Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса
"Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель: профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
1.повышение сопротивления к стрессу;
2.развитие уверенности и повышение самооценки учащихся;
3.обучение приемам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
4.формирование объективного отношения к экзаменам.
МБОУ «Хадарская СОШ им.С.Д. Флегонтова»
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса
"Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель: профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
1.повышение сопротивления к стрессу;
2.развитие уверенности и повышение самооценки учащихся;
3.обучение приемам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
4.формирование объективного отношения к экзаменам.
Релаксационная музыка 4 минута
Ход занятия
Психолог. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.
Напомню правила работы на тренинговом занятии:
*Доверительный стиль общения
*Активное участие в происходящем
*Общение по принципу «Здесь и теперь»
*Уважение к говорящему.
Согласны с правилами?!
А для начала давайте сделаем комплимент друг другу.
1. Упражнение «Комплимент соседу». 5 минут
Например: Мария- добрая, веселая и т.д.
Психолог: Как ваше настроение? Получилось сделать комплименты? Хорошо!
(Обмен впечатлениями)
2. Рисунок «Символ экзамена». 5 минут
Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменами.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, символ (метафору) экзамена».
Обсуждение рисунков.
3. Упражнения для снятия напряжения и волнения, переключения внимания. 5 минут
- Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться.
-«Мысленная картина»- шарик курдук салгын э5ирийэбит уонна задержать 2-3 секунду и отпустить (Айахпытынан, муннубутунан салгын э5ирийэбит, легкайбыт салгынынан туолуохтаах);
-Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.
- кулак куускэ тутан баран эмискэ ыытыы;
-При сильном волнении, напряжении потрогайте пальцами что- нибудь, чтобы снять напряжения;
- Для переключения внимания тарбаххар счет аа5ыы.
4. Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности». Цель: расширить представление учащихся об уверенности. 8 минут
Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать»
5. Упражнение «Передача уверенности в успехе» 4 минут
Успех в работе во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом.
По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите «Я верю в тебя».
Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону (слева направо).
Цель: овладеть способами взаимоподдержки, обеспечить позитивные изменения самочувствия.
Психолог: Хочется узнать ваше мнение об Егэ. Что такое по-вашему Егэ? Боитесь ли этого слово? Если боитесь, то почему? Давайте назовем ее по- другому (трудное испытание, возможность проверить себя, тестирование и т.д.).
Психолог: самое трудное на экзамене это что ….. (продолжите предложение)
6. Упражнение «Комок». 4 минут
Берем бумагу пишем негативное чувство, которое появляется при слове «Егэ», «Экзамен»
7. Давайте с вами потренируемся. Предлагаю по очереди произнести вслух любое позитивное утверждение, касающееся вас (психолог помогает).
В конце упражнения раздаются памятки с примерами позитивных утверждений.
Позитивные утверждения:
Моя учеба доставляет мне радость
Мне легко учиться
Я справлюсь с учебой, все получится хорошо
Я внимателен, мысли сосредоточены
Мне работается (пишется, читается легко)
Я ОЧЕНЬ УМНЫЙ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕН В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я СЧАСТЛИВ!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Позитивные утверждения "чистят" мышление, подготавливают нас к удивительным переменам в ближайшем будущем и притягивают их в нашу судьбу, как только мы к этому готовы. Стоит изменить свое
мышление и жизнь соответствующим образам отвечает на эти изменения.
Завершающее пожелание: Думайте только о хорошем, и у вас все получится!
Заключительный этап:
Психолог. Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!
Психолог раздает выпускникам памятки
Рефлексия 5 минут
Аплодисменты друг-другу.