В статье рассказывается о влиянии школьного коллектива на личность детей, взаимодействие и развитие межличностных отношений взрослых и детей. О роли преемственности с младшими школьниками, воспитание ответственного отношения к своим поступкам,доброты, чуткости, состраданию и сопереживанию,гражданской позиции.
"Патриотическое воспитание младших школьников"
Нестеренко Анна Геннадьевна
учитель начальных классов
«МОУ СОШ №33
им.П.А.Столыпина»
г.Энгельс, Саратовская область
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания молодого поколения, школьников. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. И вот когда это станет потребностью, а не сиюминутной необходимостью, мы сможем сказать, что воспитали нравственного и образованного человека, который будет вершить добрые и нужные людям дела. В Федеральной программе патриотического воспитания развитие тимуровского движения выделено отдельной строкой. А это означает важность его для общества в целом. По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество. Во избежание углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения, цель которого помочь организовать разумный и созидательный досуг детей, способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно, как можно раньше.
Еще до возникновения движения «Орлята России» в моих классах возникло движение, напоминающее тимуровскую команду. Уходя в старшие классы ребята не оставляли своих подопечных и подключали вновь приходящих ко мне в класс малышей.
В нашем классе ребята давно заботятся о пенсионерах и ветеранах. Постепенно эта добровольная помощь переросла в организацию отряда быстрого реагирования. К нам часто присоединяются старшеклассники, родители.
ОТРЯД «Новое поколение»– это объединение, созданное для мальчишек и девчонок, пап и мам, учителей, всех желающих творить добрые и полезные дела, любящих свой родной край, свой народ.
Нас объединяет ВЕРА в то, что ДОБРО может спасти мир.
Ребята участвовали в различных операциях «Снег», «Ветеран живет рядом», «Письмо ветеранам», «День мира», «Чистый берег». Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: расчищали дорожки от снега, складывали «фронтовые» конверты. На протяжении длительного времени взаимодействуем с Подростково-молодежным клубом «Эврика». Принимали активное участие в муниципальных,региональных и всероссийских акциях.
Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим школьники оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника не только ветеранов, но и жителей близлежащих домов, организовывают встречи с ветеранами локальных войн. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.
Вывод: проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых, развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.