Изучение педагогического опыта как средство профессионального становления и развития педагога дополнительного образования в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства.. Автор: Чирова Оксана Владиславовна

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Огромную роль в развитии современного дополнительного образования играют квалифицированные педагогические кадры. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей. Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает. В последнее время отмечается тенденция нарастания противоречия между современными требованиями общества к результатам дополнительного образования детей и уровнем творческого развития педагогов дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Зачастую приходится встречаться на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей, и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей. 


Автор: Чирова Оксана Владиславовна
Работа:

Изучение педагогического опыта как средство профессионального становления и развития педагога дополнительного образования

в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства.

 

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Огромную роль в развитии современного дополнительного образования играют квалифицированные педагогические кадры. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей. Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает. В последнее время отмечается тенденция нарастания противоречия между современными требованиями общества к результатам дополнительного образования детей и уровнем творческого развития педагогов дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Зачастую приходится встречаться на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей, и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей. В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги дополнительного образования не имеют базового педагогического образования. Бывшие инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с детьми. Получить профессию педагога дополнительного образования можно обучаясь в учреждениях высшего и среднего педагогического образования, но немало важную роль в профессиональном становлении играет изучение педагогического опыта педагогов дополнительного образования.

Понятие профессионального становления. В педагогической науке понятие Профессиональное становление определяется как «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности. В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности.

Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно - деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности

А профессиональное развитие — это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. Важным требованием к профессиональному развитию педагога, является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Огромную роль в решении вопроса профессионального становления и педагогического развития играет процесс изучения педагогического опыта.

Что представляет изучение опыта педагогов дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно - прикладного искусства? Прежде всего, понятия под педагогическим опытом следует понимать практику обучения и воспитания, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности обучающегося. К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Приступив к изучению передового педагогического опыта методисту необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.

Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:

Постановка цели

(для чего?)

.

Определение содержания

(что)

.

Выявление методов, средств

(как?)

Диагностирование результатов

(какой?).

Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может занять более длительный отрезок времени.

В решении задачи по обобщению педагогического опыта важная роль принадлежит самому педагогу и его самостоятельной работе по обобщению опыта своей деятельности.

 

Обобщение передового педагогического опыта в обязательном порядке предполагает включение в этот процесс самого автора опыта, привлечение его к анализу и обобщению. В психологическом плане это один из самых сложных моментов, поскольку педагоги часто заявляют: «Я проведу открытое занятие, только не поручайте мне обобщать свой опыт!» Чем это вызвано? Прежде всего, психологическим барьером, имя которому «страх, боязнь не справиться». Понять педагога можно, ведь перед ним ставится слишком сложная задача, т.к. анализ и обобщение опыта - это исследовательская деятельность и далеко не каждый педагог к ней готов. Необходимо помочь педагогу преодолеть этот психологический барьер. Работа должна вестись с учетом принципа постепенного приобщения педагога к обобщению опыта своей работы. Начинать надо с самого простого. Например, при посещении занятия методист замечая интересные приемы, методические находки, предлагает ему рассказать об этом на заседании методического объединения, педагогического совета. Поскольку это не вызывает, как правило, затруднений, педагог соглашается. Далее может следовать предложение рассказать о системе своей работы на методическом совете, затем - на научно-практической конференции, к которой надо уже подготовить не только доклад, но и тезисы для публикации. Работая над докладом, тезисами или статьей, педагог должен раскрыть систему своей работы, проанализировать формы и методы работы с обучающимися, осмыслить, за счёт чего же получен высокий результат. Постепенно усложняя задачи, можно вовлечь педагога в процесс изучения педагогического опыта, вызвать интерес к этой работе. Конечно, это долгий процесс и не каждый педагог будет готов к этому. Методисту нужно спланировать работу педагога по изучению и обобщению педагогического опыта. Этапы могут быть следующие:

Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части, интересной и актуальной.

Ознакомление с литературо

й по избранной теме (это необхо

димо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов).

Планирование работы по избранной теме.

Сбор и обработка материалов. Систематизация р

анее накоплен

ных фактов из опыта, привлечение н

ового материала для более полно

го раскрытия вопроса, проверка н

екоторых своих положений и выво

дов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

Анализ и обобщение накопленного по теме мат

ериала. Выяв

ление в освещаемом опыте причинно

-следственных связей и педагоги

ческих закономерностей, извлечение методических выводов.

Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принц

ипиальных положений, ис

ходя из которых

,

педагог подошел

к данной теме; описание и обоб

щение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом;

изложение выводов по разработанной теме.

Методисту также необходимо продумать формы и методы работы с педагогом по обобщению опыта. Это могут быть:

Консультации устные (проводятся в форме свободной беседы, к каждой беседе необходимо тщательно готовиться, давая нужные указания по теме на основе предварительного ознакомления с положением дел по данному вопросу).

Консультации письменные (проводятся в форме письменных ответов на вопросы, возникающие у педагога в процессе его работы над избранной темой).

Памятки педагогу, содержащие краткие итоги разработки темы, обзор литературы

по данной теме и указания о том, как работать над обобщением практического опыта по данной теме.

Обеспечение педагога литературой по теме, избранной для изучения.

Наблюдения за работой педагога.

Подготовка педагога к выступлениям с сообщениями и докладами на педсоветах, педагогических чтениях, конференциях.

Автор: Чирова О.В. методист ОПИ МБУДО ДТДиМ

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x