Современное образование, ориентированное на личностно-ориентированный подход и развитие универсальных учебных действий, требует особого внимания к сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения усилило значимость здоровьесберегающих технологий, особенно в контексте преподавания физической культуры как одного из ключевых компонентов школьной образовательной среды. Уроки физкультуры играют центральную роль в формировании физического, психоэмоционального и социального здоровья учащихся. Поэтому задача учителя физической культуры — не только обучение двигательным навыкам, но и создание системы педагогических условий, способствующих гармоничному развитию личности и укреплению здоровья школьников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современное образование, ориентированное на личностно-ориентированный подход и развитие универсальных учебных действий, требует особого внимания к сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения усилило значимость здоровьесберегающих технологий, особенно в контексте преподавания физической культуры как одного из ключевых компонентов школьной образовательной среды. Уроки физкультуры играют центральную роль в формировании физического, психоэмоционального и социального здоровья учащихся. Поэтому задача учителя физической культуры — не только обучение двигательным навыкам, но и создание системы педагогических условий, способствующих гармоничному развитию личности и укреплению здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры представляют собой совокупность методов, приёмов, форм организации учебного процесса, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение их двигательной активности и формирование осознанного отношения к своему телу и образу жизни. Это не изолированный набор практик, а комплексный подход, пронизывающий содержание урока, методику преподавания, взаимоотношения в коллективе и организацию физического пространства.
В условиях реализации ФГОС особое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, учёту особенностей физического развития каждого ребёнка. Это требует от учителя высокой гибкости и профессиональной чуткости. Здоровьесберегающий подход предполагает постепенное, дозированное введение физических нагрузок, строгое соблюдение гигиенических норм, обязательный контроль за самочувствием детей до, во время и после урока, а также применение щадящих режимов работы для детей с ослабленным здоровьем или ограниченными возможностями.
Кроме того, учитель должен создавать на уроках эмоционально-позитивную атмосферу, формировать у учеников чувство уверенности, защищённости, стремление к успеху и сотрудничеству. Использование игровых приёмов, упражнений на релаксацию, дыхательной гимнастики, элементов фитнеса и подвижных игр способствует не только развитию физических качеств, но и снижению уровня тревожности, стрессовых проявлений, эмоционального напряжения. Особую роль играют разминки, активные и пассивные формы восстановления после нагрузки, чередование видов деятельности в зависимости от возраста и состояния учащихся.
Существенным элементом здоровьесберегающих технологий является обучение школьников навыкам саморегуляции, самооценки физического состояния, пониманию значения физической активности для жизнедеятельности организма. В рамках ФГОС эти навыки относятся к метапредметным результатам, и их развитие должно быть системным. В этом направлении эффективны интеграция с другими предметами, проектная деятельность, обсуждение проблем здоровья на классных часах и использование цифровых ресурсов, направленных на популяризацию активного образа жизни.
Таким образом, урок физической культуры в современных условиях — это не просто физическая нагрузка, а педагогически выверенный, научно обоснованный процесс оздоровления, воспитания и развития учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет обеспечить выполнение ключевой задачи образования — формирование личности, способной к самосохранению, саморазвитию и активному участию в социуме.
Внедрение ФГОС открывает перед учителем физической культуры новые возможности и в то же время требует переосмысления содержания своей профессиональной деятельности. Необходимо не только знание методик и технологий, но и постоянное саморазвитие, готовность к инновациям, внимательное отношение к каждому ученику. Именно на таких основах строится школа, в которой здоровье ребёнка — не абстрактное понятие, а реальная ценность и результат педагогической деятельности.
Список литературы
Аршинник С.П., Пушкарный М.Ю., Тхорев В.И. Структура и содержание современного здоровьесберегающего урока физической культуры // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №9 (127).
Дагнер Р.В., Грязнов И.Ю. Актуальность модернизации технологий преподавания и содержания учебного предмета "физическая культура" в условиях реализации ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3.
Плакуненко Р.В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры // Скиф. 2023. №10 (86).
Тушина С.Ю. Здоровьесберегающие технологии в системе физической культуры // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. №2-3 (71).