Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

песенное творчество. Работа №233141

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование песенного творчества у детей дошкольного возраста

Работа:
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1.Актуальность
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.2.Характеристика детского творчества
2.3.Музыкальное воспитание ребенка
2.4.Развитие музыкальных способностей
2.5.Педагогические условия и методы развития детского творчества в музыкальной деятельности
2.6.Значимость формирования песенного творчества у детей дошкольного возраста
2.7.Методы и приемы, используемые при формировании песенного творчества
2.8.Работа с семьей
2.9.Этапы работы
2.10. Формы работы
2.11.Развитие песенного творчества:
на музыкальных занятиях
в кружковой работе
в совместной деятельности детей
в совместной деятельности воспитателей и детей
в самостоятельной деятельности
2.12. Последовательность работы по формированию песенного творчества:
на музыкальных занятиях
на занятиях театрального кружка
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях. Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют музыкальное творчество.
Музыкальное искусство предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Детское творчество - создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка.
Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина и др.
Музыкальная деятельность является прекрасной основой для развития детского творчества, и педагог должен развивать творчество ребёнка в музыкальной деятельности, используя для этого специальные методы.
Характеристика детского творчества
Л.С.Выготский утверждает, что творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке.
Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом детское и отметив условность его применения. Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.
Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту или иную продукцию детей к творчеству. Она разделила их на 3 группы:
1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность войти в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.
2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.
Рассматривая психологическую сущность детского творчества, Л.С. Выготский считает, что мозг наряду с сохранением и воспроизведением предыдущего опыта есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение.
Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации ребёнка; возможность выразить свое неповторимое отношение к миру.
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Нас интересует музыкальный вид творчества.
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П. Радынова, детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.
Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах (Сыграй дождик на металлофоне или треугольнике, Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках и.т.д.).
Музыкальное воспитание ребёнка
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – то есть музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления
Таким образом, основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.
Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – вот главная задача родителей и педагогов.
Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, театрализованной деятельности.
К концу дошкольного возраста дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движении, дошкольники подготавливаются к изучению нотной грамоты в школе и т. д.
Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений, навыков оказывают систематические музыкальные занятия и игры, успешное проведение которых зависит не только от умения взрослого правильно наметить цели, подобрать и умело применить по отношению к ребенку свои знания, но и от того, как оснащены эти занятия наглядным материалом и музыкальными игрушками и инструментами.
Развитие музыкальных способностей
В исследовании Н.А. Ветлугиной дается определение сущности творчества и особенностей этого процесса у детей. Автор подчеркивает важность тесной взаимосвязи процесса творчества с процессом обучения детей. По мнению многих педагогов и психологов именно эта связь является базой, которая обеспечивает активное творческое развитие детей. Только овладев навыками исполнительской музыкальной деятельности, ребенок может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в творчестве. Установлено, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства.
В песенных импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.
Итак, успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков:
- умения выражать в пении определенные чувства, настроения;
- петь чисто и выразительно.
Подготовить детей к песенному творчеству можно путем различных упражнений, направленных на развитие музыкально – слуховых представлений.
Для формирования музыкально – слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют разную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх или вниз, или повторяются на одной высоте (упражнения на развитие звуковысотного слуха). Важно, чтобы дети умели найти опорный звук – тонику ( упражнение Наш дом); умели точно воспроизвести интонацию (игра типа Музыкальное эхо); ориентироваться в различении мажорного и минорного трезвучий (Веселый колокольчик); различении звукоряда (упражнения типа Солнышко и дождик). Дети должны знать, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими; что все звуки движутся и их чередование может быть мерным или более активным; что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми разные жанры.
Для развития этих музыкальных способностей мы используем музыкально – дидактические игры. Музыкально – дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особенно благоприятствуют сенсорному развитию детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию звуковысотного , ритмического, динамического слуха.
Речевые игры. Общие закономерности речевой и музыкальной интонаций свидетельствуют о большом сходстве речи и музыки. На речевом этапе удобно работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание, легкость и полетность голоса. Ведь прежде, чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Поэтому в постановке певческого голоса должен быть речевой этап, предшествующий певческому. С помощью речи ребенку значительно легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику (скорость изменения голоса); темпы ( от медленного до быстрого). В содержание работы на речевом этапе мы включаем голосовые развивающие игры, речевые зарядки, декламацию стихов, вокальную гимнастику (А. Демченко),
Систематическое использование речевых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией; развивает фонематический, интонационный и музыкально – певческий слух.
Педагогические условия и методы развития детского творчества в музыкальной деятельности
Л.С. Выготский считал, что одним из важных вопросов в детской педагогике и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.
Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.
Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества.
Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом Выдающиеся музыканты и педагоги, как Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить "видеть музыку" и "слышать" живопись.
Метод целостного восприятия музыкального произведения - один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.
Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.
Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы" можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле.
Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра используют символическую аналогию. Таким образом детей учат линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться планшетами с карандашами.
Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами.
Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), можно говорить детям, что ноты - это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми..) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяют при определении жанра музыки, её характера.
Также необходимо использовать метод морфологического анализа (ММА). Этот метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной музыкальной деятельности. Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия на личность, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека. Период дошкольного возраста традиционно выделяется как возраст, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития личности.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающих внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста. По мнению психологов и педагогов ( Л.С.Выготского, Л.А.Баренбойма, Н.А. Ветлугиной ) детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Более того, ряд исследователей указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества. При этом творчество рассматривается, как один из методов освоения учебного материала.
Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества. Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая абстрактность языка позволяет широко толковать музыкальный, художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого вида тврочества.
Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства,(а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых и осуществляется музыкальное и общее развитие детей.
Пение – один из видов музыкальной деятельности. В нем ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение имеет важную роль в музыкальном и личностном развитии детей. через него развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности. Положительное влияние пения на физическое развитие установили физиологи В.М. Бехтерев; И.П. Павлов: пение способствует развитию, укрепление легких и голосового аппарата; выработке правильной осанки у детей; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- ладовое чувство;
- музыкально – слуховые представлении;
- ритмический слух.
Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию и в любое время.
Необходимость современной педагогики – это использование развивающих технологий обучения, что означает, что педагоги – практики желают видеть результатом свое деятельности, развитие творческой личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей и интересов. Поэтому мы считаем, что важным видом певческой деятельности является формирование песенного творчества.
В песенном творчестве есть бесспорные преимущества. Использование импровизации – перспективный прием для воспитания интереса к музыке. (Ты теперь композитор и можешь сам сочинить песню, а потом ее спеть). В этом виде детского творчества выступает детская одаренность специально – музыкального характера. При импровизации и сочинении хороводов, танцев, музыкальных инсценировок ребенок создает не собственную музыку. А песенное творчество является зачаточной формой собственной музыкально – творческой деятельности.
В результате занятий по формированию песенного творчества обогащаются эстетические переживания ребенка: он радуется новой возможности выразить свои чувства; у него возникает оценочное отношение к своей творческой продукции и к сочинениям других детей. Все это поддерживает интерес к пению и к музыкальным занятиям в целом. Перед детьми раскрывается практическое значение обучения, результаты которого помогают справиться с творческими заданиями.
Эстетическое воспитание связано с широкой сферой воздействия на ребенка. Формирование зачатков творчества выявило значение его для воспитания воли ребенка, без которой невозможна никакая преднамеренная деятельность. Жизнь ребенка обогащается – он способен уже пережить и выразить разнообразные, доступные ему чувства в своих песенных импровизациях.
В результате занятий по формированию песенного творчества активизируется и умственная деятельность, без которой также немыслимы творческие процессы.
Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. в нем кроются возможности развития не только музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития ребенка. В песенных импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, то есть приобретает развивающий характер.
На сегодняшний день у многих детей отмечаются трудности в психо – эмоциональном развитии. Педагог – психолог и социальный педагог провели психолого- педагогическую диагностику, которая выявила группу детей с низким уровнем эмоционального развития, нуждающихся в сопровождении. У этих детей отмечается сужение диапазона эмоций, затруднение в выражении своего эмоционального состояния и в понимании эмоций других людей с помощью вербальных (словесных) и невербальных (мимика, жесты) фантазий. Также у этих детей присутствуют трудности в общении со сверстниками, эмоциональная зажатость, проявление агрессии, неуверенности в своих силах. Данные проблемы снижают социальный статус ребенка в группе (на основании социометрии, проведенной социальным педагогом). Поэтому актуальным является своевременное выявление детей с эмоциональным неблагополучием и оказание им квалифицированной помощи. Творческие задания по развитию песенного творчества радуют детей своей неожиданностью, вызывают подъем настроения, пробуждают чувство уверенности в себе, т.е. вызывает положительные эмоции, а это в свою очередь благоприятно влияет на психоэмоциональное развитие детей.
Поэтому мы решили, что среди многочисленных средств коррекции эмоционального неблагополучия можно использовать занятия по развитию песенного творчества, которые могут оказать положительное влияние на эмоциональную сферу этих детей.
Благодаря заданиям по формированию песенного творчества занятия стали проходить в интересной и увлекательной форме. И, главное не в том, насколько первые опыты удачны, а в том, что дети почувствовали интерес к творчеству, стали применять его и в самостоятельной деятельности. Это помогло и в решении многих воспитательных задач: сплочение детского коллектива, взаимопомощи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗВИТИИ
ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально – эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Методы воспитания многообразны они зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, обстановки.
Для формирования песенного творчества мы используем следующие методы.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
1. Объяснительно – иллюстративный.
2. Практический метод.
3. Словесные: рассказ, беседа.
4. Репродуктивные, то есть методы, направленные на воспроизведение.
5. Продуктивные: проблемные, поисковые.
6. Самостоятельная работа детей:
- работа со стихотворением.
Средствами обучения детей по формированию песенного творчества, на наш взгляд являются: музыка, живое слово, художественное слово, иллюстрации, атрибуты и декорации.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Развитие музыкально – сенсорных способностей начинаем с младшей группы. Для активизации творческого процесса стараемся использовать различные игровые приемы, игрушки. Сначала ставим перед собой цель: подготовить голосовой аппарат ребенка к высокому звучанию. Для этого на музыкальных занятиях используем упражнения на развитие высокой речевой интонации. Показав детям большого петушка, задаю детям вопрос: Как кричит петушок? Дети подражают крику петушка на низких интонациях. А как кричит этот петушок? (маленький петушок). Малыши воспроизводят высокое звучание. Те же задания выполняем с другими игрушками.
Можно принести на занятие дудочку, показать детям, как она звучит, предложить самим поиграть на дудочке. Но здесь надо объяснить ребятам, что дудочка у каждого своя и поэтому песня тоже должна быть своя, не похожая на песни других дудочек.
Задача на первом этапе – добиться светлой, ласковой интонации на высокой речевой позиции. Сначала дети произносят слова нараспев, но постепенно, с приобретением певческого опыта, речевые интонации переходят в певческие.
В следующий раз в гости к детям приходят разные игрушки. Можно задание выполнять индивидуально, по подгруппам, отдельно мальчики и девочки. Это же задание дети могут выполнить самостоятельно. Например:
Ребенок ведет собачку и лает - дети повторяют.
Детям младшего дошкольного возраста легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста, поэтому им даем больше упражнений на звукоподражание (тиканье часов, звучание горна, барабана имитация голосов кукушки, кошки, котенка). В дальнейшем предлагаю детям самим найти интонации на таких звукоподражаниях, как ку - ку, ку – ка – ре – ку, мяу и т.д.
Уже в младшем возрасте на творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, используя упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности; определения динамики в музыкальных произведениях.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе продолжаем работу над развитием чувства ритма, без которого невозможно развитие песенного творчества: умение слушать и передавать хлопками звуки разной длительности. Например: большие гуси гогочут четвертями, маленькие – восьмушками. Долгие и короткие звуки можно изобразить большими и маленькими квадратами на фланелеграфе.
Задания в развитии песенного творчества усложняются. Кроме названных приемов, вводим более сложные.
К начальным попыткам обучить детей импровизации относится просьба спеть имя (свое, игрушки). Например: приношу на занятие куклу. Дети, к нам пришла кукла Катя. Она очень любит играть и танцевать. Давайте позовем ее. Предлагаю ребятам пропеть ее имя, подчеркивая, что надо пропеть ее имя ласково, нежно. Кроме куклы таким же образом обыгрываем другие игрушки, такие как зайка, собачка и т.д.
Далее применяем следующий прием: полные ответы в диалоге взрослого и ребенка. Как тебя зовут? Педагог нараспев произносит свое имя и отчество. Ребенок не сможет повторить напетую музыкальным руководителем мелодию – она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным отчеством. Можно принести на занятие игрушку. Например – Петрушку, куклу – бибабо. Дети, у нас в гостях Петрушка, он очень хочет с вами подружиться, но никого не знает по имени, давайте с ним познакомимся. Напоминанию при этом: Так как имена у всех разные и чтобы каждого из вас он лучше запомнил, постарайтесь, чтобы прозвучало ваше имя по - особенному, не похоже на другое. И каждый ребенок старается найти свой ритмический вариант, свою мелодическую интонацию с различным направлением движения мелодии. В конце импровизированной встречи Петрушка говорит, чье имя он запомнил лучше всех.
К концу года использую песни – образцы Что ты хочешь, кошечка?, Зайчик, Зайчик где бывал? Дети сочиняют мелодии на заданный текст, они учатся передавать грусть, радость. Здесь детям надо объяснить, что вопрос всегда незавершен, его интонация неустойчива. Даже, если мы не поем, а говорим, то интонационно последнее слово звучит выше, как бы повисая в воздухе: Света, ты где? А ответ наоборот, всегда устойчив, закончен : Я здесь!
СТАРШАЯ ГРУППА
С детьми старшей группы работаем над закреплением навыков в формировании песенного творчества, полученных в средней группе, но на более высоком, качественном уровне. Главная задача – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навыки самостоятельных импровизаций.
У детей этого возраста развиваем умение слушать движение мелодии поступенно вверх – вниз, показывая это на музыкальной лесенке (Цирковые собачки Е.Тиличеевой), знакомим со скачкообразной мелодией (Ученый кузнечик Е.Тиличеевой). важным для музыкального творчества является навык слышать опорный звук (Наш дом Е.Тиличеевой). дети должны определить попал звук в свой домик или нет.
Также с детьми старшей группы мы используем такой прием, как сочинение мелодии на заданные тексты, контрастные по настроению. Вначале для этого предлагаем ребятам стихи, известные им с младшей группы. Такие, как Зайка, Вот собачка Жучка, Кошка и т. д.
Дети не передавали настроение стихотворений, характера персонажей, их чувства. Поэтому перед началом импровизации стали каждое стихотворении разбирать с детьми; обращать внимание детей, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы, чтобы передать радость, грусть, тревогу, жалобу. Какая при этом мелодия, как изменяется ритм, динамика, лад. В результате импровизации детей стали более осмысленными.
Далее усложняю задание: предлагаю детям текст, состоящий из двух художественных образов. наличие разных художественных образов в одном тексте диктует непременную смену характера импровизации.
Например: Мельник на ослике ехал верхом,
Мальчик за мельником плелся пешком.
Жили – были грозный царь
И веселый чеботарь.
Дождик весело бежит,
Маша дома сидит, грустит.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
В подготовительной группе у детей накапливается богатый запас музыкальных впечатлений. В 6 -7 лет они свободно разбираются в жанрах (песня, танец, марш), знают, что музыка одного жанра может быть разной. Например: марши могут быть походными, военными, физкультурными, праздничными и т.д. Потому предлагаю детям такие задания: сочинить песенную импровизацию на заданный текст в определенном жанре. Вначале такие вокальные импровизации можно выполнять на слоги: марш – тра – та – та; вальс – а-а-а; полька –ля – ля – ля.
Можно использовать и готовый текст.
Полька: Польку, польку я люблю
И танцую, и пою.
Марш: На зарядку мы спешим,
Стать мы сильными хотим.
Вальс: Бабочки сели в траву отдыхать,
А отдохнув, понесутся опять.
Песня: Мама доченьку качала,
Тихо песню напевала.
При сочинении песенной импровизации продолжаем работу над разбором содержания стихотворения. Но ведь и прочувствовав содержание стихотворения, можно не выразить его настроение в импровизации. Так как язык музыки – это особый язык, у него свои средства выразительности. Поэтому разбирая стихи, обращаю внимание дошкольников на то, какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы передать разные интонации: грусть, жалобу, спокойствие, страх, тревогу. Вместе с ребятами определяем, какая может быть здесь мелодия, ее ритм, динамика, лад, темп, регистр.
Затем я предложила детям попробовать сочинять песенные импровизации на программные стихи, которые оии учат в группе на занятиях по развитию речи . Свою задачу при сочинении детьми я вижу импровизаций я вижу в том, чтобы как можно полней ввести детей в настроение, создаваемое темой стихотворения. И здесь не всегда достаточно оказывается словесного пояснения, тогда я использую иллюстрации, картины. Это помогает детям, облегчает их задачу. Иногда показ картины и рассказ сопровождаю одновременным прослушиванием музыки, используя для этого классические произведения и фольклорную музыку. Музыка звучит тихо, является фоном и в то же время несет большой эмоциональный заряд.
Как усложнение использую такой прием: вношу на занятие не одну, а две или три иллюстрации. Дети сами должны подобрать картину, которая по настроению больше, как им, кажется, подходит к данному стихотворению. Затем мы выслушиваем все импровизации и ребята сами выбирают лучшую. Такой прием позволяет исключить повторность, подражание детей в поисках певческих интонаций.
Далее мы решили еще усложнить задания отказались от готовых текстов и попытались сами сочинять стихи для песенных импровизаций. В этом большую помощь мне оказали воспитатели. Использую триз – технологию они с детьми начали сочинять лимерики. Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Это короткое стихотворение, как правило состоящее из пяти строк. Эти задания очень понравились детям. Теперь они стали не только композиторами, но еще и поэтами.
Задания, конечно, сложные и дети часто помогают друг другу, т.е. используют коллективную форму творчества. Это имеет большое воспитательное значение. Особенно благотворно этот способ сочинения импровизаций влияет на детей, которые рекомендованы мне педагогом - психологом.
Этим детям стараюсь уделять немного больше внимания и занимаюсь с ними индивидуально. Маша Я. выражает агрессию по отношению к другим детям, так ее не принимают играть в совместные игры. В работе с ней над сочинением песенных импровизаций стараюсь подобрать такие стихотворения, в содержании которых передается жалоба, грусть от того, что героя обидели. Например всем знакомое стихотворение:
Оторвали мишке лапу… или Зайку бросила хозяйка. Подробно разбираем стихотворение и выясняем: Почему больно мишке, от чего плачет зайка? Сначала мы сочиняли песни на индивидуальных занятиях, а когда импровизации были готовы исполнили их на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением. Дети внимательно слушали, а потом высказывали свое мнение. Получив одобрение детей, Маша становилась более уверенной в своих силах и отношение к ней детей стало заметно меняться. Воспитатели также отмечали, что и в группе во время игр дети ее уже не отталкивали и сама Маша стала спокойнее относится к своим товарищам.
С другим ребенком, рекомендованным мне группой сопровождения, также занималась развитием песенного творчества и на музыкальных занятиях, и на занятиях театрального кружка. У мальчика трудность заключалась в том, что он сам плохо выражает свои эмоции и также не может понять эмоциональное состояние других людей. В работе с мальчиком больше использовала различные этюды на развитие воображения с применением песенного творчества.
Сочиняя, импровизируя дети стали более инициативными, самостоятельными. Самое главное в формировании песенного творчества, чтобы дети не потеряли интерес к музыкальной деятельности. Поэтому для активизации творческого процесса я использую такие приемы:
1. Эпизод Знакомство (игра Эхо)
2. Полные ответы детей в диалоге взрослого и ребенка с целью расширении интонационно – вокального диапазона. (Как тебя зовут?)
3. Певческая перекличка детей по парам. (Ау, ты где? - Я здесь!)
4. Различные звукоподражания.
5. Импровизации на заданный педагогом текст.
6. Сочинение и музыки, и стихотворений.
Работа с семьей
В наше время все реже звучат детские песни. И чаще всего мы встречаем неправильное отношение родителей к детскому песенному репертуару. Часто наши дети поют взрослые песни, зачастую не отвечающие эстетическим и воспитательным целям, разговаривают и поют громко. С целью просвещения и разъяснения для родителей давались консультации, проводились беседы, как и индивидуальные, так и на родительских собраниях.
На собраниях рассказываю родителям о положительном влиянии пения и песенного творчества на психо – эмоциональное развитие детей. Объясняю, что детское музыкальное творчество, как и само исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Но оно очень важно для самого ребенка. Критериями его успешности являются не художественная ценность песенной импровизации, созданной ребенком, а наличие в ней эмоционального содержания, выразительности музыкального образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребенок мог сочинить свою мелодию, у него должно быть развито воображение, фантазия.
Предлагаю родителям слушать с детьми произведения классической музыки, петь на ночь колыбельные песни, больше общаться . Объясняю родителям: чтобы ребенок полюбил музыку, он должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных стилей и эпох, привыкнуть к разным интонациям. Уже доказано, что те дети, которых укачивали под колыбельные песни, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками, с которыми играли, исполняли потешки становятся наиболее творческими детьми с развитым музыкальным мышлением.
Родители охотно посещают небольшие концерты, на которых дети исполняют свои маленькие сочинения; показываем для них музыкальные спектакли, в которых дети также исполняют свои песенные импровизации. Родители помогают нам в оформлении театральных постановок; оказывают помощь в создании костюмов для театрализованной деятельности
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.
1 этап. Первый этап носит ориентировочный характер. У детей формируются
первые представления о процессе сочинения песен; пробуждается
интерес к этому новому для них виду деятельности.
Задача: Подражать звукам, которые дети не раз слышали. (Подражание
пению кукушки, мяуканью кошки; спеть колыбельную для мишки и
т.д.)
2 этап. На втором этапе подводим детей к формированию творческих
проявлений в самостоятельном поиске певческой интонации.
Задача: Побуждать детей выражать в мелодии вопросительные интонации
и интонации ответа, в которых должна прозвучать просьба, легкая
жалоба, радость и т.д. Дети должны сами найти средства певческой
выразительности, помогающие передать содержание песни.
3 этап. Формировать у детей самостоятельное применение ранее усвоенных
навыков и умений в сочинении песенной импровизации на
заданный текст.
Задача: Ориентировать детей в способах применения выразительно -
изобразительных средств, в связи с сочинением контрастных по
характеру песен.
Здесь важно найти и сопоставить два разных по настроению текста.
Эти тексты должны быть краткими и образными.
4 этап. Развивать творческие проявления в сочинении песенных
импровизаций на заданный текст в определенном жанре
(песня, танец, марш).
Задача: Показать детям возможность практического применения своих
песен в иных видах деятельности: в игре и обучении.
Формы работы
Обучение, развитие и воспитание детей мы осуществляем в следующих формах организации педагогического процесса с целью развития песенного творчества.
Развитие песенного творчества на музыкальных занятиях
Проблема обучения и творческого развития находится в тесных взаимосвязях. О формировании творчества нельзя говорить, если отсутствует должный уровень усвоения знаний и умений. Но и введение творческих заданий, несомненно придает более активный характер обучению. Поэтому изучение путей формирования творчества детей целесообразно приблизить к
Форме, в которой обычно проходит обучение, т.е. к занятиям.
На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально – образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, они усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения в формировании песенного творчества, обеспечивающие потом возможности развития песенного творчества в других формах организации.
Песенное творчество – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель песенного творчества на музыкальных занятиях – активизировать творчество детей. На наш взгляд, необходимо в содержании каждого занятия выделить структурную часть, цель которой – формирование песенного творчества воспитанников.
Музыкальные занятия по содержанию делятся на:
- типовые;
- доминантные;
- тематические;
- комплексные.
Виды музыкальных занятий
Характеристика занятий
Особенности формирования песенного творчества
Типовое
Включает в себя все вида музыкальной деятельности. Структура занятия зависит от постановки творческих задач
Творческие задания требуют от ребенка преодоления ряда трудностей, следовательно, их целесообразнее планировать вначале занятия ( 5 – 10 минут )
Доминантное
На занятиях преобладает определенный вид деятельности
Песенному творчеству уделяется большее количество времени, возможно, его формирование проходит через различные виды деятельности ( 15 минут )
Тематическое
Занятие объединено одной темой, взятой из жизни или собственной музыкальной темой
В тематическом занятии песенное творчество определяется заданной темой. Особенность образа, настроение передается через все содержание занятия ( 10 – 15 минут )
Комплексное)
Цель занятия: дать детям представление о специфике различных видов искусства ( музыка, живопись, литература , театр
На задании по формированию песенного творчества оказывают влияние все виды искусства, исполняемые на занятии
Творческие задания не требуют много времени, для формирования песенного творчества не требуется особых дополнительных приспособлений – голосовой аппарат есть у каждого и поэтому практически на каждом занятии следует применять творческие задания, направленные на формирование песенного творчества.
Успешность в выполнении творческих заданий зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения. Лишь немногие дети обнаруживают эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему дошкольному возрасту. Тем не менее песенное творчество важно формировать, начиная с младшего возраста, используя посильные творческие задания (спеть свое имя, колыбельную песню для куклы).
Формирование песенного творчества на музыкальных занятиях происходит поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями детей.
На каждом следующем этапе перед детьми ставятся все более усложняющиеся задачи.
На первом – это попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. Вот звучит барабан (тра – та – та, тра – та - та). К нам в гости пришел мишка. Он очень устал и хочет спать, давайте его покачаем и споем ему колыбельную песенку (ля – ля – ля или баю - баю).
На втором этапе – музыкальные вопросы и ответы. Проводится диалог в игровой форме. Музыкальный руководитель сначала читает текст, затем задает вопрос: Зайка, зайка, где бывал? Дети отвечают: На лужайке танцевал. в своих ответах они должны найти разнообразные и выразительные интонации жалобные, просительные, сердитые и так далее. Затем следует спеть всю песню, а затем предложить детям, прослушав вопрос, самим сочинить свою мелодию в ответ. Выполняя творческие задания на нескольких занятиях подряд, дети осваивают их, хотя сначала они казались им очень трудными.
На третьем этапе – подводим детей к импровизации на заданный текст. Текст должен быть кратким и образным. Например:
На полянку, на тропинку
Тихо падают снежинки.
На лужайке пляшут зайки,
Наши, Зайки – побегайки!
Сначала надо выучить с детьми текст: учить передавать настроение в чтении стихотворения. Затем, выявить связь текста с музыкой. (Музыка зависит от настроения, передаваемого в стихотворении)
Дальше, мы определяем, на какое слово приходится кульминация и как желательно закончить мелодию. И только после этого приступаем к сочинению импровизаций. На этом этапе мы сочиняем мелодии на тексты стихотворений, контрастных по настроению.
Лисичка – сестричка сидит за кустом,
Лисичка – сестричка машет хвостом.
А бедный зайчишка глядит из куста,
У зайчика нет такого хвоста!
Дети уже без образца, сами сочиняют песенные импровизации.
На четвертом этапе – дети уже более осмысленно импровизирует мелодии на текст стихотворений, сочиняют попевки различного настроения и даже в определенном жанре. Здесь важно подобрать стихотворении, текст которых помогал бы детям определить, в каком жанре они будут сочинять песенную импровизацию.
Вот шагают наши ножки - Баю – баюшки, баю,
Прямо по дорожке. Баю, куколку мою.
Вот как мы шагаем, Катя глазки закрывай,
Песни распеваем. Поскорее засыпай.
В дальнейшем мы используем, сочинения детей для распевания детей,
Таким образом, мы считаем, что использование песенного творчества на музыкальных занятиях – это перспективный прием для воспитания к музыке в целом, и в частности к музыкальным занятиям. В результате чего у детей формируются умения в сочинении песенных импровизаций, которые при дальнейшем обучении совершенствуются и переходят в самостоятельные навыки, которые дети охотно применяют в самостоятельной деятельности
Развитие песенного творчества в кружковой работе
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театрализованная деятельности является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети примеривают на себя разные модели социального поведения. Играя роль медведя или волка, дошкольники могут выразить агрессию; зайчика – осторожность; петушка – храбрость и решительность.
Театрализованная деятельность - как вид искусства, наиболее полно соответствует творческому развитию личности ребенка, и поэтому мы считаем, что театрализованная деятельность может являться средством развития песенного творчества детей.
Средством для решения задач по развитию песенного творчества являются различные этюды, с помощью которых мы развиваем у детей способность передавать мимикой, позой, выразительными движениями образ какого – либо персонажа, а потом передать особенность этого образа в песенной импровизации.
Например: образ зайчика. Перед выполнением творческого задания стареемся пробудить в детях воображение, предлагая им представить зайца веселого, грустного, обиженного, хвастливого и передать это в движении, а потом в импровизации мелодии на текст: Вот какой я зайка, воспроизводя в музыке интонации радости, грусти, жалобы, удивления, и т.д. выразительному исполнению игровых образов и сочинении песенной характеристики персонажа способствует использование масок – шапочек с разным выражением на мордочке зайца. Таким же образом, мы учим передавать образы других героев.
Дети очень любят сказки и поэтому мы часто обращаемся к произведениям, которые хорошо знакомы и понятны при восприятии детям. Вспомним сказку Колобок. Вначале читали ее по ролям, а затем предложили детям сочинить песенку колобка. Для этого постарились выяснить, будет ли эта песенка без слов или со словами: Я веселый Колобок, подрумяненный бочок.
Мнения детей разделились. Тогда предложили каждому, выбрать самому, как он будет сочинять мелодию песенки, использую текст стихотворения или звукоподражание (ля – ля - ля). Потом определили, какой должна быть музыка песни, характеризующая сказочный образ. Одни дети решили, что песенка должна быть: веселой, радостной, быстрой; может передавать в мелодии куда катится колобок – в горку или с горки. Другие хотели, чтобы песенка была ласковой, спокойной, потому что Колобок устал. Затем попробовали передать образ персонажа в движении под музыку, используя выразительные движения, мимику, жесты. И только после этого перешли к сочинению импровизации. Дети ясно представляли себе особенности образа и постарались передать это в своей песенной импровизации.
Читая детям сказку Теремок, предложили дошкольникам вопрос Кто, кто в теремочке живет?, пропеть применяя разные интонации в соответствии с характером каждого персонажа. Вначале также обсудили особенности каждого образа. Попросили детей в движении передать характер героев сказки. Потом стали выяснять, какая будет музыка у песенок, характеризирующих главных героев. Дети решили, что песенка медведя должна быть низкой, медленной: как будто медведь идет не спеша, переваливается; мышки – быстрая, тоненькая, легкая: у нее маленькие ножки и пищит она тоненьким голосочком,; музыка лягушки будет скачущая, не очень быстрая; петушка – решительная, громкая..
В дальнейшей работе по развитию песенного творчества на занятиях кружка мы постепенно усложняли творческие задания.
Предложили детям сказку В. Сутеева Кто сказал мяу?. Как и в других сказках обсудили героев, их особенности характера: передавали в движении, потом предложили выбрать музыкальные инструменты, которые больше, как им кажется, подходят каждому образу. А затем для сочинения песенных характеристик героев, попросили детей сочинить стихотворения, характеризующие героев сказки. Дети серьезно отнеслись к этому заданию, распределили роли и дома, с помощью родителей придумали стихи. Потом мы с детьми также выяснили, какой должна быть музыка в песенных произведениях, на какое слово приходится кульминация и только тогда перешли к сочинению своих мелодий.
РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВМЕСТНОЙ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ
Музыкальное воспитание дошкольников, в том числе и развитие песенного творчества осуществляется не только во время музыкальных занятий, но и в часы досуга (самостоятельная деятельность).
Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является развитие и закрепление тех знаний, умений и навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
Развлечение: Развлечение с использованием музыки (концерты; музыкальные игры; викторины и так далее) являются важным средством углубления представлений детей. многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительной, музыкой, литературой. На праздниках, развлечениях мы используем творческие задания, направленные на развитие песенного творчества. Применяем различные варианты заданий, различающиеся по степени трудности, в соответствии с индивидуальными качествами детей, с их уровнем музыкальных способностей. Например: на празднике Лучше мамы не найти (8 Марта) проводили игру с мамами и бабушками – Угадай по голосу.
ХОД ИГРЫ:
Дети встают в круг, маму приглашают в середину. Ведущий (воспитатель или музыкальный руководитель) задают детям музыкальные вопросы. Ребенок, на которого укажут, отвечает, сочиняя песенную импровизацию. Мама должна узнать по голосу своего ребенка.
Дети встают в круг, маму приглашают в середину. Ведущий (воспитатель или музыкальный руководитель) задают детям музыкальные вопросы, ребенок, на которого укажут, отвечает, сочиняя песенную импровизацию. Мама должна по голосу узнать своего ребенка.
1 уровень сложности.
Варианты вопросов: Ответы:
Кто нас крепко любит? Мама
Кто нас крепко любит? Мама
Кто нас обнимает? Мама
Книжки кто читает? Мама
2 уровень сложности.
Закончить мелодию, начатую воспитателем или музыкальным руководителем (текст стихотворения учим с детьми в группе, на индивидуальных занятиях).
Музыкальный руководитель: Очень мамочку люблю.
Ребенок: Маму милую мою.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на окно – светом залито оно.
Ребенок: Все от солнца жмурятся, ведь весна на улице.
Музыкальный руководитель: Слушай, нашу песенку мамочка любимая,
Ребенок: Будь всегда здоровою, будь всегда счастливою.
Игра развивает умение сочинять импровизации на заданный текст; учить детей проявлять инициативу, самостоятельность.
Музыкально – литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественно – литературных произведений.
Например: музыкально литературная композиция по творчеству С.А. Есенина Есенинские осенины (сташий дошкольный возраст).
Задание: Сочинить импровизацию на заданный текст:
Вот приходит осень с цепью кленов голых,
Что шумят как восемь чертенят веселых.
Мокрый лист с осины и дорожных ивок,
Так и хлещет в спину, в спину и в загривок.
Закружилась листва золотая,
В розоватой листве на пруду.
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду.
ЗАДАНИЕ: Передавать в интонациях мелодии различные настроения и характер стихов.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:
В развлечениях игры чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами, по сравнению с занятиями, глее они обычно разучиваются с детьми.
Например: игра Новая игрушка – кукла Катя.
Воспитатель вносит игрушку, обыгрывает ее, вместе с детьми определяют характеристику образа.
ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА:
1. Сочинить колыбельную песню для куклы;
2. Сочинить плясовую, а кукла будет плясать.
Также рассматриваем разные варианты заданий для детей, различающихся по степени сложности.
1 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.
Сочинить мелодию без слов, используя звукоподражания (Баю- баю - баю – колыбельная; ля – ля –ля плясовая).
2 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.
Сочинить импровизацию на заданный текст:
Баю, баю, куклу укачаю;
Куколка устала, целый день играла.
Катя весело плясала,
Звонко весело плясала.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Постоянным в общении детей и воспитателей стал своеобразный диалог, применяемый в играх, на прогулках, в быту. Так возвратившись с прогулки, воспитатель пропевал вопрос, типа: Что мы делали, ребята, во дворе, во дворе? дети отвечали по цепочке; горку, кошку, машину, и так далее. Воспитатель мог пропеть вопрос и перед началом занятия свободным рисованием, например: Мы откроем альбом, нарисуем что мы в нем? так же по цепочке дети отвечали: домик, девочку и так далее. Очень нравится детям песенный час, который рекомендовали включить в циклограмму совместной деятельности. В течении определенного времени (обычно 15 минут) дети выполняли творческое задание – общались друг с другом только с помощью пения. От отдельных реплик ребята перешли к пропеванию целых фраз, с выделением особо выразительных интонаций:
Вопросительных, утвердительных, сердитых, жалобных и так далее. Как показывают наблюдения, никто из детей не уклонялся от участия в песенном часе. Манера напевного говорения позволяла ярко проявиться чертам творческой индивидуальности детей. Так, Полина М. (5 лет), играя с куклой в песенный час использовала и тембровое разнообразие: от имени куклы она пропевала короткие реплики в высоком регистре, а от своего имени – более протяжные фразы в среднем регистре. Алена Р., задавая вопрос Будешь ли ты со мной играть? Кате М., применяла интонации вопроса.
Взаимодействие с родителями по формированию песенного творчества
Творчества нашло отклик, как в семьях, так и у самих детей.
Задание типа: Кем ты будешь утром? предполагало представить себя в роли какого – либо персонажа, с использованием пантомимики, песенного и стихотворного творчества. Дети представляли себя в разных образах: серый волк, заяц, колобок и так далее. Воспитатели отмечали, что детская творческая продукция становится все более интересней. Даже те дети, которые поначалу испытали трудности в импровизациях мелодий, постепенно включались в игры и творческие задания.
ПРОГУЛКИ.
Музыка оказывает воздействие и во время прогулок детей, стимулирует их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. На прогулках ребят побуждали к творческому воспроизведению звукоподражаний: Давайте пощебечем, как птицы весне радуются, Птичке холодно зимой, как она поет свою песенку?. Здесь же можно использовать передачу звуковых контрастов: часть детей превращается в птиц – мам, а другая – птенчиков.
Играя в такие игры, как прятки, догонялки перед началом игры дети выбирают водящего. Предлагаем детям сочинить мелодию и считалку пропеть.
Неформальное общение, импровизационность способствует первоначальным музыкально – творческим проявлениям каждого ребенка.
Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.
РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельная художественная деятельность – это такой вид деятельности, когда ребенок выполняет все усложняющиеся задачи или действует в новых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи.
В дошкольном возрасте игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются стороны личности ребенка.
Л.С. Выготский подметил появление у детей – дошкольников замысла, что означает переход к творческой деятельности. Это проявляется во всех видах деятельности.
Появление замысла связано с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок в игре – не актер. Он играет для себя, е не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры.
В свободное время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например: играя в концерт, музыкальное занятие, дети поют песни, которые знают и сочиняют свои собственные. Веселая песенка может их сопровождать их путешествие на автомобиле.
Мальчики, играя в солдат, маршируют под импровизации в жанре марша. Наблюдая за детьми, мы заметили, что в играх дошкольники с увлеченностью перевоплощаются в знакомых им животных: собак, кошек, зайцев и так далее. Они развивают свой сюжет игры и используют при этом песенную импровизацию, передавая образ данного персонажа.
Особенности организации детского творчества особенно ярко проявляются в играх – драматизациях.
Особенность игр – драматизации состоит в том, что они создаются по готовому сюжету, взятому из художественных произведений, хорошо знакомых и понятных.
План игры, последовательность определена заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: нужно хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произве6дения (как развиваются ролевые действия и ролевые реплики персонажей). Наблюдая за детьми, мы выявили, что дети с удовольствием разыгрывают игры – драматизации и используют в них песенное творчество. Так, драматизируя сказку Репка, дети сочиняли импровизацию на слова: Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Вывод: Таким образом, использование песенного творчества в совместной и самостоятельной деятельности обеспечивает продолжение его развития, заложенное на музыкальных занятиях, обогащая деятельность дошкольников, делая ее ярче и эмоциональнее.
Последовательность работы по формированию песенного творчества на музыкальных занятиях
I задание
Выявить предпочтения детей, предложить им темы: природа, мама, игрушки, животные
II задание
1. Выучить с детьми текст стихотворения
2. Учить передавать настроение, эмоции в чтении стихотворения
III задание
Развивать у детей умения выявлять связь текста с музыкой ( композитор сочиняет музыку, в зависимости от настроения, передаваемого в тексте )
IV задание
1. Учить умению определять калькуляцию стихотворения и главное слово
2. познакомить с особенностями построения мелодии в калькуляции и заключении
V задание
Учить детей сочинять мелодию на заданный текст, используя выразительно - изобразительные средства музыки: лад, динамику, темп, ритм
VI задание
Совершенствовать умение детей в сочинении импровизаций на заданный текст
Последовательность работы по формированию песенного творчества на занятиях театрального кружка
I задание
Познакомить детей с художественным произведением.
II задание
1.Учить детей умению определять особенности каждого персонажа.
2.Развивать умение передавать особенности персонажей в движении, используя мимику, жесты, выразительные движения.
III задание
1. Выучить стихи.
2. Побуждать детей читать стихи, используя
выразительные средства: мимику, голосовые
интонации, динамику, темп с опорой на содержание
текста.
IV задание
Развивать у детей умение выявлять связь текста и музыки.
V задание
Развивать умение сочинять песенную импровизацию на заданный текст, используя выразительно – изобразительные средства музыки.
VI задание
Совершенствовать умение детей сочинять мелодию на заданный текст, передавая в интонациях разное настроение.
Заключение
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.
Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.
Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом.
Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества.
Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1)Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.,1968.
2)Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2/ ред. – сост. В.И.Руденко – М.: 1980
3)Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М., 1967.
4)Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
5)Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 1989.
6)Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
7)Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.
8)Художественное творчество и ребенок. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
9)Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.
10)Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
11)Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2/ ред. – сост. В.И.Руденко – М.: 1980
12)Художественное творчество и ребенок. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
13)Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М., 1967.
14)Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.,1968.
15)Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 1989.
Развитие песенного творчества
Фронтальные занятия
Музыкальные занятия
По подгруппам
Занятия театрального кружка
Праздники
Развлечения
Индивидуальные
Посещение детской школы искусств
Занятия с детьми, нуждающимися в сопровождении
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
Записаться