Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью в рамках коррекционного обучения.. Автор: Мальцева Оксана Павловна

Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями,  является органической частью воспитательной работы школы для обучающихся с ОВЗ. Этот процесс предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

 

Правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учащихся с ОВЗ необходимо научить реально, представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников школы весьма сложной и трудной задачей. Поэтому ведущими направлениями при организации профориентационной работы в школе является профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки.

Профориентационная работа в условиях школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. 


Автор: Мальцева Оксана Павловна
Работа:
Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью в рамках коррекционного обучения.
Профессиональная ориентация школьников, являясь процессом непрерывным, осуществляется целенаправленно на всех этапах формирования профессионального самоопределения. Условно их можно обозначить следующим образом:
Пропедевтический (начальная школа) - формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, формирование интереса к профессиям родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее массовым профессиям, основанного на практической включенности учащегося в различные виды познавательной, общественно полезной трудовой деятельности.
Поисково-зондирующий (5 - 7 классы) - формирование у школьников профессиональной направленности, когда ими осознаются интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии, определением места в обществе.
Период формирования профессионального самосознания (8 - 9 классы), то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.
Период уточнения социально-профессионального статуса (10 - 12 классы с углубленной спецподготовкой) - формирование знаний, умений в определенной сфере трудовой деятельности, приобщение к нормам и ценностям трудового производственного коллектива.
Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, является органической частью воспитательной работы школы для обучающихся с ОВЗ. Этот процесс предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.
Неотъемлемым условием успешного профессионального самоопределения школьника является наличие у него профессионально важных качеств. Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психические, психомоторные и физические свойства, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению этой профессией.
Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение подростков должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.
Правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учащихся с ОВЗ необходимо научить реально, представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников школы весьма сложной и трудной задачей. Поэтому ведущими направлениями при организации профориентационной работы в школе является профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки.
В данной части работы перед педагогами-психологами ставились следующие задачи: изучение специфики профессиональных предпочтений у обучающихся с ОВЗ, сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся 8 - 9 классов.
Для работы по означенному направлению была составлена специальная программа, состоящая помимо изучения самооценки, саморегуляции, уровня интеллектуального развития, трудовых навыков, индивидуальных бесед, из двух диагностических методик - опросника профессиональных интересов и анкеты "Хочу. Могу".
Известно, что интерес к определенному объекту или действию является сильным побудителем личности к активной деятельности, способствует качественному усвоению знаний, компенсации и коррекции отклонений в развитии, стимулирует работоспособность, помогает приобретать знания и умения, необходимые для получения образования и овладения допустимыми профессиями.
Психодиагностический комплекс был направлен на многоаспектное исследование особенностей профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ старшеклассников и включал три блока.
Первый блок - компонент хочу - был представлен жизненными планами, желаниями, ценностными ориентациями, характеризующими направленность личности.
Второй блок - компонент могу - потенциальными возможностями, склонностями, способностями, личностными и физическими свойствами индивида.
Третий блок - компонент надо - характеризовался нормами, требованиями, предъявляемыми к самоопределяющейся личности со стороны общества, коллектива.
Для исследования компонента хочу применялись методики Ценностные ориентации М. Рокича и Профессиональные намерения (J1.M. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович), адаптированные для учащихся коррекционных школ VIII вида Е.В. Муравьёвой и Е.Ю. Фирсовой.
При изучении компонента могу были использованы психологические методики:
Сравнение понятий, Исключение понятий, Обобщение понятий, Установление простых аналогий, Работа с анаграммами, Вписывание в слова недостающих букв, Заполнение пропущенных в тексте слов;
Методика диагностики типа школьной мотивации (Е. Лускановой);
Методика Ваша самооценка (Г.Н. Казанцева); ориентационная анкета Б. Басса;
Методика Профессиональные намерения, Неоконченные предложения
психолого-педагогическое наблюдение.
Изучение документации о положении на рынке труда данного региона и приоритетных профессиях рабочих и служащих для инвалидов раскрывало содержание компонента надо.
Для изучения уровня готовности были выбраны следующие параметры:
Уровень сформирированности знаний и представлений о будущей профессии.
Уровень сформированности знаний своих особенностей, возможностей и соответствие их требованиям выбранной профессии.
Устойчивость профессионального выбора.
Факторы выбора профессии.
В ходе диагностики были получены следующие результаты.
Изучение компонента хочу показало, что учащиеся имеют разные жизненные планы и профессиональные намерения, которые во многом связаны с профессионально-трудовым обучением в условиях школы.
Результаты исследования показали, что 40% учащихся по окончании школы планируют работать на производстве, 40% - продолжить учёбу, 20% - не знают, чем будут заниматься. При выборе решения они ориентировались в основном на получение высокой зарплаты (50%), интересной и содержательной работы (40%), принесение пользы обществу (10%).
Половина (50%) обучающихся предпочитают трудиться с товарищем, столько же 50% - с родителями или близкими родственниками.
Изучение компонента могу профессионального самоопределения включало несколько направлений: изучение особенностей мыслительной деятельности; изучение школьной мотивации; изучение личностной активности; изучение знаний о выбранной профессии.
Исследование операционной стороны мыслительной деятельности показало, что средний показатель всех уровней формирования операционной стороны мышления - ниже среднего. Учащимся старших классов наиболее доступны операции исключения и классификации понятий; менее - операция обобщения, трудности вызывает у них операция сравнения.
Результаты исследования учебной мотивации показали её средний уровень. Качественный анализ выявил: 30% испытуемых стремятся добросовестно и ответственно выполнять предъявляемые требования, 33,3% - достаточно успешны в обучении, 23,3% респондентов привлекает внеучебная деятельность, 10% - неохотно посещают занятия, 3,3% негативно относятся к школе. Учащиеся положительно относятся к школе, их привлекает внешкольная и достаточно успешная учебная деятельность. У них выражено стремление, быть образованными людьми, есть осознание необходимости обучения для успешного будущего. Большое влияние оказывает значимость и одобрение учебной деятельности родителями, одноклассниками, педагогами. Но большинство (57%) учатся прежде всего ради похвалы, признания и поощрения. Преобладающие типы школьной мотивации: мотив социального одобрения родителями, мотив социального одобрения (признание успехов со стороны других людей, ради похвалы, признания, поощрения).
Особенности личности обучающихся: у 60% заниженная самооценка. 43,3% учащихся имеют направленность на общение, треть (30%) ориентированы на собственное вознаграждение и удовлетворение, 26,6% обучающихся имеют направленность на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, сотрудничество, выполнении работы как можно лучше.
При исследовании компонента надо мы изучали данные Центра занятости населения. Результаты сравнительной обработки информационных данных о положении на рынке труда города, региона и перечня приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Выбор рабочих профессий соответствует предлагаемым вакансиям, а вот желание работать воспитателем, учителем, поваром, кондитером, директором предприятия, милиционером не соответствует уровню развития и образования выпускников школы для обучающихся с ОВЗ, отражает неадекватное представление о своих возможностях.
Результаты психологического изучения профессионального самоопределения старшеклассников показали следующее:
- выбор профессии определяется направленностью школьного трудового обучения (штукатур, швея, рабочий по обслуживанию), примером родных и знакомых (продавец, водитель);
- выпускники предпочитают групповую форму деятельности и желают трудиться с родственниками или товарищами;
- мотивационная направленность деятельности вызвана осознанием необходимости обучения для успешного будущего, большое значение имеет одобрение;
- семья и школа влияют на понимание обучения как социальной необходимости, поэтому выбор профессии осуществляется под влиянием педагогов и родителей;
- одобрение одноклассников влияет на формирование коллективистских мотивов деятельности, мотивацию достижения и самореализации;
- мыслительная деятельность (как основной дефект) характеризуется наглядно-образным или начальным этапом формирования вербально - логического мышления и существенно влияет на личностное развитие школьников с ОВЗ в данном возрасте.
Основой компенсаторных механизмов являются динамические процессы;
- формированию субъективной активности личности в большой мере способствует регулятивная функция речи и волевой сферы;
- самооценка личности занижена и затруднена в связи со сложностью выделения нового в информации, трудностями вербального характера;
- у некоторых обучающихся выявлено неадекватное представление себя в будущем (милиционер, водитель, учитель и т.п.);
- несформированность механизма дифференциации проявляется в нестабильности жизненных ценностей и профессиональных намерений;
- рынок труда предоставляет минимальный выбор вакансий для трудоустройства лиц с ОВЗ.
Эти результаты позволили определить основные направления и содержание программы формирования профессионального самоопределения личности умственно отсталого старшеклассника. После проведенной профориентационной работы и коррекции профпланов, они остались несформированными только у 6% выпускников. Одна из трудностей приспособления выпускников школы к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. В конечном итоге важно, чтобы уровень притязаний соответствовал реальным возможностям, чтобы интерес к выбранной профессии был стойким, осознанным и обоснованным. Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства обучающихся. Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка. При проектировании профессионального выбора выпускников школы основная работа проводиться с родителями учащихся. Но из-за того, что часто родители, отрицательно относятся к школе, данная работа не охватывает всех родителей учащихся.
Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Анализ, полученных при беседе с выпускниками школы данных позволяет убедиться, что основным источником информации о профессиях являются родители, друзья, школа занимает ведущее место в информировании учащихся о профессиях. Проблема трудоустройства выпускников школы имеет большое социальное значение. В каждом конкретном случае решение вопроса зависит не только от степени и качественного своеобразия интеллектуального дефекта, но и от того, насколько правильно родители выбрали специальность для ребенка.
В результате работы с учащимися установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние профессии родителей, материальные возможности семей. Неадекватность профессиональных предпочтений тем существеннее, чем больше нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Выпускники школы для обучающихся с ОВЗ, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
Работа по изучение профессиональных возможностей учащихся, формирование положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе, расширение путей профпропаганды и профагитации, проведение коррекционно-развивающих занятий с установкой на воспитание у учащихся адекватной оценки своих способностей, разработка содержания профессиональной консультации учащихся с ОВЗ, то есть четко Профориентационная работа в условиях школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. Полученные данные могут стать мерилом взаимообусловливающих и взаимодействующих условий, способствующих формированию выбора адекватной профессии.
Спланированная, целостная система профориентации на протяжении всего периода работы с обучающимися с ОВЗ дала стабильные положительные результат.
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x