Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проблемы и перспективы выявления и сопровождения детской одаренности по литературе.. Работа №211411

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В первой главе статьи говорится о том, что одаренные дети могут выглядеть так же, как обычные. Одаренность выявляется благодаря родителям, педагогам, а также благодаря созданию определенных условий, способствующих оптимальному развитию способностей. Вторая глава отведена вопросу способов выявления одаренных детей. Приведены различные виды работ из собственного опыта. В третьей главе приводятся размышления о минусах современной системы образования.

Работа:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов №3» г. Сосногорска

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и перспективы выявления и сопровождения детской одаренности по литературе.

 

 

 

 

 

Осипова Наталья Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Одаренные дети. Их отличие от обычных детей.

Франц Монкс и Ирен Ипенбург в своей книге «Одаренные дети» отмечают, что «одаренный ребенок может выглядеть так же, как обычный, испытывать самые обычные детские эмоции и иметь самые обычные детские желания и потребности». И даже тест интеллекта не может показать одаренности. По мнению авторов книги, «одаренность становится заметной для окружающих только тогда, когда способности ребенка находят свое внешнее выражение. Это возможно лишь в том случае, если среда располагает нужными для реализации одаренности средствами, а люди из ближайшего окружения не создают препятствий для доступа к ним ребенка».

В связи с этим Франц Монкс и Ирен Ипенбург предлагают следующую многофакторную модель одаренности:

Три личностных компонента ( интеллектуальные способности, креативность и мотивация), а также три фактора среды (семья, школа и сверстники) должны оказывать позитивное влияние на ребенка. Только в этом случае возможно проявление и развитие одаренности в форме высоких достижений.

Данная модель показывает, что немаловажная роль для развития способностей ребенка отводится школе и педагогам. Поэтому целями работы учителей с одаренными детьми являются:

выявление одаренных детей;

создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Выявление одаренных детей на уроках литературы. Виды работ. Примеры из собственного опыта.

Как выявить одаренного ребенка на уроках литературы? На мой взгляд, на уроках литературы необходимо как можно больше привлекать ребят к заданиям творческого характера. Так как задания такого типа не только развивают образное мышление и воображение, но и раскрывают потенциал детей, проявляют их скрытые способности и таланты. При этом очень важно дать ребенку свободу для творческой мысли.

С этой целью на уроках литературы практикую разнообразные виды творческих работ:

Создание творческих проектов.

Например, после прочтения и анализа рассказа Е.И. Носова «Лоскутное одеяло» ребятам было предложено создать свое «лоскутное одеяло», т.е., подобно главное героине, описать самые яркие моменты своей жизни, создать свою историю жизненного пути.

Данный вид работы помогает увидеть творчески одаренных детей, обратить на них особое внимание.

Продолжение произведения (придумывание конца).

Ребята придумывают продолжение прочитанного текста или, не дочитывая текст до конца, высказывают предположение своей концовки.

В качестве примера такой работы можно привлечь произведение А. Грина «Зеленая лампа». Ребята читают первую главу рассказа, а затем высказывают свои варианты продолжения истории. Чтение произведения можно заменить слушанием аудиокниги или аудио спектаклем.

Творческое сочинение.

Практикую написание сочинений, погружая детей в удивительный мир музыки. Это может быть даже небольшая по объему работа. Например, анализируя стихотворения о природе, использую концерт А. Вивальди «Времена года». Перед анализом лирического произведения включаю симфонию и прошу ребят записать в тетрадь ассоциации, связанные с прослушиванием музыки. Также можно предложить работу с одновременным использованием средств художественной выразительности, которые записываю на доске. Несомненно, что такой вид работы сильно воздействует на мыслительные процессы детей, их воображение.

Связь литературы и музыки очень сильна. Однажды на мой вопрос о том, зачем мы слушали музыку, один из учеников 6-го класса ответил: «Чтобы пробудить душу». Разве сам ответ не является гениальным?

Конечно, написание сочинения провожу и в традиционной форме. Многие дети настолько сильно увлекаются данным видом работы, что продолжают заниматься дома. Несколько учеников из 6-го класса, с которыми я работаю, заводят специальные тетради, в которые записывают свои сочинения (стихи, прозу). Здесь очень важно напоминать ребенку, чтобы он продолжал творить. Я постоянно интересуюсь, появились ли какие- либо новые записи, прочитываю их, даю советы.

Нужно отметить, что есть такие «звездочки» из 11-го класса, которые, начиная с 5-го класса, продолжают писать до сих пор. Моя ученица Назарчук Вера неоднократно участвует в конкурсах сочинений республиканского и международного уровней и достигает хороших успехов. В 2014-2015 учебном году она стала призером Республиканского конкурса, посвященного 70-летию Победы в ВОВ в номинации «Литературное творчество», а также получила 2-е место в конкурсе эссе 3-го Международного творческого марафона «Золотая осень».

Выразительное чтение стихотворений.

Одаренность ребенка проявляется и в выразительном чтении стихотворений. В шестом классе практикую чтение по ролям. Ребятам нравится чувствовать себя в роли маленьких актеров. Некоторые даже просят дополнительные задания, настолько интересна им такая работа. Также вовлекаю учеников в конкурсы. В 2014-2015 учебном году Краснова Юлия, ученица 10 класса, получила диплом третьей степени в конкурсе чтецов, посвященном творчеству М.Ю. Лермонтова (город Ухта).

Иллюстрирование произведений.

(Иллюстрации к произведению Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»)

Детям также нравится создавать свои небольшие книжки, стихи и рассказы, сопровождающиеся иллюстрациями.

Составление проблемных вопросов.

Важную роль отвожу составлению детьми проблемных вопросов. Здесь можно совместить пересказ и данный вид работы. Например, один из учеников у доски пересказывает прочитанное произведение, после чего остальным детям предоставляется возможность задать ему вопросы, которые они подготовили дома.

Позвольте ребенку

«

распахнуть крылья и взлететь

»

!

Возвращаясь к замечательной книге Франца Монкса и Ирены Ипенбург «Одаренные дети», хотелось бы процитировать следующие слова, которые, на мой взгляд, должен взять на вооружение каждый учитель: «…развитие происходит не само по себе, а на него в значительной степени влияет внешняя стимуляция… Для развития нужен не просто разовый опыт, а обширный и разнообразный опыт вовлечения в деятельность определенного типа…Формы искусства могут вдохновлять и мотивировать детей…Важно не ограничивать креативность и предоставлять детям свободу, чтобы они могли ею пользоваться».

Действительно, нельзя не согласиться с мнением авторов книги «Одаренные дети». Исходя из собственного опыта, признаюсь, что иногда выхожу за рамки школьной программы, потому что творчески одаренному ребенку нужно позволить «распахнуть крылья и взлететь».

К сожалению, сочинение в форме ЕГЭ некоторых ребят приводит в ужас, потому что их пытаются загнать в определенные рамки. Одна из моих выпускниц 11 класса воскликнула: «Мне тесно! Меня загоняют в рамки. С меня требуют писать по клише». Стоит задуматься: «Что мы делаем? Зачем пытаемся свести оригинальность мышления к определенным стандартам? Не срезаем ли мы цветок, не дав ему распуститься?»

Свою работу мне хотелось бы завершить сочинением Назарчук Веры, ученицы 11-го класса:

«Сегодня утром я вышла на балкон и, обозрев все вокруг, была поражена красотой увиденного. Осень уже второй месяц хозяйничала в моём городе…Все улицы напоминали разноцветный ковер, вытканный самой природой. Деревья переливались золотисто-красной листвой, земля была усыпана опавшими ярко-оранжевыми листьями. И мне так безумно захотелось прогуляться, вдохнуть полной грудью свежесть осеннего воздуха, полюбоваться этими великолепными пейзажами.

Выйдя на улицу, я сразу почувствовала приятный запах сырой от дождя земли, пряных листьев и дивного осеннего леса, находящегося неподалеку от города. Лёгкий ветерок напоминал морской бриз, наполненный свежестью и стремящийся передать спокойное и умиротворенное состояние окружающей нас природы. Казалось, что если прислушаться, то можно услышать великолепную симфонию звуков, которую осень, подобно музыканту, изливает на землю. И от музыки этой, казалось, кружится голова.

Птицы, улетающие на зимовку в дальние южные края, делают круг над родными просторами и громко кричат. Особенно впечатляет курлыканье улетающих журавлей, нежно ласкающее слух и долго звучащее в памяти.

Медленно иду по аллее, шаркаю по-хозяйски ногами по листве, снова и снова вдыхая ароматы осени. Я наслаждаюсь тем, что вижу и ощущаю вокруг себя: буйство красок, запахов и звуков, пробуждающих во мне желание бродить и любоваться этими красотами вечно. Как же красива и прекрасна осенняя пора!

Но вот уже появляются первые прохожие. Улыбающиеся дети спешат на уроки в школу, торопливо идут по длинной парковой аллее. Маленькая девочка лет пяти набрала огромный ворох кленовых листьев и подкинула высоко-высоко, а сама осталась стоять на месте, с детским восторгом и любопытством созерцая красоту этого листопада на фоне ярко-голубого неба.

И невольно начинаешь вспоминать:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Этот шедевр А. С. Пушкина так близок и понятен мне: гимн уходящей осени, восхищение и умиротворённость картиной осенних пейзажей. Сколько любви выражено в строках великого поэта! Любви, которая не может оставить равнодушным никого из нас. Любви, невидимой нитью передающейся каждому, вдохнувшему глоток осеннего дня…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

И.Ф. Харламов «Педагогика в вопросах и ответах»: Учеб. Пособие. – М: Гардарики, 2001. – 256 с.

М.И.Еникеев «Общая и социальная психология»: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 624 с.

http://mybook.ru/author/franc-monks/odarennye-deti/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×