Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской работы с детьми. Работа №219270

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Исследовательская  компетентность – основной компонент профессиональной компетентности учителя новой формации.

Исследовательская компетентность является педагогическим достоинством. Она предполагает наличие у преподавателя ценностного отношения к исследовательской деятельности. Исследовательская компетентность педагога проявляется в его теоретической грамотности, в том, как педагог владеет методами психолого-педагогического исследования, как он умеет статистически обрабатывать полученные эмпирические данные, формулировать выводы, представлять результаты исследования. В исследовательской компетентности педагога интегрируются его познавательные и творчески-преобразующие способности. В самой природе исследовательской компетентности заложен потенциал профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, причём исследовательская компетентность педагога проявляется в самореализации и постижении смысла исследовательской деятельности.  Таким образом, педагог должен быть способным решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда.

Общаясь, учитель учится вместе с учеником. Именно в процессе практики и происходит повышение профессиональной компетентности педагога. Работая совместно, учитель повышает свой профессионализм, а ученик нарабатывает навыки исследовательской культуры. Учитель вдохновляет – организует – направляет. Такой развивающийся учитель интересен не только своим детям, но и самому себе.

Работа:
Козлова Е.В.
МБОУ Никифоровская СОШ №2
elenakozlova1969@yandex.ru
Кузнецова Г.Е.
МБОУ Никифоровская СОШ №2
Galja-kuznecova@yandex.ru
Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской работы с детьми
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать…
В. В. Путин
Современный учитель решает сложнейшую задачу государственной важности - готовит специалистов нового типа, которые должны уметь самостоятельно решать проблемы, совместно действовать в команде, правильно ставить цели и эффективно достигать их, быть инициативными, обязательными, коммуникабельнми, стремиться к повышению уровня образования и нести личную ответственность. Учитель, воспитывающий новое молодое поколение, должен быть: автором инновационных проектов в обучении и воспитании, технологом, организующим образовательный процесс на основе личностно-ориентированных технологий, менеджером образовательного процесса, консультирующим самостоятельную деятельность учащихся по приобретению знаний, в результате которой формируются компетенции, исследователем, владеющим навыками диагностики и мониторинга, передающим свои знания и опыт исследовательской деятельности учащимся.
Исследовательская компетентность – основной компонент профессиональной компетентности учителя новой формации. Она позволяет педагогу всегда идти в ногу со временем, выполняя государственный и социальный заказ на подготовку специалистов, стремящихся к вершинам жизненного успеха.
Исследовательская компетентность является педагогическим достоинством. Она предполагает наличие у преподавателя ценностного отношения к исследовательской деятельности. Исследовательская компетентность педагога проявляется в его теоретической грамотности, в том, как педагог владеет методами психолого-педагогического исследования, как он умеет статистически обрабатывать полученные эмпирические данные, формулировать выводы, представлять результаты исследования. В исследовательской компетентности педагога интегрируются его познавательные и творчески-преобразующие способности. В самой природе исследовательской компетентности заложен потенциал профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, причём исследовательская компетентность педагога проявляется в самореализации и постижении смысла исследовательской деятельности. Таким образом, педагог должен быть способным решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия и операции должны входить в состав профессиональных умений педагога. [2, с.121-123]
Для определения уровня сформированности исследовательской компетентности педагогов нашей школы было проведено анкетирование по следующим показателям: знание и применение принципов исследования; умение четко формулировать суть проблемы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи, спланировать эксперимент; владение методами исследования; умение самостоятельно разработать анкету; умение использовать теорию и практику; умение проводить рефлексию; умение организовать исследовательскую деятельность школьников; умение дискутировать; умение анализировать данные эксперимента с использованием методов математической статистики и компьютерных технологий; умение подготовить выступление; умение оценивать результаты исследования. (рис.1)
Рис.1
Результаты показали, что 38% педагогов имеют обязательный, 23% -продвинутый, 39% - творческий уровень исследовательской компетентности.
Для совершенствования и развития аналитических, рефлексивных, мониторинговых, проектировочных, прогностических умений педагогов обязательного и продвинутого уровней систематически проводятся обучающие теоретические и практические семинары, мастер-классы. В результате с каждым годом расширяется круг педагогов, увлечённых исследовательской работой.
Какое исследование может проводить ученик под умелым руководством педагога?
Во-первых, это работа с портфолио достижений учащихся. Как совершенствуется результативность участия ребенка в конкурсах и олимпиадах? Каково качество конкурсного материала и уровень участия (районный, областной, всероссийский, международный)? Это хороший аналитический материал не только для ученика, но и для классного руководителя, учителя-предметника, родителей. Ребята не просто пополняют свое портфолио, но, анализируя, проводят сравнение по годам, выясняют, что нужно для того, чтобы повысить результативность, к каким новым открытиям привело участие в том или ином конкурсе.
В рамках ФГОС все ученики имеют портфолио достижений, которое регулярно пополняется. В нашей школе ежегодно проводится конкурс портфолио среди учащихся десятых классов, победители которого становятся участниками муниципального конкурса Ученик года, где занимают призовые места. С 2016 года обучающиеся 8 – 10 классов принимают участие в конкурсе портфолио на соискание стипендии Управляющего совета. В 2015 году был утверждён грант главы района одарённым детям. Восемь учащихся нашей школы стали его обладателями. На протяжении двух лет школьники нашего образовательного учреждения участвуют в конкурсе портфолио на получения гранта администрации Тамбовской области для обучающихся общеобразовательных учреждений. Кроме того, есть опыт участия в конкурсах портфолио Всероссийского уровня. Ученица 11 класса с портфолио Сотворение заняла I место. По результатам конкурса РГО (Российского географического общества) наши ученики были награждены путёвками в МДЦ Артек. (2016г., 2017г.)
Во-вторых, написание разного рода исследовательских работ: реферат в младшем и среднем звене, проекты и большие исследовательские работы на старшей ступени обучения. В МБОУ Никифоровская СОШ №2 функционирует НОУ Эврика, которое организует и проводит в школе. научно-практические конференции на всех ступенях обучения. Лучшие работы обучающиеся представляют на конкурсах, фестивалях, научно-практичеких конференциях различного уровня, таких как Юный исследователь, Первые шаги в науку, Путь в науку, Грани творчества, Моя земля, мои земляки, Хоровод традиций и др., где становятся победителями и призёрами.
Общаясь, учитель учится вместе с учеником. Именно в процессе практики и происходит повышение профессиональной компетентности педагога. Работая совместно, учитель повышает свой профессионализм, а ученик нарабатывает навыки исследовательской культуры. Учитель вдохновляет – организует – направляет. Такой развивающийся учитель интересен не только своим детям, но и самому себе. [1, с.21]
Список литературы
1. Лицман Г.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально - квалификационного роста учителя: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург. 2000. 211с.
2. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С.143.
3. Cтефановская Т.А. Педагогическое исследование: теория и практика: учеб. пособ. для студ, препод. аспир. М: Совершенство, 1998. 368с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×