Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Региональная культура казачества

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На стыке XX - XXI веков изменилось общественно-политическое пространство России, что способствовало изменению структуры образования и концептуальных основ воспитания. Экономическое процветание, успешность в рамках политического поля внутри страны и на международной арене привязаны к решению наиважнейшего аспекта, касающегося воспитания нравственной и морально устойчивой личности, осознающей, принимающей и являющейся опорой государственной деятельности.

 

В настоящее время возрастает заинтересованность педагогики к проблеме духовно-нравственного становления личности посредством воспитания. Очевидной потребностью в последние годы стали гуманизация образования, общечеловеческие  ценности, безопасная жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, признания прав и свобод человека, любви к природе, семье и Родине. В связи с этим важное место занимает идеал воспитания.

Работа:
М.В. Карпенко
(г. Армавир)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА
На стыке XX - XXI веков изменилось общественно-политическое пространство России, что способствовало изменению структуры образования и концептуальных основ воспитания. Экономическое процветание, успешность в рамках политического поля внутри страны и на международной арене привязаны к решению наиважнейшего аспекта, касающегося воспитания нравственной и морально устойчивой личности, осознающей, принимающей и являющейся опорой государственной деятельности.
В настоящее время возрастает заинтересованность педагогики к проблеме духовно-нравственного становления личности посредством воспитания. Очевидной потребностью в последние годы сталигуманизация образования, общечеловеческие ценности, безопасная жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитаниегражданской ответственности, трудолюбия, признания прав и свобод человека, любви к природе, семье и Родине. В связи с этим важное место занимает идеал воспитания.
Идеал воспитания является не просто недостижимой мечтой. Идеалы — это цели, которые приобретают значимую реальную силу, потому что они являются своеобразным образцом разума, оценивающего и измеряющего степень совершенства.
Идеал воспитания детально изучается в теории воспитания. Такая категория, как идеал воспитания, служит в педагогическом процессе для решения таких задач, как: постановка цели и способов воспитания, активизация самосовершенствования в течение всей жизни человека.
Обращение к идеалам, как к высшим целям жизни, подразумевает под собой сохранение незыблемости внутреннего мира в меняющихся обстоятельствах, а также помощь в решении трудностей, преодолении проблем, обеспечении осознанной ориентации в окружающей реальности, и рассмотрение идеала с такой позиции можно назвать непреходящим.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, современным национальным воспитательным идеалом является гражданин России, соответствующий таким характеристикам, как: высокая нравственность, компетентность, ответственность за свою страну, укоренение в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
В учебных планах образовательных организаций в условиях ФГОС важное значение играет национально-региональный компонент. Это, несомненно, обусловлено тем, что территория нашей страны обладает высокой географической протяженностью, разнообразием природных условий и в этническом отношении, соответственно имеется много возможностей приложения знаний в соответствии с регионом проживания.
Одна из важнейших задач, решаемых современной школой, – это научить ценить, сохранять и развивать богатейшую культуру народов России, так как в условиях глобализации мировой исторический опыт доказывает, что утрата культурных и национальных особенностей равнозначна не только потере прошлого, но и лишению будущего. Глокализация и регионализация – стратегические направления развития образования в России.
В глокализационном поле важное место занимает педагогика казачества, четко расставляющая приоритеты в воспитательных ценностях и идеале, и это как нельзя лучше встраивается в существующую социально-культурную парадигму России [1, 132].
Важное место в воспитании нравственной и морально устойчивой личности отводится учреждениям, выполняющим образовательные услуги: школам, дополнительному образованию, среднему и высшему профессиональному образованию, которые обладают казачьим статусом, а также отдельным классам и группам казачьей направленности в учреждениях без подобного статуса.
Одна из поставленных целей в области стратегии политики России по вопросу воспитания и образования подрастающего поколения – поддержать российское казачество в широком смысле и системы казачьего воспитания в более узком.
Воспитание патриота в современных педагогических реалиях – это процесс, который конвергирует научные знания о личности в пространстве Родины, мудрости поколений, культуры, накопленной человечеством. При пренебрежении одним из этих компонентов, все воспитание приобретает ущербность, незавершенность.
Важную роль в воспитании играют традиции как процесс вплавления прошлого опыта в реалии настоящего. Воспитание, регламентируемое традициями, таким образом управляет жизнедеятельностью, что происходит постоянное взаимодействие культуры и образовательной среды воспитателей и тех, кого они воспитывают, и воспитываемых между собой. Все при этом являются равноценными субъектами освоения определенных ценностей и идеалов предыдущих поколений.
Один из важных аспектов – организационный процесс воспитания в аспекте патриотизма, взращенного на казачьих традициях – в основном связан со становлением такой практики в обществе, которая становится направляющей силой развития богатого духовного внутреннего мира личности, способствуя осмысленному принятию этой личностью важнейших общественных ценностей, присущих казачеству. Казачество определяет духовные столпы, на которые опирается личность при рассмотрении глубоких нравственных вопросов. При этом указатели направления деятельности соответствуют образцам ценностей и идеалов в пространстве современного российского общества.
Часть среды воспитания – культурное пространство, традиции же, как неотъемлемая его часть, идентифицируются вложенными в них определенным жизненным укладом, благодаря которому личность становится именно субъектом, что и определяет её существование в пространстве политики, науки и искусства.
В связи с рассмотрением традиций в виде особого пространства смыслообразования, понятно следующее обстоятельство: каждый период времени, историческая эпоха, делает акцент в нем на определенные стороны. Не стала исключением также социокультурная система в современной России. Она определяет заказ социума на необходимые стороны приспособления личности к реалиям прошлого, настоящего, будущего. Поэтому в реалиях настоящего в критериях, формирующих личностные качества человека, наиважнейшее значение отводится установке ценности патриотического воспитания. Именно в его контексте в настоящее время необходимо проанализировать традиции и российской, и в частности, казачьей культуры.
При рассмотрении понятия патриотизм – при всей множественности его проявлений – можно определить его как форму духовной личностной идентичности. Через патриотизм каждый человек включается в социум на всех его уровнях как общероссийском, так и региональном. Каждый человек действует и ориентируется, опираясь на внутреннее смысловое пространство, а оно заложено и передается в традициях [2, с. 46].
В смысловом пространстве происходит связывание традиций и современности, и поэтому проявляются важнейшие социокультурные коды восприятия мира и действий индивидов. Кроме того, в этом пространстве осуществляется и самоопределение нации и отдельные люди социализируются в российском обществе с высокой долей эффективности [3, с. 54].
Ключевая роль патриотизма состоит в сбережении сложной реальности в пространстве определенных нормативных компонентов, целевых установок и ценностных ориентаций. Патриотизм является механизмом управления различными процессами социокультурной наследственности и в дальнейшем развитии традиционной службы Родине.
Если рассматривать традицию в контексте патриотизма, то очевидно, что она ведущий фактор социокультурной связи между прошлым и будущим, так как по сути своей выступает способом духовно-нравственного воспроизведения человека как части социума в истории. Сущность истории в данном контексте можно рассматривать как динамику социокультурного опыта реализации в социокультурной жизни.
Становление социокультурного поля традиций казачества вообще и кубанского казачества в частности, посредством объединения жизненного смысла среди представителей разных поколений является непременным условием для реализации духовно-нравственной наследственности казачества в контексте патриотизма. Можно прийти к заключению, что при объединении прошлого с настоящим, образуется такая социокультурная форма, которая позволяет определить, можно ли назвать позитивным то или иное действие с позиций социума. В настоящее время по-прежнему дефицитно появление такого социального мнения и это является одним из препятствий при объединении страны в целостную структуру и укрепления самосознания граждан. На региональном уровне также имеются возможности функционирования подобной формы оценивания событий с позиции национального патриотизма.
Рассматривая с этой стороны кубанское казачество, можно прийти к выводу, что оно обладает огромным потенциалом для оценки происходящих событий, так как опирается на значительный культурный пласт.
Казачество – это целая система, объединяющая и общество и культуру, в её фундаменте заложены традиции, идеалы и ценности уникального народа. Уникальность определяется тем, что казачество – феномен социокультурного становления. Этот феномен содержит огромный воспитательный ресурс, в который входят:
– идея свободы в казачестве является ментальной выразительной формой самобытности идеи православия. Фундаментом казачьей идеи является естественная потребность каждого индивида строить свои взаимоотношения в обществе не на принципах принуждения, угнетения и насилия над личностью, а на базовых традициях народовластия, свободного развития личности, обретении каждым человеком таких смыслов в жизни, которые органично сочетали бы как общественные, так и личные интересы;
– казачий воспитательный идеал – законченный и зрелый личностный образ защитника и созидателя родной земли, государства. Идеал является конкретным выражением самобытности казачьей идеи в повседневной жизни отдельного индивида в частности и казачьего социума в целом;
– социально значимые ценности казачьей культуры находятся на уровне осмысления жизни отдельного казака и существования казачества как такового, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, находят своё выражение в практической деятельности общественного поведения и образах мысли, являющиеся фундаментом для развития личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности каждого индивида с казачьей культурой.
Уникальная казачья культура сформирована на идеях самодержавия, патриотизма, Православия, беззаветного служения Отечеству и безупречного исполнения долга воина [4, с. 31].
Обобщая вышеизложенное, можно прийти к заключению, что воспитательными ценностями культуры казачества, рассматриваемого в аспекте социума, и нашедших отражение в традициях, принадлежат: основы народовластия и демократии казачьего миропорядка; личная свобода как обязательное условие казачьего жизненного уклада, православная идея как духовно-нравственный фундамент казачьего миропонимания; патриотизм; верность державе, прохождение службы Отечеству для сохранения его государственности; труд – стержень казачьего жизненного устройства.
Сама культура казачества возникла на культурном пространстве геополитики Евразии, однако сила её развития дала толчок для развития смежных, связанных с ней культур. Следовательно, духовное, нравственное и патриотическое воспитание основаны на традициях и новшествах культуры казачества южной части России. Фундаментом духовного, нравственного и патриотического воспитания в региональном аспекте является структурное объединение казачьего уклада жизни, особой ментальности, православия и эта объемная система является выражением воспитательного потенциала казачьего культурного генезиса.
Изучение традиций казачества через критерии культуры даёт возможность системно отразить содержание духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся. В содержание входят идеи, идеалы, трактовка важнейших процессов и явлений действительности через призму ценностей, которые учащимся помогает выявить учитель-наставник в воспитательном процессе.
Целью воспитания подрастающего поколения на традициях казачества в Краснодарском крае является воспитание готовности учащихся к самоотверженному несению службы Отечеству, основывающегося на патриотизме, как проявившейся стороны нравственного облика развивающейся личности.
Готовность к службе Родине представляется рядом особенностей:
- теми взглядами, идеями и общественно значимыми качествами личности, которые сложились в рамках воспитательной среды;
- определения в пространстве осмысления каждого индивида своего места и своей роли в обществе и социальных запросах по отношению к Родине;
- отношения к Родине через призму важности духовных и материальных ориентиров, как духовно-нравственное отношение к окружающему миру, в конечном счете, патриотизм проявляет себя как преобразующее системно-комплексное общественное качество личности [5, с. 116].
Процесс встраивания в систему общества развивающейся личности в казачьем социуме является процессом самоосвоения, самоусвоения, самоопределения и личностной ориентации на уровне чётко разграниченных статусов и ролей в структурированной общественной среде. В ходе этого процесса социализации идёт становление личности как патриота, гражданина и человека культуры.
Концепции, на которых строится педагогика казачества, содержат кроме общих методических методов и приемов также специфические особенности. К таким характерным чертам относятся:
- стабильность культурных связей, которые сложились исторически и выполняют функцию обеспечения взаимосвязи отличающихся между собой групп и слоев населения, однако вышедших из общего ценностного этногенетического пространства;
- устойчивость моделей поведения и коммуникации, кроме того реакций на уровне психофизиологии. Такие модели для отдельных субъектов данной этнической группы являются относительно общими.
В настоящее время для России необходимо, чтобы традиции и ценности патриотизма усвоились россиянами и, помимо того, приобрели индивидуальный и групповой характер.
Структура воспитания в рамках социализации казачьей молодёжи на региональном уровне представлена взаимодействием органов местного самоуправления, образовательных учреждений, организаций, а также общественных объединений. К таким организациям относится уникальное общественное объединение Союз казачьей молодёжи Кубани, созданное 27 сентября 2017 года и объединившее около ста тысяч ребят, неравнодушных к традициям казачества и обладающих духом патриотизма.
Это общественное объединение преследует реализацию следующих целей:
- участие казачьей молодежи в развитии на Кубани традиционного казачьего уклада жизни;
- привитие молодежи традиционных казачьих моральных ценностей и казачьего воспитательного идеала.
В структуре воспитания в рамках социализации казачьей молодёжи на региональном уровне можно выделить следующие направления деятельности:
- Координационную деятельность структур местного самоуправления в образовательных учреждениях в целях улучшения эффективности нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- Обновление содержательного компонента основного гуманитарного образования в его целенаправленности на воспитание патриотизма у населения региона, гражданской ответственности;
- Разработку и внедрение социальных проектов воспитания у подрастающего поколения патриотического сознания и гражданской ответственности, осознанного к себе отношения как к гражданину и патриоту единого социума, начиная с мелкомасштабных социальных групп до общенародного уровня с учетом этнических, социальных и экономических аспектов регионов России.
- Воспитание терпимости к различным верованиям, толерантности, уважения и принятия прав и свобод других народов, проживающих совместно на одной территории, в духовной сфере на свой самобытный мировоззренческий выбор, определение собственного отношения к любой системе идей, различным религиям [6, с. 148].
Подводя итог вышеизложенному, необходимо подчеркнуть, что мы должны сохранять и развивать культурное наследие, включающее в себя ценности и идеалы, оставленное нам казачеством, поскольку оно сформировало для российского общества совершенный идеал человека, образ защитника, который не перестает быть актуальным на протяжении всей истории государства.
Примечания:
1. Лукаш С.Н. Модернизация высшего профессионального образования: воспитание пространство педагогики казачества. // Конструктивные педагогические заметки. 2018. №6. с. 132.
2. Кусмарцев М.Б. Духовное наследие казачества – важнейшийисточник формирования патриотического опыта современных поколенийказачьей молодёжи (Предисловие редактора) // Сборник образовательныхпрограмм и методических рекомендаций по реализации этнокультурногоказачьего компонента в образовании / под ред. М.Б.Кусмарцева. – Т.1. –Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. с. 46.
3. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Российская гражданскаяидентичность как педагогический ресурс реализации духовно-нравственногоразвития и патриотического воспитания учащихся: научно-методическоеиздание. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2011. с. 54.
4. Шамбаров В.Е. Казачество. История вольной Руси. Москва, Алгоритм,Эксмо, 2007. с. 31.
5. Алмазов Б.А. Военная история казачества. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. с. 116.
6. Савельев А.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2004. с. 148.
Карпенко Маргарита Владимировна
Учитель биологии
МАОУСОШ №2 им. Ю.А. Гагарина
муниципального образования успенский район
352451, Краснодарский край,
Успенский район, село Успенское,
ул. Калинина, 99/А
usp-riki@yandex.ru
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×