Социальное портнерство как эффективный механизм социализации детей с особыми потребностями. Автор: Смакова Анжела Геннадьевна

Статья посвящена проблеме социализации детей с ОВЗ, и их адоптации в обществе, путем участия в совместных проектах МБУДО "ДТДиМ" с образовательными учреждениями города.


Автор: Смакова Анжела Геннадьевна
Работа:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Аннотация: статья посвящена проблеме социализации детей с ОВЗ, их адаптации в обществе путем участия в совместных проектах МБУДО ДТДиМ.
Ключевые слова: дети с особыми потребностями, социализация, партнерство, досуг, общество, воспитание.
Наше учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него разностороннее влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры.
Социальное партнерство – система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса, основанная на равном сотрудничестве.
Социальное партнерство способствует расширению возможностей, установлению необходимых культурных связей, выведение деятельности учреждения на новый уровень.
Многолетнее сотрудничество МБУДО ДТДиМ с социальными партнерами расширяет формы организации досуговой деятельности, создавая оптимальные условия для развития личности ребенка с ОВЗ и его адаптации в обществе.
На сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является весьма актуальной, т.к. число таких детей с каждым годом увеличивается.
Сложные семейные отношения в таких семьях приводят к тому, что ребенок, попадая в образовательное учреждение, остается один и попадает в совершенно иную социальную среду.
Дети с ОВЗ не могут преодолеть трудностей социализации в одиночестве, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии самостоятельно выстроить свою жизнь, не коммуникабельны, агрессивны, трудно адаптируемы к новым условиям жизни.
У данных детей не сформирована картина мира, что в дальнейшем ведет к неспособности решения задач и самостоятельного принятия решений.
У них наблюдаются такие симптомы, как повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к особой категории детей.
Включение таких детей в социум является немаловажной проблемой. Доказано, что дети-инвалиды испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, сложно адаптируемы в обществе. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями состоит в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Российское законодательство создает оптимальные условия для социализации детей с ОВЗ.
В России функционирует множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку, учреждений дополнительного образования, способствующих адаптации, раскрытию творческих навыков и талантов, развитию личности ребенка в целом.
Одним из таких учреждений является Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Дворец творчества Детей и Молодежи г. Оренбурга.
Его основная цель – создание оптимальных условий для социализации, воспитания и получения дополнительного образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
На базе ДТДиМ ведут свою работу объединения разных направленностей, в которых дети могут проявить свои творческие возможности, раскрыть таланты. Участвуя в различных фестивалях, конкурсах, играх, праздниках, флешмобах, акциях, ребенок раскрывает свой творческий потенциал, самосовершенствуется, развивает коммуникативные навыки, расширяет кругозор.
Благодаря тому, что его деятельность имеет множество направлений, социальное формирование и развитие ребенка происходит разносторонне. Главными задачами ДТДиМ в работе с особыми детьми являются: организация досуга во внеурочное время, развитие мотивации к совместной деятельности, реализация программ и проектов, направленных на патриотическое воспитание детей, развитие творческих и познавательных способностей, формирование у обучающихся потребности в самовыражении, самореализации, социальной адаптации, нравственной культуры посредством творческой совместной деятельности детей и взрослых.
В непростой миссии приобщения детей к социально-культурной деятельности и адаптации в обществе ДТДиМ помогает многолетнее сотрудничество с социальными партнерами.
Так, например, на базе МОАУ Гимназия№1, с которой тесно сотрудничает наше учреждение, работает изостудия Мир фантазии, и творческая мастерская Радуга, где под руководством опытных педагогов, с большим стажем работы дети с ограниченными возможностями здоровья наряду со здоровыми детьми занимаются рисованием, аппликацией, бумажным конструированием, знакомятся с искусством оригами, участвуют в международных и всероссийских конкурсах, в тематических выставках гимназии.
В стенах гимназии дополнительно осуществляет развитие детей по таким направлениям, как художественное творчество, музыкальный театр, литературный клуб, математический клуб, английский клуб, развивающие занятия для дошкольников, шахматы.
Все занятия направлены на развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей детей, на мотивацию к творческой деятельности и расширению кругозора. Через игровую деятельность в развлекательной форме стимулируется творческое мышление, вырабатывается способность к социализации и к автономии, вследствие чего дети приобретают позитивный опыт общения, свободный от оценочных измерений.
Гимназия работает с детьми по принципу инклюзивного образования (в процентном соотношении – 20% (дети с ОВЗ) и 80% (другие дети)). Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Как известно, в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям.
В рамках данного направления в течение учебного года кроме студийных занятий, проводятся социально-значимые мероприятия, которые способствуют успешной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе: День матери, Новогодний праздник, День Защитника Отечества, Мамин день, Веснянка. Каждому мероприятию приурочена выставка с соответствующей тематикой.
Эти мероприятия направлены на совместную деятельность ребенка со сверстниками, приобретение опыта взаимодействия с взрослыми, т.е. на социализацию.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения.
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и вследствие этого может изменяться его психика. На данный момент проблема социализации является одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума, которая не будет решена в полной мере, если воспитанники не будут взаимодействовать с детьми и подростками других детских объединений различной направленности.
Для ребенка с ОВЗ особенно важно, чтобы на таких мероприятиях присутствовали одноклассники, друзья, родители, бабушки и дедушки. Такие мероприятия направлены на создание благоприятной атмосферы, что помогает ребенку самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, собственную значимость.
Все это положительно влияет на его социальную адаптацию ребенка с ОВЗ,
создает оптимальные условия для развития личности ребенка и его социализации – немаловажной проблемы нашего государства.
Таким образом, при комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в социум.
Что касается практики, то в работе используются методы — доступные ребенку, это такие творческие задания, как например: нарисовать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию или поделку в технике оригами и пр.
В настоящее время проводится большое количество конкурсов и выставок работ, как обычных детей, так и детей-инвалидов. Дети с ОВЗ хотят быть чем-то полезными, надо им только немного помочь.
Перед нами, педагогами, работающими с такими детьми, стоит решение таких задач, как:
– выявление трудностей ребенка в освоении нашей программы;
– составление индивидуальных перспективных планов работы;
– отслеживание соответствия выбранной темы уровню развития ребенка;
– проведение индивидуального подхода к таким детям, обеспечивающих усвоение программного материала,
– перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности;
– консультирование родителей.
Работа проводится с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:
учет сложившегося социального опыта ребенка;
безусловное принятие ребенка как личности;
опора на зону актуального развития;
учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
ориентация на паритетные отношения;
создание ситуации успеха.
Материал для занятий подбирается так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередуются различные виды деятельности. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
В своей работе мы используем следующие педагогические технологии; здоровьесберегающие ( физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика),
игровые (проводятся словесные игры, разгадывались шарады, ребусы, кроссворды - это очень помогает в положительном развитии отношений в коллективе, легче решаются любые коллективные вопросы, а также лучше проходит усвоение материала.),
использование ИКТ –развивает познавательную активность, творчество.
Работу с особыми детьми начинаем с формирования положительного эмоционального настроя.
Это удается, когда применяются диалоговые формы общения - заигрывания.
Встреча с детьми всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступаем с самого простого – с аппликации из природного материала.
Затем переходим к более сложным заданиям.
Стараемся предоставить таким детям больше самостоятельности.
У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель нашей работы заключается не только в том, чтобы познакомить детей с различным видами работы с природным материалом, бумагой, но и выработать у них умения работать самостоятельно и креативно. Конечно поддерживаем в них проявление творчества.
В конечном итоге, наши занятия помогают детям радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носят воспитательный характер. При проведении занятий проявляется забота о настроении и работоспособности детей, создавала особую атмосферу внимания и доверия.
В ходе таких занятий часто применяются коллективные формы обсуждения выполняемых работ. Обязательна похвала детей, такая как: молодец, сумел показать свои задумки; сегодня ты нас очень порадовал и т.д.
Ребёнок постоянно должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении.
В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Особенно важно сформировать взаимоотношение детей с ограниченными возможностями с миром здоровых людей. Позиция ты мне должен помогать, потому что я инвалид не подходит для долговременных отношений между людьми.
Если такой ребенок не изменит своего иждивенческого отношения к тем, кто ему помогает, не научится быть благодарным, то он обречен во взрослой жизни на социальное одиночество.
Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах.
Наша задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.
Ребята, с которыми мы занимаемся, испытывают удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности.
Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу.
Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно-логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас.
Все занятия носят практико-ориентированный характер.
Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков.
В работу с такими детьми хочется привнести что-то новое, интересное, значимое. Чтобы в конечном итоге наши занятия приносили радость, чтобы дети их ждали с нетерпением, чтобы непременно рос оптимизм и вера в свои силы.
Список литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. – № 5. – с.53-56.
3. Мудрик А.В. 2. 2.Введение в социальную педагогику. – Пенза, 1994.
4. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 54.
5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М., 2004.
6. Социальное партнерство: словарь-справочник. – М.: Экономика, 1999. 7. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 63 УДК 371.014
HYPER13PAGE HYPER15
6
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x