Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.02
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Музыкально – компьютерные технологии на уроках музыки». Работа №220553

Дата публикации:
Автор:
Описание:

            Разработка и усовершенствование содержания образования является сегодня одним из приоритетных направлений инновационного педагогического поиска. Для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос ЧЕМУ УЧИТЬ. Не менее важным вопросом является вопрос КАК УЧИТЬ. А для этого технологичной должна быть не только программа, но и процесс организации и реализации педагогической деятельности. Возможно, поэтому сегодня вопросу педагогических технологий в музыкальном образовании уделяется все больше внимания. Их задача связана с поиском решения многочисленных вопросов: как привести ребенка в музыку, как обучить музыке, как развивать ребенка, как осваивать музыкальное искусство.

         Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеет ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой.

        Многие учителя считают, что этот процесс связан с обновлением песенного репертуара, введением в уроки фольклора и образцов духовной музыки, и лишь некоторые считают, что нужно изменить стратегию преподавания и поиском новых методов обучения музыкальному искусству.

   

Работа:
ГБОУ Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Научно - методическая работа.
Доклад
Традиции и новаторство в музыкальном воспитании и образовании
Музыкально – компьютерные технологии на уроках музыки
Р.Т. г. Нурлат
Введение.
Разработка и усовершенствование содержания образования является сегодня одним из приоритетных направлений инновационного педагогического поиска. Для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос ЧЕМУ УЧИТЬ. Не менее важным вопросом является вопрос КАК УЧИТЬ. А для этого технологичной должна быть не только программа, но и процесс организации и реализации педагогической деятельности. Возможно, поэтому сегодня вопросу педагогических технологий в музыкальном образовании уделяется все больше внимания. Их задача связана с поиском решения многочисленных вопросов: как привести ребенка в музыку, как обучить музыке, как развивать ребенка, как осваивать музыкальное искусство.
Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеет ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой.
Многие учителя считают, что этот процесс связан с обновлением песенного репертуара, введением в уроки фольклора и образцов духовной музыки, и лишь некоторые считают, что нужно изменить стратегию преподавания и поиском новых методов обучения музыкальному искусству.
Музыкально-компьютерные технологии на уроках музыки.
Кризисное состояние современного общего музыкального образования постоянно обсуждается на научно-практических конференциях. Проблемы повышения качества и результативности музыкального образования на фоне серьёзного падения музыкальной и духовной культуры молодежи обретают исключительную актуальность. Одним из возможных путей активизации музыкального воспитания детей является внедрение в учебный процесс современных информационных технологий.
Обучение в школах на основе компьютерных технологий активно внедряется в учебный процесс. Уже сегодня мы можем говорить о наличии компьютерных классов практически во всех школах.
Создано большое количество программ для изучения многих школьных дисциплин, обучающие энциклопедии, коллекции электронных библиотек. Каждый педагог имеет возможность выбрать ту или иную программу на свой вкус. Но когда речь заходит об использовании компьютера на уроках музыки, ситуация принципиально меняется. Обучающих программных продуктов по данной дисциплине откровенно мало. И то, программы для работы со звуком, нотным материалом сложны в обращении многочисленные эмуляторы синтезаторов и виртуальные студии требуют специальных музыкальных знаний.
Условно все программы можно разделить на следующие группы:
музыкальные проигрыватели;
программы для пения караоке;
музыкальные конструкторы;
музыкальные энциклопедии;
обучающие программы;
программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
С первой группой многие уже знакомы. Сегодня практически на любом компьютере установлен тот или иной проигрыватель. Самые распространенные это Windows Media Player и WinAmp. С помощью этих проигрывателей на уроке можно не только послушать музыку с любого носителя, но и сжать дорожки с аудио-компакт диска в формат mp3 (что позволяет записать на стандартном компакт-диске до 11 часов высококачественного звука), создать свою мультимедиа-библиотеку, play-листы, записать аудио компакт-диск из музыкальных файлов.
Необходимость применения программ-проигрывателей на уроках музыки обусловлено его спецификой. Управление воспроизведением – лёгкое, построенное по единому принципу. Слушание музыки сопровождается видеоспецэффектами. Всё это делает процесс слушания музыки легко управляемым и контролируемым (облегчает поиск нужного произведения или фрагмента), насыщает его красочными видеоэффектами в режиме реального времени, что, в свою очередь, помогает больше заинтересовать детей и повышает результативность всего процесса слушания.
Программы для пения караоке. Данные программы продукты весьма многочисленны, но все они построены по одному принципу – проигрывается музыкальное сопровождение, не содержащее вокал (минусовка), на экран выводится текст песни. Существует два типа караоке-аппаратуры. Первый - это бытовая аппаратура для пения караоке (телевизоры, музыкальные центры, DVD-плееры, микрофоны). Такой тип караоке наиболее доступен по стоимости, не требует практически ни какой настройки, имеет возможность оценивания в баллах, неплохое качество звучания музыки.
Второй тип – караоке на базе персонального компьютера предоставляет по истине неограниченные возможности исполнителю. Прежде всего, это большой выбор компьютерных программ. Это, к примеру, такие программы как Vocal Jam, GalaKar, Vanbasco’s karaoke player и многие другие. Эти программы обладают обширными возможностями, обогащающими процесс исполнения: возможность оценки интонирования в баллах, запись вокала, улучшенный звук, быстрый поиск песен, курс сольфеджио на русском языке, обучение чтению нот. Большим плюсом в пользу данного типа приспособления для пения караоке выступает возможность нахождения и бесплатной загрузки из Интернета, например, с сайта www.karaoke.ru , песен и других вокальных композиций. Причем их количество в Интернете постоянно увеличивается за счет все новых и новых поступлений.
Плюсом компьютерного караоке является также возможность многих звуковых карт добавлять звуку объем, пространство (концертный зал, стадион, аудитория и т.д.), эффекты хора, эхо и другие, что в совокупности со стандартной возможностью караоке по легкому транспонированию высоты звучания всей фонограммы и изменению общего темпа делает пение чрезвычайно увлекательным занятием.
Используя персональный компьютер для пения караоке, можно легко записать свое исполнение и, прослушав его, оценить качество со стороны, записать результат на компакт-диск.
Несомненными достоинствами караоке является реализация мотивационного принципа за небольшой отрезок времени при небольших затратах – качественный результат, огромный выбор песен и устройств для воспроизведения.
Именно поэтому целесообразно использовать устройства в общеобразовательной школе на уроках музыки. К сожалению, разработанных методик использования данных средств на уроках музыки в общеобразовательной школе нет.
Между тем, караоке (а именно видеоряд) позволяет значительно расширить репертуар исключением из процесса пения (столь любимого школьниками занятия) таких скучных для них моментов, как запись слов в тетради и заучивание слов.
Вспомогательная мелодия, ведомая каким-либо инструментом, помогает упростить пение и активизировать процесс включения школьников в вокально-исполнительскую деятельность. Гибкие настройки темпа и, главное тональности позволяют педагогу целиком сосредоточиться на работе с детским хором.
Разнообразная богатая аранжировка фонограмм песен, модные и современные технические устройства также выступят в качестве катализатора мотивации детей к пению.
Наличие готового сопровождения к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений, при условии более активного включения в учебный процесс лучших образцов киномузыки, современной эстрады и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, их исполнительских способностей.
Каким же образом можно использовать караоке на уроках музыки? Прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Ни для кого не секрет, что материальная база школ из-за недостатка финансирования во многом устарела. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под жалкие звуки разбитого и расстроенного фортепиано.
Кроме исполнения хором той или иной песни, получаем также возможность выбора одного или нескольких солистов, которые будут исполнять сольно запевы куплетов с микрофоном, а в припеве будет петь весь класс. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами.
Ещё одним интересным методическим приемом использования караоке на уроках музыки и во внеклассной работе становится конкурсное исполнение – кто лучше споет. Кроме того, караоке позволит провести такие мероприятия, как Угадай мелодию, Два рояля и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляются ещё и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что, в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.
Важным методическим аспектом в работе над хоровым исполнением той или иной песни является также возможность записать его, а затем вместе с классом оценить качество звучания, сравнить с исполнением другого класса.
Таким образом, караоке способно сделать процесс обучения на уроках музыки интересным и увлекательным. Остается лишь устранить причины, тормозящие внедрение караоке на уроке музыки. Первоочередным в этой ситуации представляется создание методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе на уроке музыки.
Музыкальные конструкторы. Эти программы позволяют конструировать музыку из отдельных блоков. В зависимости от степени подготовленности ученика кубик (наименьшая единица набора) приравнивается или к такту одной партии, или к такту всей вертикали.
К программам данной категории относятся многочисленные, красочные продукты от eJay – например, Ibiza Summer Session, Dance и другие. Чрезвычайная простота, доступность и высокое качество получаемой композиции наверняка заинтересуют детей.
Применяя музыкальные конструкторы в рамках творческих заданий, можно поручить каждому ученику составить конкурсную композицию или дать каждому ребенку свою композицию. В качестве исходной можно использовать как знакомую, так и не знакомую музыку. Во втором случае желательно предоставить оригинал, с которым ученики могут сравнивать получаемый результат в процессе работы. По завершении отведенного на задание времени можно провести конкурс получившихся композиций или их последовательное прослушивание.
Применение программ данной группы позволяет заинтересовать детей, приобщить их к сочинению музыки, а качественный результат за небольшое время даст мощный толчок творческому развитию детей на уроке музыки.
Музыкальные энциклопедии. Немногочисленная группа программ, каждая из которых уникальна сама по себе. Наиболее интересными являются Энциклопедия классической музыки, Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. Как видно из названия, эти два программных продукта вполне могут использоваться совместно, дополняя друг друга.
Энциклопедия классической музыки - очень занимательная программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Также она содержит множество красочных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа – экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучания музыкальных инструментов.
Не менее интересна Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия, которая содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, работавших в жанрах популярной музыки, мультимедиа-диаграмму истории рока и джаза, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, обложки альбомов, экскурсии по стилям и направлениям, викторину и ссылки на ресурсы Интернет, посвященные данной теме.
Много интересного материала о музыке содержит Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. В частности, в ней представлены гимны большого количества стран мира, а также национальная музыка многих народов мира.
Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий (наряду с материалами из Интернет) упростит учителю подготовку к урокам, позволит наполнить их мультимедиа-содержанием, тем самым оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками.
Обучающие программы. Это наименее распространенная группа программ, малочисленность которой связана со многими факторами, главными из которых являются недостаточное внимание российских разработчиков к проблеме музыкальных обучающих программ и языковой барьер в случае использования продуктов иностранного производства. Тем не менее существуют несколько англоязычных программ, которые имеют графический интерфейс и поэтому не требует знания языка.
Например, программа Lenny’s Music Tools. Она посвящена изучению нот и выполнена в виде игры.
Группа программ для импровизации, коллективного музицирования и сочинения музыки – также относительно немногочисленна. Сюда относятся программы DoReMix, DRGN, Microsoft Music Producer, Magix Music Maker.
Программы DoReMix и Microsoft Music Producer предназначены для сочинения музыки. В первой программе музыка создается из фраз, каждая из которых представляет собой особый значок, по типу рассказа. Во второй указываются различные параметры будущего произведения: состав исполнителей, стиль, темп, характер, смена эмоций, а далее компьютер самостоятельно просчитывает композицию.
Весьма интересной программой является Magix Music Maker. Она создана для импровизации в реальном времени. Клавишам компьютера назначаются различные музыкальные фразы, и во время исполнения, нажимая ту или иную клавишу, мы получаем более или менее стройную композицию. В использовании таких программ видится неплохая альтернатива традиционным формам импровизации. Так, например, можно создать своеобразный оркестр из группы учеников.
Но более приспособлена для этих целей программа DRGN, рассчитанная на совместное музицирование с помощью компьютеров, объединенных в информационную сеть, в качестве которой может выступать как локальная сеть, так и Интернет, что позволяет не только организовать совместную импровизацию в пределах класса, но и собрать на неё участников, находящихся в других странах.
Для формирования интереса учащихся образовательной школы к классическому музыкальному искусству на уроках музыки возможно использовать мультимедиа рекламу музыкального произведения.
Рекламные технологии оказывают сегодня значительное воздействие на культуру. Рекламные сообщения содержат информацию о том, к чему стоит стремиться, где и чему обучаться, что нужно прочитать, просмотреть, услышать…
Музыка наиболее сильно воздействует на человеческие чувства и эмоции. Синтезировавшись с такими мощными средствами рекламного воздействия, музыка может их многократно усилить, приобретая огромную силу влияния на аудиторию.
При восприятии рекламы одновременно включены в работу почти все органы чувств человека. Воспроизведение различных эффектов на экране дисплея компьютера, которые создаются в процессе сочетания текстовой, графической, звуковой и видеоинформации, а также использование технологии анимации характеризуется термином мультимедиа.
Реклама способна запускать тонкие механизмы мотивации, воздействовать на эмоциональную сферу людей, а также передавать информацию в ярких образных формах с использованием изображения, цвета, звука, анимации и т.д., можно сделать вывод, что этот потенциал можно адаптировать к учебно-воспитательному процессу, изучив привлекательный для детей язык рекламы, и использовать рекламные технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Как показывает анализ специальной литературы, в рекламной деятельности для эффективной коммуникации широко применимы эстетические и художественные средства, что придает транслируемой информации образность и выразительность.
Опираясь на позицию Костиной А.В., можно утверждать, что реклама, как произведение искусства и особый жанр искусства может быть включена в содержание образовательного процесса предметов эстетического цикла, в частности, уроков музыки.
Психологи, педагоги и музыковеды признают, что произведение музыкального искусства, находящееся в зоне внимания на уроке музыки, способно интенсивно воздействовать на духовно-нравственную, эмоциональную, интеллектуальную, волевую сферы личности. Поэтому очень важно, какое это музыкальное произведение. Музыкальные произведения, отвечающими самым высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значимость с совершенством формы, называются классическими.
Современный учитель музыки, знакомый с процессом создания рекламы и владеющий её языком, обладает большими возможностями для решения проблемы формирования интереса учащихся к лучшим образцам музыкального искусства.
РОЛИК.
Рекламный ролик классического музыкального произведения, созданный средствами мультимедиа технологий, педагогически вполне целесообразен в качестве произведения искусства на уроках музыки. Умения учителя музыки представить учебную информацию современным, привлекательным и понятным для молодежи языком рекламных технологий в конечном итоге будут работать и на повышение престижа профессии педагога.
Таким образом, мы можем говорить о компьютере как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности учителя музыки. Однако главной проблемой сегодня является неготовность конкретного учителя использовать этот универсальный прибор в совокупности с комплексом программного обеспечения на своем уроке, что является, прежде всего, следствием ряда недостатков высшего образования.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×