СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . Автор: Пальчикова Надежда Викторовна

В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей.


Автор: Пальчикова Надежда Викторовна
Работа:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская специальная (коррекционная) школа»

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Воспитатель ГПД

МБОУ «ЯС(К)Ш»

Пальчикова Н. В.

 

 

Специфические особенности детей с ЗПР

В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей.

Внимание специалистов в педагогике, психологии и медицине привлекают дети с недостаточно выраженными проявлениями интеллектуальной недостаточности, которые становятся наиболее заметными в школьном возрасте.

Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется как предельный состояние между нормой и нарушением онтогенеза, которому присущи негрубыми недостатки интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в снижении учебно-познавательной деятельности и социальной адаптации в целом. Такое положение определяется как нарушение темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают от принятых психологических норм данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если по истечении этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идет уже о конституциональный инфантилизм или об умственной отсталости.

10-я Международная классификация болезней (МКБ-10) рассматривает задержку психического развития как синдром, входящий в структуру любого неврологического, психического или соматического заболевания. Однако этот термин, впервые предложила Г. Сухарева, широко используется в современной коррекционной педагогике и специальной психологии и составляет психолого-педагогическое утверждение, что, в свою очередь, является составной частью более значительного понятие - «предельная интеллектуальная недостаточность».

По материалам исследований, проведенных в 1972-1973 гг. НИИ дефектологии, М. Певзнер и Т. Власова предложили разделение ЗПР на 2 вида:

1 - неосложненный психофизическое и психический инфантилизм;

2 - «вторичная» ЗПР, вызванная устойчивой церебрастенией (ускоренной истощаемостью психических функций), в связи с чем нарушаются, в первую очередь, познавательная деятельность и работоспособность.

К. Лебединский на основе классификации М. Певзнер и Т. Власовой в 1980 году предложила вариант классификации ЗПР, которая является наиболее обоснованной и удобной для практического применения.

Это 4 основных типа ЗПР:

- конституционального генеза

- соматогенного генеза

- психогенного генеза

- церебрально-органического генеза.

ЗПР конституционального генеза проявляется в виде гармоничного или дисгармоничного инфантилизма (инфантилизм - нарушение темпа созревания мозговых структур, формируются позже). Клиника гармоничного инфантилизма характеризуется задержкой в ​​росте, свойственной детям более младшего возраста, психической незрелостью, с преобладанием эмоционально-волевой незрелости над интеллектуальной и другими сферами деятельности ребенка.

Основными признаками незрелости эмоционально-волевой сферы при этом являются: эмоциональная живость воображения, фантазия, жизнерадостность и яркость эмоций, а также детскость, непосредственность поведения, наивность, повышенная внушаемость, преимущество игровых интересов, неспособность к восприятию занятий, которые требуют волевого усилия, создает феномен «школьной незрелости» (оказывается с началом школьного обучения).

Особенности их мышления совпадают с особенностями мышления детей, страдающих умственной отсталостью, а именно:

- преимущество конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим (Л. Выготский);

- склонность к подражательного вида деятельности при выполнении интеллектуальных задач (Т. Егорова, С. Калмыкова)

- слабость логической памяти, недостаточная целеустремленность психической деятельности (Н. Лутонян, Н. Менчинской).

При дисгармоничном инфантилизме клинические проявления гармоничного инфантилизма приобретают при этом «органическую окраску» в виде:

- отсутствие эмоциональной живости и яркости эмоций;

- ограниченности и однообразия игровой деятельности с отсутствием в ней воображения и творчества;

- низкого уровня притязаний, равнодушия в оценке их действий;

- слабовыраженный способности к использованию помощи взрослых.

Кроме «органично окрашенной» недостаточности эмоционально-волевой сферы определяются также и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности), тогда как собственно интеллектуальная недостаточность (инертность, тугоподвижность, плохое переключение, нередко персеверация мыслительных процессов, непроизвольное повторение или настойчивое воспроизведение представления, идеи, мысли) у них хотя и имеет место, но не является подавляющим в клинической картине.

Основная коррекционная работа с детьми с ЗПР конституционального генеза отводится психологу, первоочередная задача которого - формирование познавательных мотивов (создание проблемных учебных ситуаций, стимулирования активности ребенка на занятиях) с учетом типа семейного оспитания.

ЗПР соматогенного генеза характеризуется развитием у ребенка устойчивой соматической астении и соматической инфантилизации.

Соматически стойкая астения проявляется в виде физической и психической астении (быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость, ухудшение сна, боязливость, капризность, застенчивость, неуверенность и др.).

Явления астении усиливаются созданием для физически ослабленной ребенка режима ограничений и запретов, в котором она, как правило, постоянно находится, постепенно приводит к искусственно соматической инфантилизации, вызванной условиями гиперопеки. Дети этой категории мало общаются со своими сверстниками из-за опеки родителей.

Коррекционно-психологическими задачами по решению проблемы обучения детей с ЗПР соматогенного генеза становятся следующие:

- научить ребенка ориентироваться во времени; помогать в организации последовательных действий для выполнения заданий;

- анализировать вместе с ребенком используемые способы деятельности; - научить продуктивным видам деятельности (моделированию, рисованию, конструированию), контроля в процессе и по результатам и способами деятельности;

- способствовать развитию положительного межличностного общения; формировать навыки самоконтроля и рефлексии.

ЗПР психогенного генеза. Патологическое развитие личности при этом варианте ЗПР обусловлено ранним возникновением и длительным действием психотравмирующих факторов, что приводит к возникновению стойких нарушений в нервно-психической сфере ребенка, а это формирует состояние психической неустойчивости (неумение сдерживать свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства ответственности), эгоцентричности, жестокости, агрессивности или невротической робости, повышенной утомляемости, истощенности даже при незначительных физических и умственных нагрузках. Это особенно проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенку выставляют новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется замедленным темпом психической деятельности, низкой производительностью, нарушениями внимания и памяти.

В структуре этого варианта ЗПР также оказываются затруднения в воспроизведении звуков и ритмов, недостаточная автоматизация навыков

чтения, письма и других языковых рядов. Данную форму ЗПР надо правильно дифференцировать от педагогической халатности, не характеризуется патологическим состоянием, а возникает на фоне нехватки соответствующих возрасту знаний, умений и навыков.

Психолого-коррекционными задачами при ЗПР психогенного генеза являются: формирование познавательных мотивов (создание проблемных учебных ситуаций); стимулирование активности ребенка на занятиях; обучение контроля за результатами и способом деятельности (через моделирование по образцу, самостоятельное рисование, упражнения на развитие внимания, дидактические игры).

ЗПР церебрально-органического генеза встречается чаще других. Характеризуется устойчивостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.

Этот вариант ЗПР делится еще на два варианта.

При первом варианте доминируют явления органического инфантилизма. При следующем варианте - клиника органического инфантилизма дополняется еще рядом неврологических симптомов, указывающих на доминирование симптомов повреждения мозга.

Задачи психологической коррекции совпадают с теми, которые решаются при ЗПР соматогенного генеза.

Таким образом, клинико-психологическая структура каждого из описанных 4 видов ЗПР включает специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. При этом в одних случаях преобладает задержка психического развития эмоциональной сферы, в других, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной деятельности в виде предельной умственной отсталости легкой степени.

У детей со всеми видами ЗПР наблюдаются следующие специфические особенности памяти:

- снижение объема памяти и скорости запоминания;

- снижение произвольной памяти;

- нарушение механической памяти, характеризующееся снижением производительности первых попыток запоминания на время, необходимой для полного заучивания, близкого к норме;

- преимущество наглядной памяти над словесной;

- непроизвольное запоминание ближе к норме, но менее продуктивно.

По мнению В. Ульенкова «... дети с ЗПР не умеют думать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Из-за несформированности логического мышления они дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. Из-за неспособности к волевому усилию и систематической деятельности уже в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают игровой, а не интеллектуальной деятельности.

Возвратность. Эта особенность ЗПР указывает на функционально-обратимый характер нарушений. Однако возвратность психического дефекта возможна только при предоставлении этому контингенту детей соответствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи и создания для них всех необходимых условий, которые соответствуют состоянию ребенка как в условиях образовательного учреждения, так и семьи.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза, поскольку в том или другом случае у детей прослеживаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дефицитарнисть морально-специфических функций в частности.

 

 

Основные отличительные признаки задержки психического развития и умственной отсталости:

- для ЗПР характерны такие особенности, как парциональнисть (неустойчивость и возвратность), в то время как для умственной отсталости характерны тотальность и устойчивость поражения психической сферы, а также необратимость нарушенных психических функций;

- при задержке психического развития практически не отмечается патологическая наследственность в отличие от умственной отсталости, при которой почти всегда оказывается наличие отягощенной патологической наследственности;

- со стороны неврологического состояния при задержке психического развития грубых проявлений органического поражения нервной системы нет. Могут наблюдаться лишь ряд рассеянных неврологических симптомов. При умственной отсталости, как правило, указанные грубые и выразительные проявления патологии головного мозга.

- в соматическом статусе детей с задержкой психического развития, в основном, отсутствуют какие-либо признаки диспластичность. В то время как у детей с умственной отсталостью она наблюдается достаточно часто, то при наблюдении за детьми с задержкой психического развития прослеживается четкая диссоциация между грубо выраженными нарушениями деятельности и предпосылками интеллекта и относительно сохранностью собственно интеллектуальных возможностей. При этом уровень мыслительных операций, абстрагирования, обобщения, логических процессов, а также способность к использованию помощи и переноса усвоенных способов действий на новый материал у таких детей значительно выше, чем у детей с умственной отсталостью даже легкой степени;

- в процессе игровой деятельности дети с задержкой психического развития в процессе специального обучения переходят на высокий уровень сюжетно-ролевой игры. Вместе с тем дети с умственной отсталостью бы «застревают» на уровне предметно-игровых действий;

 

- большинство детей с задержкой психического развития еще в дошкольном возрасте проявляют интерес к различным видам изобразительной деятельности: рисование, лепки и тому подобное. У детей с умственной отсталостью без специальной психолого-педагогической подготовки мотивация к изобразительной деятельности не возникает, а в случаях привлечения к изобразительному искусству она останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, то есть на уровне чирканья.

Бесспорно, это не все отличительные признаки, которые учитываются при разграничении ЗПР и умственной отсталости. Но знание вышеперечисленных признаков позволяет достаточно четко дифференцировать эти два похожих по клинической характеристике состояния.

Большинство отечественных исследований свидетельствуют, что детям с задержкой психического развития во всех ее клинических проявлениях можно помочь при системной коррекционно-педагогической работе с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.

2.Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофического развития : Монография / Т. Л .Лещинская.– Мн. : НИО, 2003. – 232 с.

3. Синьов В. М. Корекційна психопедагогіка / В. М. Синьов. – К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2009. – 224 с.

Интернет - ресурсы

http://new-clinica.ru/content/view/52/20

http://ru.wikipedia.org/wiki/Задержка_психического_развития

http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/

 

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x