"Нравственно- патриотическое воcпитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации"

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ДОУ

«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,

кто не стал истинным сыном матери и отца».

В.А.Сухомлинский

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу /городу, округу, стране;

  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;

  • Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и промыслам народа малой родины;

  • Формирование элементарных знаний о правах человека;

  • Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;

  • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;

  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;

  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);

  • Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Деятельностный подход;

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:

  1. Охрана и укрепление здоровья ребенка;

  2. Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;

  3. Развитие любознательности;

  4. Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;

  5. Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;

  6. Формирование коммуникативных способностей.

Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:

  1. Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом (беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам, в музей);

  2. В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;

  3. Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:

- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком;

- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;

- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических экскурсий специалистами – экскурсоводами.

Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков и пр.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- диафильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.

Формы работы с детьми и их родителями

по нравственно – патриотическому воспитанию

Для детей

 

Для родителей

 

- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения, физкультминутки ;

- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;

- тематические презентации;

- дидактические игры и упражнения, СРИ, подвижные игры;

- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;

- изготовление атрибутов для СРИ;

- создание тематических папок и их оформление;

- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;

- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;

- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;

- викторины;

- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;

- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;

- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и обсуждение (военных) песен;

- патриотические акции;

- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);

- посещение музеев, библиотек;

- целевые прогулки;

- народные праздники;

- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями семейными реликвиями;

- смотры – конкурсы;

- запись детских рассказов;

- интервьюирование;

- изготовление плакатов;

- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны»;

- создание мини – музеев;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов;

- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.

- семейные вечера;

- музыкально – литературные композиции;

- тематические выставки;

- рукописные журналы;

- выставки рисунков, плакатов;

- проведение творческих мастерских;

- создание «Семейных клубов»;

- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;

- фотовыставки;

- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);

- патриотические акции;

- консультации и рекомендации;

- анкетирование.



Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.



Интеграция регионального компонента / нравственно – патриотического воспитания с образовательными областями основной образовательной программы

Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям ненецкогонарода, стремление сохранять национальные ценности

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории Ненецкого автономного округа. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой ненецкого округа

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов. Знакомство с культурой, бытом и традициями ненецкого народа.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы ненцев.



В детском саду для дошкольников создана развивающая и воспитывающая среда. Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры НАО (библиотека, краеведческий музей, ЭКЦ и пр.), общественных организаций, включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам духовно – нравственного, патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные планы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Ведется работа над реализацией долгосрочного проекта (2014 – 2019 г.) «Я помню, я горжусь», направленный на формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях, чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание нравственности, эмоционально – действенного отношения к окружающим; все это отражено в темах проекта – «Ненецкий автономный округ в годы войны», «Книга Памяти», «Дети войны».













Используемая литература

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

«От рождения до школы»

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.

  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников№ /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

  3. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

  4. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с., изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.

  5. Дыбина О.В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе» /соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.

  6. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

  7. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы /патриотическое воспитание дошкольников» //Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

  8. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2010 г.

  9. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.

  10. Крашенинников Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников», изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.

  11. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»/Методическое пособие/», изд. Мозаика – Синтез, 2007 г.

  12. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.

  13. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», изд. Мозаика – Синтез, 2009 г.

  14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», изд. Мозаика – Синтез, 2005 г.







  1. Дошкольник. Младший школьник / журнал 2005, №1, - 1 с.

  2. Великой победе посвящается: Праздники в детском саду / сост. Ю.Е.Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5).

  3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

  4. Калашникова Г.В. Гимны России. – М.: Музыка, 2005. – 80 с., ил., нот.

  5. Никитина Е.А. 23 февраля – праздник доблести и отваги. Сценарии праздников с нотным приложением для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 40 с. (серия «Вместе с музыкой»).

  6. Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико – ориентированный проект / авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. – изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с.

  7. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности / авт. – сост. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.

  8. Ромашкова Е.И. День защитников Отечества (модели праздничного досуга). – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 96 с. (серия «Вместе с детьми»).

  9. С любовью к России. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007. – 128 с.

  10. Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно – исторические игры / авт. – сост. Ж.В.Черноиванова, М.В.Власова (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015. – 141 с.

  11. Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 48 с., цв.ил.

 


Автор: Квасова Зиля Халиловна
Работа:

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x