Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.02
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности работы концертмейстера в учебно-педагогическом процессе ДШИ. Работа №211538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В этом докладе описаны профессиональные навыки концермейстера , этапы его работы и секрет концертного выступление. Что нужно предпринять для более раскрепощённого выхода на сцену.

Работа:

 

 

Доклад на тему:

«Особенности работы концертмейстера в учебно-педагогическом процессе ДШИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: концертмейстер
Козулина Кристина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2019

 

Содержание:

Вступление

.

Профессиональные навыки концертмейстера.

Этапы работы концертмейстера

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Понятие концертмейстер имеет три основные характеристики: это солирующий скрипач, который иногда может заменить дирижера в оркестре, концертмейстер- музыкант, возглавляющий каждую из струнных групп в оркестре. В работе же речь пойдет о концертмейстере – пианисте, который разучивает партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующим им в концертах. Концертмейстерство является удачным примером универсального сочетания в рамках профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Как сказал Е. М. Шендерович: «В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или конкурсных ситуациях, трудно». Для успешного осуществления многофункциональной деятельности, концертмейстер должен владеть необходимым комплексом знаний, умений и навыков».

В детском заведении функции концертмейстера носят, в значительной мере, педагогический характер. Ведь работа концертмейстера (совместно с преподавателем) заключается, главным образом, в разучивании музыкальных произведений, в контроле качества выучивания и, затем концертного исполнения выученных произведений. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, и ряда специфических навыков и знаний в области смежных исполнительских искусств. А также знаний в области возрастной психологии и педагогики. Такая многогранность во многом роднит работу концертмейстера с работой дирижера, который должен одновременно следить за происходящим в оркестре и на сцене, где много действующих лиц. Для этого концертмейстеру нужно обладать дирижерскими качествами: иметь развитый тембральный слух, иметь представление о звучании оркестровых инструментов, умение вести за собой порой и целые ансамбли. Музыканту - исполнителю как концертмейстеру необходимо обладать концентрированным и распределенным вниманием, эрудицией, владеть разнообразным репертуаром. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. И наряду с этим он обретает смысл и удовольствие не солировать, а быть одним из участников музыкального действия! Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно - обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Е.А.Пономарева отмечает, что концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:

Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

(

Б

ез которой нет существования

в профессии)

.

Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.

Чувство партнерства, « чуткость к партнеру», сопереживания.

Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.

Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех и других), тесситура (у вокалиста).

Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие ситуацию” во время публичного концерта.

Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.

Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

 

Этапы концертмейстерской работы

В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств (ДШИ, ДМШ) концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности ребенка, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя и концертмейстера. Каждый из педагогов, занятый в процессе обучения, незаменим. Особенно важно, чтобы в атмосфере сотворчества педагога и концертмейстера проходил первый этап музыкального воспитания ребенка. Очевидно, что начальный период обучения будущего музыканта или любителя музыки — едва ли не важнейший в его музыкальной биографии. Именно в это время закладывается отношение к музыке, вырабатываются стойкие симпатии (а бывает, и антипатии) к ней, формируются базовые исполнительские умения и навыки. Опыт показывает, что функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются в развитии личности юного исполнителя, в организации поэтапной работы над музыкальным произведением, в разучивании с солистом нового репертуара. Концертмейстер в классе - это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса.

Условно можно выделить 4 этапа работы концертмейстерской деятельности:

1 этап это работа над произведением в целом: создание целого музыкального образа, как воображаемые наброски того, что предстоит выполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально –слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.

Концертмейстер в союзе с педагогом активно участвует в выборе программы. В его обязанности входит:

1) подбор и адаптация музыкального материала с учетом индивидуальности каждого ученика. При этом критериями отбора репертуара для учащегося - становятся его индивидуально-личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной сложности, поэтому важной составляющей этого этапа является:

2) хороший навык чтения с листа и прекрасное владение инструментом.А также навык упрощения фактуры в партии концертмейстера, вычленение главного из общего звучания с соотношением музыкального материала учащегося-солиста для быстрого понимания и первого знакомства с произведением. 3)Ученик является слушателем, который впитывает все многообразие музыкального материала. На этом первоначальном этапе концертмейстер увлекает своей выразительной игрой, которая помогает ребенку воспринимать форму, метроритм, лад, другие средства музыкальной выразительности на эмоциональном уровне.

 

2 этап – это индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, соблюдения «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание» темпа, выразительность динамики, точнуюфразировку, профессиональное туше.

На этом этаперабота концертмейстера основывается, прежде всего, на всестороннем анализе произведения, как фортепианной, так и инструментальной партий, на выявлении стилистических особенностей, технических трудностей, поиска средств выразительности. Концертмейстеру полезно ознакомиться с творчеством композитора, историей создания и особенностями произведения, спецификой жанра, формы сочинения.При подробном изучении своей партии, очень важно исходить из специфики звучания солирующего инструмента. Интерпретация произведений не может быть излишне свободной. В обязанности концертмейстера входит объяснение ученику, в чем состоит авторский замысел и что нужно сделать, чтобы его сохранить.

3 этапэто работа с солистом, предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение и отработку музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнёра, умение « повести» за собой и вовремя уступить солисту. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном музицировании. На этом этапе большую роль играет психологическая совместимость участников образовательного процесса. Урок как живой процесс определяется множеством самых разнообразных факторов. Следует выделить особую эмоциональную окрашенность занятий, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечивать его развитие. В такой атмосфере учащийся постепенно научиться получать удовлетворение от самого процесса, а не только от результата. И концертмейстеру, и педагогу очень важно обладать коммуникативной культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании обучающегося. Концертмейстеру  и  педагогу  приходится  работать  с  разновозрастными  категориями  детей  и  поэтому  способы  ведения  занятий  с  младшими  и  старшими  учащимися  отличаются.  Для  учащихся  младшего  возраста  более  приемлем  способ  ведения  урока,  где  преобладает  коммуникативный  аспект.  На  этом  этапе  важны  не  исполнительские  качества  ребенка,  а  его  заинтересованность  в  обучении,  мотивация  к  продолжению  творчества.  К  детям  старшего  возраста  подход  несколько  иной.  Они  уже  сознательно  относятся  к  занятиям,  заинтересованы  процессом  и  испытывают  желание  развиваться  музыкально.  В  этом  случае  важен  не  коммуникативный,  а  педагогический  аспект,  направленный  на  развитие  профессионализма.На этом этапе ведется работа над формообразующим процессом: умение построить, а затем и исполнить фразу, предложение, часть пьесы, так сказать «собрать в целое». Ученик уже на раннем этапе начинает постигать «азы ансамблевых закономерностей». Педагогические функции концертмейстера порой приобретают характер репетитора: это и выявление фальшивых нот, проработка ритма, аппликатуры. С менее талантливыми учащимися большое время уходит на усвоение метроритмических и темповых особенностей в данном конкретном произведении. В работе концертмейстера с вокалистами, духовиками важное значение имеет ауфтакт (от немецкого «перед тактом», правильное взятие дыхания в «нужных местах» произведения). Концертмейстер вместе с солистом находят удобный вариант, который закрепляется в процессе исполнения. При этом необходимо учитывать возможности аппарата солиста, его индивидуальные особенности. Соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента, и оценивая каждую деталь партии солиста, концертмейстер и солист приближаются к художественному замыслу исполняемого произведения.
Говоря  о  взаимодействии  педагога,  ученика  и  концертмейстера  в  Детской  школе  искусств,  особое  внимание имеют личностные  психологические  качества,  которыми  должен  обладать  концертмейстер.  Составляющие  его  психологической  компетентности  следующие:  концертмейстерская  интуиция,  эмпатия (способность чувствовать состояние другого человека «вчувствование»), особое  чутье,  чувство  такта.  Также  актуален  вопрос  психологической  устойчивости  и  мобильности  в  стрессовых  условиях  подготовки  к  концертам  в  Детской  школе  искусств.  И.Гофман  отмечал,  что  обучение  искусству  аккомпанемента возможно  лишь  при  опоре  на  уже  имеющиеся  задатки  при  наличии  эмпатии,  что  выходит  за  рамки  музыкальной  одаренности  в  психологическую  сферу.  Он  говорил:  «Опыт  может  сделать  многое,  но  не  все.  Чутье - это  свойство  природное»  [1,  c.  177].  Из  любого  пианиста  можно  сделать  аккомпаниатора:  обучить  беглому  чтению  с  листа,  умелому  транспонированию  и  навыку  игры  в  ансамбле.  Но  поистине  виртуозное  исполнение  присуще  немногим. 

 

4 этап рабочее (репетиционное исполнение) произведения целиком: создание музыкально исполнительского образа на основе собственной трактовки произведения, выбранной совместно с педагогом. Именно этот этап определяет предварительный настрой концертмейстера на концертном выступлении.При подготовке к ответственному выступлению особенно важно находиться на одной психо- эмоциональной волне с учащимся. Очень полезнозаписывать свои исполнения на видео и совместно их анализировать. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены. Вся работа, которая велась учеником над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет меру выученности материала, степень одаренности ребенка, его психологическую устойчивость и многое другое.

Исполнительское поведение необходимо воспитывать. Немаловажную роль для выступлений на публике играют первые выступления ученика. Начинать можно с классных концертов, учитывая, что дети младшего возраста с удовольствием играют перед своими сверстниками и родителями, практически не волнуясь. Важно понимать, что состояние, которое именуют «концертным или эстрадным» волнением, - явление положительного порядка. Педагог совместно с концертмейстером обязан так вести учебный процесс, чтобы ученик воспринимал выступление как награду за труд, праздничный процесс, а не повинность. Неудачное выступление на концерте может стать «психологической травмой», нарушающей дальнейшее продвижение ученика.

Выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего младшего партнера, если они начинают одновременно. Важным моментом совместной работы является – показ (небольшой кивок головы) о чем говорилось выше, «говорящий» о началеисполнения, будь то всего произведения, или его части, эпизода. Нужно как можно раньше, еще в классе, научить ученика показывать концертмейстеру начало игры. Иногда пианисту бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог, концертное выступление

 

Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера и ученика над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально – художественный замысел произведения при высочайшей культуре его исполнения.

Ученикам, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятствуют самовыражению юного музыканта. В значительной степени это касается публичного выступления, когда ребенок испытывает наибольшее волнение. Ведь, как известно, выход исполнителя на концертную эстраду относится к категории стрессовых ситуаций и предполагает адаптацию к особому, отличному от рабочего состоянию. С чем же приходится сталкиваться и солисту, и концертмейстеру?


1. Прежде всего, с новыми, непривычными условиями: акустикой концертного зала, освещением. Необходимо также понимать, что на звук будет влиять наполненность зала аудиторией. Юного музыканта могут отвлечь неожиданные внешние раздражители и, как следствие, исполнитель может забыть музыкальный текст, неточно воспроизводить ритмический рисунок, не выдерживая метроритмические рамки. Концертмейстер в этой ситуации должен вовремя «подхватить» ученика, для этого необходимо обладать быстрой реакцией. Е.  Шендерович  в  профессиональной  деятельности  концертмейстера  на  первое  место  по  значимости  ставил  быстроту  реакции,  обеспечение  удобства  для  солиста,  способность  «быть  «музыкальным  лоцманом»  —  уметь  провести  «исполнительский  корабль»  сквозь  всевозможные  рифы»  [6,  с.  5]. 2

2. Опытный преподаватель-концертмейстер помогает выступающему устранить напряжение перед концертом и достигнуть состояние комфортности сценического выступления. В этой связи, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную, яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сценофобии, страха перед повторением ошибок. Выразительное исполнение концертмейстера создает необходимое эмоциональное состояние, способно увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувствованию оттенков, штрихов, кульминации, а значит сконцентрировать внимание учащегося на художественной стороне исполнения и избавить от излишнего волнения.

3. Самообладание так же необходимо для концертмейстера, он должен знать, что ошибок и поправок при выступлении не должно быть, не допустимы также их мимические выражения.

 

 

Заключение

Концертмейстер - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны четко, оставляя за специалистом право их творческого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная «планка» мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными притязаниями каждого концертмейстера.

Современное музыкальное образование характеризуется растущим интересом к информационно-коммуникационным технологиям. Не является исключением и работа педагогов-концертмейстеров ДШИ и ДМШ. Особое значение имеет использование специальных компьютерных программ для создания и редактирования нотных партитур. Одна из популярных компьютерных систем — программа «Sibelius», которая позволяет прослушивать музыкальные произведения, подбирать или гармонизировать мелодию, упрощать музыкальное сопровождение, транспонировать произведение, таким образом, расширяет возможности в аккомпанировании. Очевидно, что использование информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляют возможности для совершенствования содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки учащихся к концертным выступлениям, расширению доступа к информации и являются одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера. Важным явлением в концертмейстерском мире стало открытие в 2003 годуРегиональной Общественной Организации «Гильдии концертмейстеров». Ее первый почетный член В.Н.Чачава. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей. Гильдия-инициатор проведения цикла концертов «Концертмейстер приглашает солиста». Важнейшей сферой деятельности Гильдии является ежегодная «Школа Концертмейстерского Мастерства»-цикл недельных ежедневных занятий с целью повышения исполнительского мастерства и педагогическойквалификации, которые традиционно проходят в Москве в середине января.

 

Источники литературы:

1. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология / Е.А. Островская // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 1.

2. Понаморева Е.А. Образовательная программа доп. Образ. Детей -М., 2006.

3. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе». – М., «Музыка», 1996.
- 206 с.

4. Суркова А. В.Особенности концертмейстерской деятельности в Детской школе искусств.

5. ГофманИ. Фортепианная игра. Вопросы и ответы.М.: Искусство,1938.

6. Акбари Ю.Б. «К истории искусства аккомпанемента»: Владимир, 2012.

7. Адлер К.« Искусство аккомпанемента и концертмейстерства».

8. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. М.: Радуга, 1987.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×