Программа саморазвития «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе в процессе свободной деятельности детей.». Автор: Привалова Ольга Алексеевна

Проблема связной речи ,через приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе,является одной из актуальных тем.


Автор: Привалова Ольга Алексеевна
Работа:

 

 

Программа саморазвития по теме:

«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе в процессе свободной деятельности детей.»

Возраст обучающихся 3-5 лет

Автор-составитель:

Привалова О.А

Содержание

1.​ Пояснительная записка ………………………………………....... 3 – 9

2.​ Учебно-тематический план ………………………………………. 10 – 13

3.​ Содержание программы …………………………………………. 13 – 29

4.​ Список литературы ……………………………………………….. 30 – 33

5.​ Приложение………………………………………………………... 34 – 43

Пояснительная записка

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

Актуальность.

Проблема связной речи через приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

      Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – связная речь как обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохини др.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.

В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные  непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но,  к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Цель программы: Формирование развития связной речи, интереса в чтении у детей дошкольного возраста через приобщение к художественной деятельности

Задачи программы:

Образовательные:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы связной речи.

2. Обучать последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

4. Прививать интерес к положительным героям произведений.

5.Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном,  проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: связную речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Методическое обеспечение

Приемы:

Словесные:

​ Беседы;

​ Игры-беседы;

​ Рассказ;

​ Чтение художественной литературы;

​ Использование игровых ситуаций;

​ Игры - беседы с персонажами сказок;

​ Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

​ Кукольные спектакли;

​ Игры – драматизации;

​ Игры – инсценировки;

​ Игры – забавы;

​ Подвижные игры;

​ Пальчиковые игры;

​ Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

​ Моделирование и анализ заданных ситуаций;

​ Рисование;

​ Лепка.

Формы организации:

​ Занятие по художественной литературе по подгруппам;

​ Индивидуальная работа с ребенком;

​ Коллективные работы;

​ Тематические занятия;

​ Пальчиковая гимнастика;

​ Дидактические игры;

​ Физкультминутки;

​ Драматизация.

Работа с

мнемо-таблицами

Работа с песком

  Технические средства обучения:

1. Магнитофон;

2.Рекомендации для педагогов и родителей

3.Практические материалы:ИКТ,газеты, выставки.

       В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по восприятию связной речи с использованием художественной литературы, а именно:

​ На целенаправленное развитие внимания, памяти;

​ На запоминание героев произведений;

​ На развитие связной речи, мышления.

Наглядно – образный материал

1.​ Иллюстрации и репродукции;

2.​ Наглядно - дидактический материал;

3.​ Игровые атрибуты;

4.​ «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);

5.​ Стихи, загадки;

6.​ Открытки для рассматривания.

7.Презентации

8.Мнемо-таблицы

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3.Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Моделирование - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.

7.Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.

Традиционно в методике развития связной речи принято выделять две формы работы с книгой: чтение и рассказывание.

Структура программы: Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 год, по 1 занятию в неделю. Форма занятия – групповая. Всего 96 занятий, длительностью в зависимости от возраста. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 мин., для детей от 4 до 5 лет – не более 20 мин., Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы ребёнок должен уметь:

​ Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)

​ Запоминать считалки, скороговорки, загадки;

​ Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

​ Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

​ Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

​ Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;

​ Воспроизводить содержание произведения;

​ Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;

​ Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.).

​ Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки;

​ С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

​  Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.

​  Уметь отвечать на поставленные вопросы.

​  Уметь отличить стихотворение от загадки.

Способы проверки результативности работы:

В период реализации программы предполагаются следующие виды проверки:

​ Беседа, наблюдение.

​ Практическое занятие.

​ Драматизация, инсценировка сказок.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Темы

Количество часов

 

 

Всего

Теория

Практика

I.

Ознакомление с малыми фольклорными формами (потешки, загадки, скороговорки)

8

2.5

5.5

1.1

Знакомство с жанром «потешка». Запоминание потешек – «Котик», «Петушок», «Водичка».

1.5

0.5

1

1.2

Запоминание и рассказывание потешки – «Расти коса до пояса»; отгадывание описательных загадок.

1.5

0.5

1

1.3

Знакомство и запоминание потешки-заклички – «Ты мороз-мороз», поговорки о зиме.

1.5

0.5

1

1.4

Запоминание и рассказывание потешки-заклички – «Солнышко-вёдрышко», поговорки – «Вода с гор потекла – весну принесла».

1.5

0.5

1

1.5

Чтение и запоминание потешки «Кисонька-Мурысонька».

2

0.5

1.5

 

Формы контроля

 

 

 

 

Игра – викторина «Русские народные сказки, пословицы и загадки».

Познавательная игра «Подскажи словечко».

 

 

 

II.

Чтение и рассказывание русских народных сказок

44

11

33

2.1

Рассказывание русской народной сказки «Репка».

2

0.5

1.5

2.2

Рассказывание сказки «Колобок».

3

0.5

2.5

2.3

Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2

0.5

1.5

2.4

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

2

0.5

1.5

2.5

Рассказывание сказки Л.Н.Толстого «Три медведя».

2

0.5

1.5

2.6

Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух».

2

1

1

2.7

Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк».

2

0.5

1.5

2.8

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

2

0.5

1.5

2.9

Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

2

0.5

1.5

2.10

Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

2

0.5

1.5

2.11.

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Драматизация сказки.

3

0.5

2.5

2.12

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

2

0.5

1.5

2.13

Рассказывание русской народной сказки «Гуси - лебеди».

2

0.5

1.5

2.14

Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

2

0.5

1.5

2.15

Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

0.5

1.5

2.16

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк в обработке О.Капицы».

2

0.5

1.5

2.17

Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак».

2

0.5

1.5

2.18

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да

масленый».

2

0.5

1.5

2.19

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

2

0.5

1.5

2.20

Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка».

2

0.5

1.5

2.21

Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

2

0.5

1.5

 

Формы контроля

 

 

 

 

Инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Драматизации русской народной сказки в стихах на новый лад «Колобок». 

«Путешествие в мир сказок» (викторина).

 

 

 

III.

Чтение сказок и рассказов советских писателей.

20

5

15

3.1

Чтение сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш"

2

0.5

1.5

3.2

Рассказывание сказки К.Чуковского

«Цыпленок».

2

0.5

1.5

3.3

Чтение сказки в стихах «Мой додыр»

К.Чуковского.

2

0.5

1.5

3.4

Чтение рассказа М.Пришвина «Еж».

2

0.5

1.5

3.5.

Чтение рассказа Д.Мамин – Сибиряк «Зима в лесу».

2

0.5

1.5

3.6

Чтение рассказа В.Бианки «Лис и мышонок».

2

0.5

1.5

3.7

Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

2

0.5

1.5

3.8

Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца – длинные уши…».

2

0.5

1.5

3.9

Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на ёлке».

2

0.5

1.5

3.10

Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы».

2

0.5

1.5

 

Формы контроля

 

 

 

 

«Поляна сказок» — викторина по сказкам советских писателей.

Игровая программа: «В мире добрых рассказов и сказок».

 

 

 

IV.

Чтение и рассказывание стихотворений

24

6

18

4.1

Повторение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки».

2

0.5

1.5

4.2

Чтение стихотворений о животных (Г.Бойко «О петушке», В.Волина «О зайчике»).

2

0.5

1.5

4.3

Заучивание стихотворения В.Мирович «Листопад».

2

0.5

1.5

4.4

Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?».

2

0.5

1.5

4.5

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Прилетайте».

2

0.5

1.5

4.6

Заучивание стихотворения

А. Прокофьева « Метель».

2

0.5

1.5

4.7

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «С Новым годом!».

Рассказывание из личного опыта на тему«Новогодние праздники».

2

0.5

1.5

4.8

Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама».

2

0.5

1.5

4.9

Заучивание стихотворения М.Клоковой «Зима прошла».

2

0.5

1.5

4.10

Чтение стихотворений А.Крылова «Неприятный случай», «Как лечили петуха».

2

0.5

1.5

4.11

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».

2

0.5

1.5

4.12

Заучивание стихотворения З.Александрова «Подснежник».

2

0.5

1.5

 

Формы контроля

 

 

 

 

Игровая программа «А я знаю наизусть».

Конкурсно - игровая программа - «Стихотворные минутки» - «Минута славы».

Инсценировка стихотворении А.Барто из цикла «Игрушки».

 

 

 

Итого:

 

96

24.5

71.5

Содержание программы.

I. Ознакомление с малыми фольклорными формами (потешки, загадки, скороговорки) (4 ч.)

1.1. Знакомство с жанром «потешка». Запоминание потешек – «Котик», «Петушок», «Водичка».

Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять потешки: «Петушок», «Водичка».

Практическая работа: Игровая деятельность, пение, заучивания потешек.

Задачи: Учить отгадывать загадки в процессе игровой деятельности, находить с помощью разгадывания загадок главных персонажей занятий – котика, петушка, коровы, козлика, использовать пение потешек «Петушок», «Водичка» во время игры, чтобы помочь лучшему запоминанию и заучиванию данных потешек.

1.2. Запоминание и рассказывание потешки – «Расти коса до пояса»; отгадывание описательных загадок».

Продолжать знакомить детей с жанром - потешка, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса, до пояса», познакомить с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, находить соответствующие отгадкам картинки.

Практическая работа: Игровая деятельность, пение, заучивания потешкиЗадачи: Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре «У медведя во бору», воспитывать интерес к устному народному творчеству.

1.3. Знакомство и запоминание потешки-заклички – «Ты мороз-мороз», поговорки о зиме».

Познакомить детей со значением и содержанием потешки-заклички, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты, мороз-мороз...», объяснить предназначение считалки.

Практическая работа: Игровая деятельность (игра «Ловишка»), пение.

Задачи: Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста потешки в процессе исполнения песни Морозу, учить выбирать ведущего в игре с помощью считалки, помочь запомнить поговорку – «Береги нос в большой мороз».

1.4. Запоминание и рассказывание потешки -заклички – «Солнышко-вёдрышко», поговорки – «Вода с гор потекла – весну принесла»».Знакомство с жанром – «скороговорка».

Знакомить детей с жанром скороговорки, научить чётко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-ведрышко», помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла — весну принесла», упражнять в использовании считалок в подвижной игре, упражнять в отгадывании загадок.

Практическая работа: Наблюдение за весенней погодой, игровая деятельность, пение, вождение хоровода, игра - «Кто меня догонит».

Задачи: Учить определять сезонные изменения в природе; формировать интерес к устному народному творчеству через пение, игру; развивать физическую активность.

1.5. Чтение и запоминание потешки «Кисонька-Мурысонька».

Помочь детям понять содержание  потешки, учить рассказывать потешку вместе с  воспитателем, учить    детей    отвечать на вопросы, развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, вызвать у детей радость от прослушивания знакомых стихов и желание активно договаривать слова и фразы, воспитывать умение слушать друг друга,воспитывать любовь к народным фольклорным песенкам и стихам.

Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра – «Котик», лепка, разыгрывание потешки.

Задачи: Прививать умение разыгрывать сюжетные стихи в лицах, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи, развивать у детей зрительную, слуховую память, монологическую речь, закрепить умение лепить из пластилина путем скатывания его между ладонями.

II. Чтение и рассказывание русских народных сказок

2.1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».

Развивать творческую активность, артистическую способность, развивать двигательное моделирование, учить пересказывать и  обыгрывать русскую народную сказку «Репка»   с помощью условных заместителей персонажей, закреплять умение детей  отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания, закрепить знания о геометрических фигурах.  

Практическая работа: Рисование на песке, моделирование, игровая деятельность, пальчиковый театр.

Задачи: Формировать у детей знания о последовательности действий персонажей сказки с помощью модели, выделять и называть характерные признаки персонажей, воспитывать связную речь.

2.2​ . Рассказывание сказки «Колобок».

Формировать умения эмоционально и активно воспринимать сказку, учить детей эмоционально и активно отвечать на вопросы, участвовать в игре-драматизации, совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.

Практическая работа: Моделирование, игра, лепка.,рисование на песке.

Задачи: Развивать умение играть по ролям, развивать творческую инициативу, продолжать обучать раскатывать ком круговыми движениями между ладонями и о стол, развивать связную речь детей.

2.3. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Воспитывать умение слушать, следить за развитием действия, формировать способность эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Практическая работа: Рисование, моделирование, творческая игра по сказке, мнемо-таблицы

Задачи: запоминать сюжет сказки с помощью метода моделирования, учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать самостоятельность и творчество при выполнении  упражнений, развивать диалогическую форму связной речи и интонационную выразительность, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, имитировать характерные действия героев, передавать их эмоциональное состояние.

2.4. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Учить детей слушать сказку не отвлекаясь, составлять небольшой описательный рассказ, формировать умение эмоционально воспринимать сказку, развивать связную речь, интонационную выразительность, воспитывать у детей желание помогать друзьям, любить животных, сопереживать и сочувствовать.

Практическая работа: Инсценировка (разыгрывание эпизода сказки).

Задачи: Учить поддерживать беседу, задавать вопросы и правильно (по форме и содержанию) отвечать на них, формировать у детей интерес к играм – драматизациям; развивать внимание, память, логическое мышление; продолжать совершенствовать диалогическую связную речь детей.

2.5. Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя».

Учить детей внимательно слушать сказку, сопереживать героям; воспитывать интонационную выразительность речи; учить правильно называть качества предметов, развивать внимание, воображение и связную речь детей.

Практическая работа: Повторение стихотворений о мишке («Я рубашку сшила мишке..», «Мишка косолапый», «Уронили мишку на пол…»), моделирование, рисование героев сказки с помощью трафаретов, инсценировка с помощью игрушек.

Задачи: Закрепить ранее выученные стихотворения о мишке, моделировать сказку из геометрических фигур, рисовать героев сказки с помощью трафаретов (круг), обучать участвовать в инсценировке.

2.6. Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Познакомить детей со сказкой, помочь понять замысел сказки (в столкновении добра со злом добро побеждает благодаря дружбе и взаимопомощи), помочь охарактеризовать персонажей, запомнить отдельные слова и образные выражения из текста сказки, учить с помощью интонации передавать характеристики персонажей, упражнять в словообразовании.

Практическая работа: Рисование, выполнение интонационных упражнений, заучивание текста сказки.

Задачи: Учить повторять слова текста из сказки, учить обводить модели по образцу и дорисовывать недостающие детали, развивать речь, внимание, память, мышление.

2.7. Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк».

Продолжать обучению детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание сказки, сопереживать ее героям, совершенствовать диалогическую речь детей, учить поддерживать беседу, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.

Практическая работа: Составление высказываний по сюжету сказки, сюжетно - ролевые игры.

Задачи: Учить петь интонационно изменяя голос, продолжать учить детей играть по ролям, совершенствовать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, активно употреблять в своей речи слова-антонимы (добрый - злой, умный - глупый, толстый - тоненький), совершенствовать связную речь.

2.8.​ Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их, учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки «Кот, петух и лиса».

Практическая работа: Отгадывание загадок, пение песенок героев сказки, игра с помощью геометрических фигур.

Задачи: Формировать умение запоминать отдельные слова и песенки героев сказки, приучать слушать музыку и эмоционально реагировать на нее, подпевать воспитателю, учить запоминать сюжет сказки, используя геометрические фигуры, закрепить названия геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник).

2.9.​ Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение внимательно слушать сказку, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах, обогащать речь сказочной лексикой, знакомить с русским фольклором.

Практическая работа: Совместное рассказывание сюжета сказки, творческая игра, драматизация сказки с помощью настольного театра.

Задачи: Развивать речь, умение отвечать полными предложениями, учить запоминать и пересказывать текст, учить интонационно выразительно воспроизводить диалоги персонажей, вызывать у детей желание играть в сказку.

2.10.​ Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики», учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк), учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний (бранится, горюет, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги), упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.

Практическая работа: Составление рассказа по пословицам.

Задачи: Учить полно отвечать на вопросы по тексту, учить составлять небольшой рассказ, развивать мышление (умение рассуждать, любознательность, интонационную выразительность), воспитывать внимание к слушанию произведения, отрицательное отношение к трусости.

2.11.​ Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Познакомить с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», учить детей внимательно слушать сказку, развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, активизировать речь детей, ввести новое слово «лубяная», воспитывать желание помогать родным и близким, дружеские взаимоотношения и взаимовыручку, прививать интерес к чтению художественной литературы.

Практическая работа: Отгадывание загадок, драматизация и инсценировка сказки.

Задачи: Продолжать развивать умение отгадывать загадки, запоминать яркие выражения героев сказки и показывать их мимикой лица, работать в коллективе, побуждать участвовать в инсценировке, развивать монологическую и диалогическую формы связной речи, способствовать эмоциональному восприятию содержанию сказки, умению обыгрывать сюжет.

2.12.​ Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Воспитать эмоционально-образное восприятие сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, продолжать разбор жанровых особенностей сказок и их видов, продолжать обогащать словарь детей.

Практическая работа: Показ кукольного театра, инсценировка сказки.

Задачи: Побуждать детей участвовать в инсценировках, совершенствовать умение отчётливо произносить слова и предложения, продолжать совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность.

2.13.​ Рассказывание русской народной сказки «Гуси - лебеди».

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте, закрепить понятие «сказка», учить развернуто отвечать на вопросы по тексту. 

Практическая работа: Рисование, составление рассказа по рисунку, моделирование.

Задачи: Учить рисовать героев сказки с помощью моделей, передавать структуру сказки с помощью моделирования, учить составлять рассказ с помощью рисунка, развивать творческое воображение.

2.14.​ Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей», учить отгадывать описательные загадки о животных, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе, учить понимать и оценивать характеры героев формировать интерес к русскому фольклору, воспитывать эмоционально-образное восприятие сказки,  закрепить знания об окружающем мире, развивать логическое мышление.

Практическая работа: Рисование, игра – «Отгадай зверя», кукольный театр.

Задачи: Учить детей работать с карандашами, рисовать по образцу, развивать умение рассказывать отрывки из сказки, развивать воображение и творческую инициативу в театрализованной игре, учить передавать интонацией голоса и характеры героев.

2.15.​ Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Познакомить детей с особенностями русских народных сказок, воспитывать уважение к старшим, послушание, желание помогать близким, учить оценивать поступки героев, характеризовать нравственные качества (добрый, злой, смелый), высказывать свою точку зрения.

Практическая работа: Игра – «Закончи предложение».

Задачи: Учить запоминать текст и заканчивать предложения словами из текста, развивать память, внимание, учить отвечать на вопросы по тексту.

2.16. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк в обработке О.Капицы».

Познакомить детей с русской народной сказкой, продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, закрепить представления о жанровых особенностях сказки.

Практическая работа: Отгадывание загадок, рисование, Д/ и: «На что похоже».

Задачи: Учить в игровой форме, отгадывать загадки, развивать способность вести диалог, отвечать на вопросы по тексту сказки, учить рисовать по образцу.

2.17.​ Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак».

Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку, побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Практическая работа: Рисование, театрализованная игра.

Задачи: Закрепить основные приёмы рисования гуашью с помощью трафарета, тычками, используя ватные палочки, развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях, воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

2.18. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Учить последовательно передавать содержание сказки, учить понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения, учить придумывать другое, непохожее окончание сказки.

Практическая работа: Инсценировка эпизода из сказки с использованием придуманного диалога для героев, Д/и – «Чья работа?».

Задачи: Развивать воображение, внимание, связную разговорную, монологическую речь, мышление, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на примере героев сказки.

2.19. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»,продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, формировать представления детей о трудолюбивом человеке, воспитывать любовь к устному народному творчеству, чтению сказок, учить детей анализировать сказку.

Практическая работа: Д/и - «Большие и маленькие», П/и «Коровка», «Кто быстрей», отгадывание загадок про домашних животных, физкультминутка.

Задачи: Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас, способствовать усвоению образного языка сказки, развивать физическую активность, умение действовать по сигналу.

2.20. Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка».

Продолжать формировать у детей понятие о жанре «сказка», воспитывать познавательный интерес, развивать речь, внимание, память, воспитывать чувство товарищества, умение уступать друг другу, вызвать эмоциональный

отклик на сказку.

Практическая работа: Физкультминутка «Две лягушки», рисование, собирание пазлов по сюжету сказки.

Задачи: Воспитывать аккуратность, самостоятельность, последовательность при работе с красками, развивать логическое мышление, умение собирать картину из отдельных частей.

2.21. Чтение сказки «Двенадцать месяцев».

Познакомить детей с новой сказкой, воспитывать чувства сострадания и сочувствия к героине сказки, обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года и месяцах, используя содержание сказки, развивать внимание, мышление, вычислительную деятельность.

Практическая работа: П/и - «Собери подснежники», сюжетно-ролевая игра "12 месяцев", ритмическая гимнастика, рисование .

Задачи: Учить разучивать слова к подвижной игре, развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания, развивать интонационно-выразительную речь, учить повторять движения, работать с красками.

III. Чтение сказок и рассказов советских писателей

3.1. Чтение сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш?».

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказке, продолжать приучать слушать авторские произведения, воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе, побуждать высказывать свои впечатления после прослушивания, учить детей описывать своё эмоциональное состояние.

Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра: «Чей голосок?», Д/и – «Домашние животные».

Задачи: Учить называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя; имитировать голоса животных, звукоподражать, продолжать знакомить детей с названиями животных, местами их обитания, дать возможность детям самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, развивать внимание, память.

3.2. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок».

  Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы, пополнять и обогащать словарный запас,

продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, развивать интерес и любовь к сказкам.

Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра - "Я буду мама-курица», разыгрывание этюдов: «Как цыплёнок важничал, когда гулял по двору», «Как мама курица заботилась о сыночке, оберегала его», «Как напал на курицу злой кот»; «Как мама приласкала цыплёнка», рассказывание сказки по структурно-логической схеме.

Задачи: Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально – оценочной лексикой, учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, продолжать учить инсценировке, учить пересказу по логической схеме.

3.3. Чтение сказки в стихах К.Чуковского «Мой додыр».

 Познакомить с содержанием  сказки  в стихах К.И.Чуковского «Мой додыр», продолжать закреплять знания детей о культуре гигиены, формировать положительное отношения к здоровому образу жизни, развивать  внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей, воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым, обогатить словарный запас.

Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра: «Закончи предложение», Д/и – «Мой додыр».

Задачи: Вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия, отвечать на вопросы, заканчивать предложения словами из текста, формировать положительное отношение к поэзии, воспитывать умение детей эмоционально  откликаться на  прочитанное,  совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать знания о предметах личной гигиены.

3.4. Чтение рассказа М. Пришвина «Еж».

Познакомить с творчеством М.Пришвина, формировать умение различать и самостоятельно подбирать короткие и длинные слова, пополнять словарный запас, расширять знания детей о природе нашей Родины;  воспитывать чувство доброты, любовь и бережное отношение к природе.

Практическая работа: Лепка – «Ёжик», составление собственного рассказа.

Задачи: Продолжать развивать способность пересказывать текст, совершенствовать умение придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с данным произведением, учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части, развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина, развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

3.5. Чтение рассказа Д.Мамин – Сибиряк «Зима в лесу».

Обобщить знания детей о зимних природных явлениях, закрепить представления детей о жизни животных зимой, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему, воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других, обогащать активный словарь детей.

Практическая работа: Рисование – «Зимний лес», пение песен о зиме.

Задачи: Совершенствование умений детей создавать картины зимней природы на основе знаний, полученных при чтении произведения и рассматривании репродукций картин известных художников, вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства, развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

3.6. Чтение рассказа В. Бианки «Лис и мышонок».

Формировать умение внимательно слушать художественное произведение отвечать на вопросы по содержанию, учить определять основную мысль прочитанного, выделять действующих лиц, расширять активный словарь ребенка за счет прилагательных, развивать зрительную память, зрительное сосредоточение, умение рассматривать иллюстрации, воспитывать интерес к художественной литературе, желание сопереживать герою рассказа.

Практическая работа: Рисование, игра - «Лабиринт», пальчиковая игра – «Мышата», подвижная игра - «Мышка-малышка».

Задачи: Развивать умение рисовать пальчиком, способом примакивания, развивать зрительное внимание, координацию движений, память, связная речь.

3.7. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Расширять представления детей об окружающем мире, учить отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивать, воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, развивать чувство юмора, творческое изображение.

Практическая работа: Д/и - «Узнай рассказ по предмету», П/и - «Котята», пальчиковая гимнастика, составление рассказа.

Задачи: Учить отгадывать произведение по сюжетным картинкам, развивать моторику пальцев, учить придумывать продолжение и окончание рассказа, развивать воображение, творческое мышление.

3.8. Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на ёлке».

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения, формировать познавательную активность, воспитывать доброе отношение к животным.

Практическая работа: Моделирование, разыгрывание эпизодов.

Задачи: Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, развивать память, мышление, умение играть по ролям.

3.9. Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы».

Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин,  уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах,   развивать умение точно отвечать на поставленные вопросы,

воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «Сосчитай грибы»,  физкультминутка - «По грибы», лепка.

Задачи: Закрепить счет от 0 до 10, продолжать учить выполнять движения по сигналу, учить работать с пластилином

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x