Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Особенности формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассмотрены особенности формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.

 

Работа:

Особенности

 

формирования

 

основ

 

гражданской

 

идентичности

 

в

 

младшем

 

школьном

 

возрасте

Придя

 

в

 

школу

дети

 

еще

 

многого

 

не

 

знают

им

 

предстоит

 

многому

 

научиться

Имея

 

малый

 

социально

-

нравственный

 

опыт

дети

 

младшего

 

школьного

 

возраста

 

психологически

 

нуждаются

 

в

 

новых

 

впечатлениях

новых

 

знаниях

 

об

 

окружающем

 

мире

интересуются

 

всем

что

 

их

 

окружает

в

 

том

 

числе

 

общественной

 

жизнью

поэтому

 

именно

 

в

 

этом

 

возрасте

 

начинают

 

активно

 

формироваться

 

первоначальные

 

понятия

 

общечеловеческих

нравственных

 

ценностей

которые

 

впоследствии

 

останутся

 

на

 

всю

 

жизнь

помогая

 

в

 

дальнейшем

 

найти

 

своё

 

место

 

в

 

социуме

Благоприятные

 

предпосылки

 

для

 

успешного

 

воспитания

формирования

 

гражданской

 

идентичности

 

у

 

младших

 

школьников

 

создают

 

такие

 

их

 

психологические

 

возрастные

 

особенности

как

:

 

податливость

внушаемость

доверчивость

склонность

 

к

 

подражанию

уважение

 

и

 

огромный

 

авторитет

 

учителя

 

начальных

 

классов

 

На

 

первоначальном

 

этапе

 

обучения

 

в

 

воспитании

 

доминирует

 

нравственная

 

сторона

именно

 

в

 

этом

 

возрасте

 

дети

 

овладевают

 

простыми

 

нормами

 

нравственности

учатся

 

следовать

 

им

 

в

 

различных

 

ситуациях

Поэтому

 

деятельность

 

педагога

 

в

 

процессе

 

формирования

 

гражданской

 

идентичности

 

у

 

младших

 

школьников

 

должна

 

быть

 

направлена

 

на

 

формирование

 

чувства

 «

Мы

» 

с

 

целью

 

объединения

 

каждого

 

из

 

детей

 

с

 

коллективом

 

сверстников

чтобы

 

помочь

 

преодолеть

 

страх

тревогу

 

и

 

чувствовать

 

себя

 

более

 

уверенно

 

в

 

новых

 

социальных

 

условиях

 

школы

Формирование

 

гражданской

 

идентичности

 

у

 

младших

 

школьников

 

выполняет

 

как

 

защитную

 

функцию

акцентируя

 

внимание

 

на

 

единстве

 

интересов

 

всех

 

учащихся

 

класса

так

 

и

 

функцию

 

самореализации

 

и

 

самовыражения

позволяя

 

проявлять

 

каждому

 

учащемуся

 

свою

 

гражданскую

 

активность

Формирование

 

гражданской

 

идентичности

 

у

 

младших

 

школьников

 

направлено

 

на

 

формирование

 

положительного

 

восприятия

 

ими

 

таких

 

категорий

 

как

образ

 

государства

в

 

котором

 

он

 

живет

занимающего

 

определенную

 

территорию

ведущий

 

тип

 

социальных

 

отношений

  (

демократичность

равноправность

суверенность

многонациональность

), 

систему

 

ценностей

 

(

терпимость

уважение

милосердие

принятие

 

и

 

понимание

 

другого

толерантность

 

и

 

др

.), 

а

 

также

 

народы

населяющие

 

эту

 

территорию

со

 

своей

 

культурой

обычаями

языком

 

и

 

традициями

.  

Еще

 

до

 

школы

 

многие

 

дети

 

уже

 

имеют

 

первичные

 

представления

 o 

стране

 

проживания

и

так

 

или

 

иначе

относятся

 

к

 

тому

что

 

они

  «

россияне

», 

«

граждане

». 

Сами

 

эти

 

понятия

 

знакомы

 

младшим

 

школьникам

прежде

 

всего

из

 

средств

 

массовой

 

информации

разговоров

 

в

 

семье

 

и

 

бесед

 

и

 

воспитательных

 

мероприятий

проводимых

 

в

 

детском

 

дошкольном

 

учреждении

Благодаря

 

родителям

 

и

 

близким

 

людям

 

оно

 

наполнено

 

оценочным

 

отношением

Вслед

 

за

 

родителями

 

дети

 

либо

 

называют

 

себя

  «

ро

cc

иянами

»,  «

гражданами

», 

либо

 

не

 

прибегают

 

к

 

данному

 

определению

говоря

 

о

 

себе

 

и

 

своих

 

близких

В

 

данном

 

случае

 

в

 

процессе

 

воспитания

 

самым

 

действенным

 

методом

 

является

 

метод

 

примера

Для

 

учащихся

 

начальной

 

школы

 

актуальны

 

примеры

 

конкретных

 

людей

близких

 

детям

Здесь

 

неуместна

 

назидательность

обучение

 

и

 

наставление

 «

как

 

надо

».  

В

 

развитии

 

гражданской

 

идентичности

 

ребенка

 

следует

 

использовать

 

эмпатию

 – 

способность

 

эмоционально

 

отзываться

 

на

 

проблемы

 

и

 

переживания

 

других

 

людей

Как

 

свойство

 

личности

эмпатия

 

выступает

 

мотивом

 

различных

 

форм

 

поведения

ведь

 

именно

 

сочувствие

 

побуждает

 

человека

 

к

 

альтруистическому

 

поведению

так

 

как

 

на

 

его

 

основе

 

формируется

 

представление

 

о

 

ценности

 

другого

 

и

 

лежит

 

нравственная

 

потребность

 

в

 

благополучии

 

других

 

людей

Способность

 

ребенка

 

переживать

 

за

 

другого

 

развивается

 

с

 

возрастом

 

и

 

переключается

 

с

 

реакции

 

на

 

физический

 

ущерб

 

человека

 

на

 

его

 

чувства

реакцию

а

 

далее

 – 

на

 

реакцию

 

в

 

целом

 

на

 

жизненную

 

ситуацию

В

 

младшем

 

школьном

 

возрасте

 

наряду

 

с

 

развивающимся

 

чувством

 

«

Я

» 

у

 

ребенка

 

складывается

 

представление

 

о

  «

Я

» 

других

 

людей

которое

 

отлично

 

от

 

собственного

Поэтому

 

очень

 

важно

 

именно

 

в

 

этом

 

возрасте

 

научить

 

ребенка

 

учитывать

 

интересы

 

других

их

 

переживания

потребности

Именно

 

через

 

эмпатию

 

при

 

воспитании

 

ребенка

 

возможно

 

формирование

 

чувства

 

толерантности

уважения

 

прав

 

других

 

людей

самоуважения

признания

 

права

 

на

 

ответственный

 

и

 

свободный

 

выбор

 

каждого

 

человека

.  

Повелительные

 (

императивные

элементы

обусловленные

 

требованиями

советами

 

и

 

указаниями

 

учителя

 

крайне

 

преобладают

 

в

 

моральном

 

сознании

 

младших

 

школьников

При

 

этом

 

при

 

оценке

 

поведения

в

 

основном

 

своих

 

товарищей

дети

 

исходят

 

из

 

того

что

 

не

 

надо

 

делать

замечая

 

малейшие

 

недочеты

отклонения

 

от

 

установленных

 

норм

 

поведения

они

 

немедленно

 

стремятся

 

доложить

 

о

 

них

 

учителю

Однако

дети

 

зачастую

 

не

 

замечают

 

собственных

 

недочетов

не

 

оценивая

 

критически

 

свое

 

поведение

.  

В

 

процессе

 

формирования

 

гражданской

 

идентичности

 

младших

 

школьников

 

следует

 

учитывать

 

психологические

 

особенности

связанные

 

с

 

тем

что

 

дети

 

начинают

 

самостоятельно

активно

 

разбираться

 

в

 

различных

 

жизненных

 

ситуациях

но

 

при

 

этом

 

их

 

оценка

 

поступков

событий

 

часто

 

носит

 

ситуативный

 

характер

Стремление

 

самим

 

во

 

всем

 

разобраться

 

должно

 

поддерживаться

 

учителем

необходимо

 

помочь

 

в

 

выборе

 

правильной

 

нравственной

 

оценки

.  

Только

 

упражняясь

 

в

 

нравственных

 

поступках

 

и

 

закрепляя

 

у

 

ребенка

 

такие

 

чувства

как

 

эмоциональную

 

отзывчивость

 

и

 

эмпатию

 

можно

 

воспитать

 

готовность

 

и

 

желание

 

сознательно

 

соблюдать

 

нормы

 

морали

участвовать

 

в

 

общественной

 

жизни

 

обшколы

общественно

-

политической

 

жизни

 

страны

Появляющие ся

 

в

 

младшем

 

школьном

 

возрасте

 

психиче ские

 

новообразования

  (

зарождение

 

самооценки

возникновение

 

внутренних

 

этических

 

инстанций

появление

 

опосредованной

 

мотивации

являются

 

предпосылками

 

к

 

становлению

 

гражданской

 

идентичности

 

личности

 

ребенка

развитию

 

у

 

него

 

адекватных

 

гражданско

-

правовых

 

представлений

Развитие

 

в

 

младшем

 

школьном

 

возрасте

 

образно

-

символического

 

мышления

 

способствует

 

овладению

глубокому

 

осмыслению

 

понятий

оценок

нравственных

 

суждений

исторических

 

сведений

значения

 

праздников

 

и

 

традиций

а

 

сохраняющийся

 

и

 

развивающийся

 

познавательный

 

интерес

 

к

 

окружающему

 

миру

 

способствует

 

более

 

осознанному

 

отношению

 

к

 

общественной

 

жизни

 

настоящее

 

время

 

в

 

начальной

 

школе

 

необходимо

 

создать

 

условия

 

для

 

того

чтобы

 

учащиеся

 

ощутили

 

причастность

 

к

 

великой

 

истории

 

своего

 

родного

 

края

больше

 

приобщались

 

к

 

культуре

 

своего

 

народа

 

и

 

развивали

 

свое

 

национальное

 

сознание

.   

 

Малая

 

родина

родной

 

край

дорогие

 

сердцу

 

места

близкие

 

душе

 

обычаи

 

играют

 

значительную

 

роль

 

в

 

жизни

 

каждого

 

человека

Но

 

чтобы

 

по

-

настоящему

 

любить

 

свой

 

родной

 

край

необходимо

 

знать

 

его

 

прошлое

 

и

 

настоящее

духовную

 

культуру

народные

 

традиции

природу

 

Предполагается

что

 

через

 

принятие

 

себя

 

как

 

представителя

 

той

 

или

 

иной

 

национальности

населяющей

 

нашу

 

страну

в

 

том

 

числе

 

и

 

жителя

 

конкретной

 

территории

  (

малой

 

Родины

), 

которая

 

является

 

частью

 

России

начинается

 

формирование

 

российской

 

идентичности

 

младшего

 

школьника

 

На

 

уроках

 «

Окружающего

 

мира

» 

младшие

 

школьники

 

знакомятся

 

с

 

бытом

 

и

 

культурой

 

народов

населяющих

 

Россию

и

 

важнейшими

 

событиями

 

истории

 

России

Уроки

 

русского

 

языка

 

и

 

литературного

 

чтения

искусства

 

содержат

 

богатый

 

материал

 

из

 

литературного

 

и

 

культурного

 

наследия

 

нашей

 

страны

что

 

позволяет

 

воспитать

 

в

 

детях

 

основы

 

национального

 

самосознания

 

и

 

достоинства

чувство

 

уважения

 

к

 

своей

 

истории

языку

к

 

внутреннему

 

миру

 

человека

 

и

в

 

конечном

 

итоге

формируют

 

осознанное

 

патриотическое

 

чувство

 

Однако

 

воспитание

 

гражданственности

 

возможно

 

и

 

необходимо

 

осуществлять

 

не

 

только

 

средствами

 

учебных

 

дисциплин

но

 

и

 

средствами

 

вариативной

 

части

 

основного

 

учебного

 

плана

позволяющего

 

разрабатывать

 

и

 

осуществлять

 

дополнительные

 

программы

 

воспитания

 

школьников

 

с

 

целью

 

формирования

 

более

 

полных

 

знаний

 

и

 

чувств

 

Внеурочная

 

деятельность

  — 

это

 

не

 

механическая

 

добавка

 

к

 

основному

 

общему

 

образованию

призванная

 

компенсировать

 

недостатки

 

работы

 

с

  

отстающими

 

или

 

одарёнными

 

детьми

а

 

это

 

прежде

 

всего

 

работа

 

педагога

которая

 

направлена

 

на

 

творческий

исследовательский

 

потенциал

 

школьников

  

и

 

самого

 

учителя

 

Таким

 

образом

к

 

особенностям

 

формирования

 

гражданской

 

идентичности

 

в

 

младшем

 

школьном

 

возрасте

 

можно

 

отнести

целенаправленный

 

процесс

 

становления

 

гражданской

 

культуры

 

у

 

учащихся

становление

 

и

 

формирование

 

отношения

 

к

 

коллективу

семье

труду

окружающим

 

людям

своими

 

обязанностям

и

 

главное

отношение

 

к

 

Родине

гражданская

 

идентичность

 

детей

 

младшего

 

школьного

 

возраста

 

формируется

прежде

 

всего

под

 

влиянием

 

семьи

в

 

образовательном

   

процессе

 

начальной

 

школы

а

 

также

 

в

 

системе

 

дополнительного

 

образования

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×