В статье рассмотрены особенности формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
Особенности
формирования
основ
гражданской
идентичности
в
младшем
школьном
возрасте
.
Придя
в
школу
,
дети
еще
многого
не
знают
,
им
предстоит
многому
научиться
.
Имея
малый
социально
-
нравственный
опыт
,
дети
младшего
школьного
возраста
психологически
нуждаются
в
новых
впечатлениях
,
новых
знаниях
об
окружающем
мире
,
интересуются
всем
,
что
их
окружает
,
в
том
числе
общественной
жизнью
,
поэтому
именно
в
этом
возрасте
начинают
активно
формироваться
первоначальные
понятия
общечеловеческих
,
нравственных
ценностей
,
которые
впоследствии
останутся
на
всю
жизнь
,
помогая
в
дальнейшем
найти
своё
место
в
социуме
.
Благоприятные
предпосылки
для
успешного
воспитания
,
формирования
гражданской
идентичности
у
младших
школьников
создают
такие
их
психологические
возрастные
особенности
,
как
:
податливость
,
внушаемость
,
доверчивость
,
склонность
к
подражанию
,
уважение
и
огромный
авторитет
учителя
начальных
классов
.
На
первоначальном
этапе
обучения
в
воспитании
доминирует
нравственная
сторона
:
именно
в
этом
возрасте
дети
овладевают
простыми
нормами
нравственности
,
учатся
следовать
им
в
различных
ситуациях
.
Поэтому
деятельность
педагога
в
процессе
формирования
гражданской
идентичности
у
младших
школьников
должна
быть
направлена
на
формирование
чувства
«
Мы
»
с
целью
объединения
каждого
из
детей
с
коллективом
сверстников
,
чтобы
помочь
преодолеть
страх
,
тревогу
и
чувствовать
себя
более
уверенно
в
новых
социальных
условиях
школы
.
Формирование
гражданской
идентичности
у
младших
школьников
выполняет
как
защитную
функцию
,
акцентируя
внимание
на
единстве
интересов
всех
учащихся
класса
,
так
и
функцию
самореализации
и
самовыражения
,
позволяя
проявлять
каждому
учащемуся
свою
гражданскую
активность
.
Формирование
гражданской
идентичности
у
младших
школьников
направлено
на
формирование
положительного
восприятия
ими
таких
категорий
как
:
образ
государства
,
в
котором
он
живет
,
занимающего
определенную
территорию
,
ведущий
тип
социальных
отношений
(
демократичность
,
равноправность
,
суверенность
,
многонациональность
),
систему
ценностей
(
терпимость
,
уважение
,
милосердие
,
принятие
и
понимание
другого
,
толерантность
и
др
.),
а
также
народы
,
населяющие
эту
территорию
,
со
своей
культурой
,
обычаями
,
языком
и
традициями
.
Еще
до
школы
многие
дети
уже
имеют
первичные
представления
o
стране
проживания
,
и
,
так
или
иначе
,
относятся
к
тому
,
что
они
«
россияне
»,
«
граждане
».
Сами
эти
понятия
знакомы
младшим
школьникам
,
прежде
всего
,
из
средств
массовой
информации
,
разговоров
в
семье
и
бесед
и
воспитательных
мероприятий
,
проводимых
в
детском
дошкольном
учреждении
.
Благодаря
родителям
и
близким
людям
оно
наполнено
оценочным
отношением
.
Вслед
за
родителями
дети
либо
называют
себя
«
ро
cc
иянами
», «
гражданами
»,
либо
не
прибегают
к
данному
определению
,
говоря
о
себе
и
своих
близких
.
В
данном
случае
в
процессе
воспитания
самым
действенным
методом
является
метод
примера
.
Для
учащихся
начальной
школы
актуальны
примеры
конкретных
людей
,
близких
детям
.
Здесь
неуместна
назидательность
,
обучение
и
наставление
«
как
надо
».
В
развитии
гражданской
идентичности
ребенка
следует
использовать
эмпатию
–
способность
эмоционально
отзываться
на
проблемы
и
переживания
других
людей
.
Как
свойство
личности
,
эмпатия
выступает
мотивом
различных
форм
поведения
,
ведь
именно
сочувствие
побуждает
человека
к
альтруистическому
поведению
,
так
как
на
его
основе
формируется
представление
о
ценности
другого
и
лежит
нравственная
потребность
в
благополучии
других
людей
.
Способность
ребенка
переживать
за
другого
развивается
с
возрастом
и
переключается
с
реакции
на
физический
ущерб
человека
на
его
чувства
,
реакцию
,
а
далее
–
на
реакцию
в
целом
на
жизненную
ситуацию
.
В
младшем
школьном
возрасте
наряду
с
развивающимся
чувством
«
Я
»
у
ребенка
складывается
представление
о
«
Я
»
других
людей
,
которое
отлично
от
собственного
.
Поэтому
очень
важно
именно
в
этом
возрасте
научить
ребенка
учитывать
интересы
других
,
их
переживания
,
потребности
.
Именно
через
эмпатию
при
воспитании
ребенка
возможно
формирование
чувства
толерантности
,
уважения
прав
других
людей
,
самоуважения
,
признания
права
на
ответственный
и
свободный
выбор
каждого
человека
.
Повелительные
(
императивные
)
элементы
,
обусловленные
требованиями
,
советами
и
указаниями
учителя
крайне
преобладают
в
моральном
сознании
младших
школьников
.
При
этом
при
оценке
поведения
,
в
основном
своих
товарищей
,
дети
исходят
из
того
,
что
не
надо
делать
,
замечая
малейшие
недочеты
,
отклонения
от
установленных
норм
поведения
,
они
немедленно
стремятся
доложить
о
них
учителю
.
Однако
,
дети
зачастую
не
замечают
собственных
недочетов
,
не
оценивая
критически
свое
поведение
.
В
процессе
формирования
гражданской
идентичности
младших
школьников
следует
учитывать
психологические
особенности
,
связанные
с
тем
,
что
дети
начинают
самостоятельно
,
активно
разбираться
в
различных
жизненных
ситуациях
,
но
при
этом
их
оценка
поступков
,
событий
часто
носит
ситуативный
характер
.
Стремление
самим
во
всем
разобраться
должно
поддерживаться
учителем
,
необходимо
помочь
в
выборе
правильной
нравственной
оценки
.
Только
упражняясь
в
нравственных
поступках
и
закрепляя
у
ребенка
такие
чувства
,
как
эмоциональную
отзывчивость
и
эмпатию
можно
воспитать
готовность
и
желание
сознательно
соблюдать
нормы
морали
,
участвовать
в
общественной
жизни
обшколы
,
общественно
-
политической
жизни
страны
.
Появляющие ся
в
младшем
школьном
возрасте
психиче ские
новообразования
(
зарождение
самооценки
,
возникновение
внутренних
этических
инстанций
,
появление
опосредованной
мотивации
)
являются
предпосылками
к
становлению
гражданской
идентичности
личности
ребенка
,
развитию
у
него
адекватных
гражданско
-
правовых
представлений
.
Развитие
в
младшем
школьном
возрасте
образно
-
символического
мышления
способствует
овладению
,
глубокому
осмыслению
понятий
,
оценок
,
нравственных
суждений
,
исторических
сведений
,
значения
праздников
и
традиций
,
а
сохраняющийся
и
развивающийся
познавательный
интерес
к
окружающему
миру
способствует
более
осознанному
отношению
к
общественной
жизни
.
B
настоящее
время
в
начальной
школе
необходимо
создать
условия
для
того
,
чтобы
учащиеся
ощутили
причастность
к
великой
истории
своего
родного
края
,
больше
приобщались
к
культуре
своего
народа
и
развивали
свое
национальное
сознание
.
Малая
родина
,
родной
край
,
дорогие
сердцу
места
,
близкие
душе
обычаи
играют
значительную
роль
в
жизни
каждого
человека
.
Но
чтобы
по
-
настоящему
любить
свой
родной
край
,
необходимо
знать
его
прошлое
и
настоящее
,
духовную
культуру
,
народные
традиции
,
природу
.
Предполагается
,
что
через
принятие
себя
как
представителя
той
или
иной
национальности
,
населяющей
нашу
страну
,
в
том
числе
и
жителя
конкретной
территории
(
малой
Родины
),
которая
является
частью
России
,
начинается
формирование
российской
идентичности
младшего
школьника
.
На
уроках
«
Окружающего
мира
»
младшие
школьники
знакомятся
с
бытом
и
культурой
народов
,
населяющих
Россию
,
и
важнейшими
событиями
истории
России
.
Уроки
русского
языка
и
литературного
чтения
,
искусства
содержат
богатый
материал
из
литературного
и
культурного
наследия
нашей
страны
,
что
позволяет
воспитать
в
детях
основы
национального
самосознания
и
достоинства
,
чувство
уважения
к
своей
истории
,
языку
,
к
внутреннему
миру
человека
и
,
в
конечном
итоге
,
формируют
осознанное
патриотическое
чувство
.
Однако
воспитание
гражданственности
возможно
и
необходимо
осуществлять
не
только
средствами
учебных
дисциплин
,
но
и
средствами
вариативной
части
основного
учебного
плана
,
позволяющего
разрабатывать
и
осуществлять
дополнительные
программы
воспитания
школьников
с
целью
формирования
более
полных
знаний
и
чувств
.
Внеурочная
деятельность
—
это
не
механическая
добавка
к
основному
общему
образованию
,
призванная
компенсировать
недостатки
работы
с
отстающими
или
одарёнными
детьми
,
а
это
прежде
всего
работа
педагога
,
которая
направлена
на
творческий
,
исследовательский
потенциал
школьников
и
самого
учителя
.
Таким
образом
,
к
особенностям
формирования
гражданской
идентичности
в
младшем
школьном
возрасте
можно
отнести
:
-
целенаправленный
процесс
становления
гражданской
культуры
у
учащихся
;
-
становление
и
формирование
отношения
к
коллективу
,
семье
,
труду
,
окружающим
людям
,
своими
обязанностям
,
и
главное
,
отношение
к
Родине
;
-
гражданская
идентичность
детей
младшего
школьного
возраста
формируется
,
прежде
всего
,
под
влиянием
семьи
,
в
образовательном
процессе
начальной
школы
,
а
также
в
системе
дополнительного
образования
.