Развитие активности у детей с ОВЗ. Автор: Рыбкина Лилия Сатьяновна

У детей с ОВЗ дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Другими словами, организм начинает раньше времени стареть. Здесь уместно вспомнить высказывание русского врача и учёного Е. М. Максимовича – Амбодика: «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт».

          Основными причинами несовершенства режима двигательной активности

учащихся с ОВЗ можно считать: несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям учащегося; нерациональное сочетание разных способов организации учащихся во время уроков; бессистемный подход к коррекционной работе; недостаточное использование приёмов регулирования двигательной активности; отсутствие на уроке игровых моментов, новизны, что снижает интерес учащихся к уроку и их двигательную активность.


Автор: Рыбкина Лилия Сатьяновна
Работа:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Норильская школа – интернат
Рыбкина Л.С. Учитель адаптивной физической культуры г. Норильск, Красноярский край.
Название практики: Развитие двигательной активности у детей с ОВЗ
Ключевые слова: двигательная активность, гипокинезия, методы, приёмы.
В последнее время двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, гипокинезия и переедание.
Гипокинезия – недостаточная двигательная активность – всё больше молодеет. Она отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что пагубно сказывается на состоянии здоровья. У детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования.
У детей с ОВЗ дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Другими словами, организм начинает раньше времени стареть. Здесь уместно вспомнить высказывание русского врача и учёного Е. М. Максимовича – Амбодика: Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт.
Основными причинами несовершенства режима двигательной активности
учащихся с ОВЗ можно считать: несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям учащегося; нерациональное сочетание разных способов организации учащихся во время уроков; бессистемный подход к коррекционной работе; недостаточное использование приёмов регулирования двигательной активности; отсутствие на уроке игровых моментов, новизны, что снижает интерес учащихся к уроку и их двигательную активность. Уроки адаптивной физической культуры, особенно в начальных классах должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушением интеллекта малоинициативные, быстро утомляются, отвлекаются, не могут долго слушать объяснения учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.
Для детей с умеренной умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень воображения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам. Эти особенности психики распространяются и на двигательную деятельность. Дети приходят на урок с разным настроением: пассивным и неинициативным, или агрессивным и конфликтным. В своей работе использую следующие методы психического регулирования: открытость педагога, доброжелательный стиль общения, доверие, позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности; выраженное внимание к каждому ученику; постановка общей цели, объединение общими интересами, организация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости; адекватность средств, методов и методических приёмов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей; примирительные акты в случае конфликтов, при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мотивов усваивают идеи и высказывания педагогов, мобилизация эмоциональной активности; использование музыки с целью снятия нервно-мышечного напряжения; игровые методы организации занятий; театрализованные формы занятий.
Для повышения качества работы в данном направлении использую следующие приёмы: симметричные и асимметричные движения; элементы новизны в изучаемом упражнении (темпа, усилий, изменение исходного положения, привычных условий направления, амплитуды); релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц; упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат); упражнения на раздражение вестибулярного аппарата; временных отрезков и расстояния (использование предметных ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения); упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию и т.п.; воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки, звуковые и световые сигналы); пространственная ориентация на основе тактильных, зрительных, слуховых ощущений.
С целью реализации принципа обратной связи необходимо иметь надёжные и доступные критерии эффективности работы по коррекции нарушений двигательной сферы детей. Наличие таких сведений способствует успешному управлению ходом коррекционной работы, подбором дидактического материала. Для эффективной работы в начале года составляю План коррекционной работы, в которую внесла следующие параметры: порядковый номер, Ф.И. ребёнка, год рождения, группа здоровья, физкультурная группа, типологическая группа, д - учёт (врач), нарушения, средства коррекции. Для учёта в своей работе использую Паспорт здоровья, в котором отражаются основные параметры физического развития и двигательных способностей ребёнка, что позволяет решать следующие задачи: определять нарушения физического развития и моторики; выявлять сохранные двигательные возможности; планировать индивидуальную работу с ребёнком по коррекции его двигательных недостатков; осуществлять обратную связь при исправлении двигательных нарушений и развитии двигательной активности.
Широко применяя на практике данные методы и приемы работы, позволили добиться положительной динамики в развитии двигательной активности у детей с ОВЗ. Учащиеся активно принимают участие в городских и школьных спортивных мероприятиях, повысился интерес к урокам адаптивной физической культуры. В результате проведённых спортивных мероприятий было создано 2 методических пособия. И самое главное в своей работе всегда помнить заповедь Гиппократа Не навреди!. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x