Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Процесс социального прогнозирования в социальной работе. Работа №316255

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Социальное прогнозирование -это предвидение тенденций и перспектив  возможного развития социальных систем, объектоа, общественных явлений, процессов.Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Прогнозирования - есть форма предвидения, выражающаяся в целепологании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Социальное прогнозирование представляет собой одно из проявлений целленаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем.Оно применяется также при подготовке  социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений,которые раннее не нуждались в детальной проработке и управлении.Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике, анализ предпрогнозного фона,определении цели и задач,выдвижение гипотез,выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом.

Работа:

Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Разработка соц. прогноза является спец. научным исследованием конкретных перспектив развития какого-либо явления. Ценность прогнозирования в том, что составленный прогноз может указать отрицательные варианты развития того или иного соц. объекта. Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения. Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы. Примеры прогнозирования в соц. работе:-уровень безнадзорности среди несовершеннолетних в ближайшие 5 лет;-уровень жизни пенсионеров на год;-уровень преступности, рождаемости, самоубийств, миграции и т.д. Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы. В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);- дальнесрочные (свыше 15 лет). Соц. прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем. Социальное прогнозирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.  Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;- как действительно может протекать развитие;- каков механизм преодоления негативных тенденций. Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений. К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести: а) глубину и объективность анализа; б) знание конкретных условий; в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов. Способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы. Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого. Экстраполяционный метод отличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования. Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных. Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом. При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:- факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;- особенности, специфика развития наиболее важных составных;- наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность. Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении. Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:- определяется круг экспертов;- выявляются проблемы;- намечается план и время действий;- разрабатываются критерии для экспертных оценок;- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×