / О. В. Дурнева, С. А. Загинайло, Л. Г. Косилова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 17-19.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
Поможем подобрать курс!
Бесплатно проконсультируем и ответим на все вопросы
Получить консультацию +