Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся. Работа №233742

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматриваются способы коллективного взаимодействия на уроках математики

Работа:

«О технологии коллективного взаимодействия как способе развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся»

Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной жизни, а это предполагает:

профессионализм в какой-либо определенной области деятельности;

обладание способностью увидеть проблему;

умение найти пути решения этой проблемы;

умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.

В настоящее время происходит переход образования на принципиально новую концепцию развития. Теперь во главу угла поставлен человек с его трудностями и особенностями, талантами и индивидуальностью.

Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего — это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

В связи с этим для современного человека на передний план, наряду с формированием и развитием других компетенций, выступает коммуникативная компетенция. Обычно за словами «коммуникативные навыки и умения» подразумевают коммуникабельность, вежливость, тактичность, умение сопереживать собеседнику, выбрать нужный тон разговора, сгладить конфликт. Всё это очень важно для психологического комфорта в общении. Но когда речь идёт о процессе обучения, становится важным не только психологическая атмосфера в коллективе, но и интересы дела.

Выделяют четыре общих умения коммуникации:

умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;

умение оформить свои мысли в письменный текст;

умение слушать, вникать в суть и ставить вопрос

;

умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием).

Навыки коллективного труда – это способность давать и брать. Это умение учить другого и учиться у другого человека в любой ситуации, в любых типах взаимодействия. Это умение учиться на лекции и не потеряться в группе, умение распределить задачи в группе, быстро сосредоточиться на работе, когда тебе дали индивидуальное задание, умение быстро найти напарника и договориться с ним о способе работы и работать дальше в соответствии с этим способом.

Каждая методика технологии коллективных учебных занятий соответствует определенной учебной задаче.

Для освоения сложных текстов на своих уроках использую  методики Ривина. На вводных уроках, где используются сведения из истории математики, материал можно разбить на 2-3 варианта и организовать изучение с помощью методики Ривина, по абзацам.

Для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. К примеру, таким образом можно организовать обучение преобразованию выражений, содержащих квадратные корни.

Упростите выражение:

Упростите выражение:

Упростите выражение:

Упростите выражение:

Сократите дробь:

Освободитесь от иррациональности в знаменателе:

 ; 

Для повторения, закрепления учебного материала и тренировки используются методики   взаимопроверки индивидуальных заданий. В паре один ученик читает задания своей карточки и следит за тем, чтобы его напарник давал правильный ответ, если ответ неверен, напарник его исправляет; затем ребята меняются ролями.

 

Данная методика отлично подходит и для закрепления такой темы, как «Площади фигур»:

I.

1.Площадь треугольника равна половине произведения двух любых его сторон на синус угла между ними.

2.Формула Герона. Площадь треугольника равна корню квадратному из произведения полупериметра треугольника и разностей полупериметра и всех его сторон: .

3.Площадь трапеции равна произведению полу суммы её оснований на высоту.

4.Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на проведенную к ней высоту.

II.

1.Площади подобных фигур относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров.

2.Площадь круга равна половине произведения длины ограничивающей его окружности на радиус.

3.Площадь кругового сектора вычисляется по формуле:.

4.Площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

III.

1.Площадь сегмента, не равного полукругу, вычисляется по формуле: .

2.Площадь ромба равна половине произведения диагоналей.

3.Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

4.Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на проведенную к ней высоту

 

Особенность данной методики заключается в том, что некоторые вопросы в карточках повторяются, что способствует лучшему запоминанию информации учащимися.

В паре можно организовать работу над задачей. Например:

Найти катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из них на 4 см меньше другого, а гипотенуза равна 4 см.

 

Первый ученик читает задачу, второй ученик слушает. Второй ученик читает эту же задачу, первый ученик слушает. Первый ученик называет условие задачи; напарник дополняет, корректирует. Второй ученик называет вопрос задачи. Ребята обсуждают решение задачи, записывают решение и ответ на черновик. Затем обращаются к той паре, которая уже решала эту задачу, те проверяют, решение верно или неверно. Если что-то неверно, пара заново работает по этому алгоритму.

На таких занятиях ученику приходится очень много активно действовать: он вынужден сдавать знающему человеку изученную тему, он постоянно оказывается в ситуации, когда должен учить, тренировать или проверять товарища. Он должен уметь добыть знания не только из учебника, но и от товарища, организовав собственное понимание какого-либо вопроса в сложной ситуации. И в скором времени у школьников существенно повышается уровень общих умений коммуникации и навыков коллективного труда, просто потому, что они общаются гораздо больше, чем сидя на уроке.

Работая в парах сменного состава, ученик должен уметь найти себе напарника, научить другого и получить знания от него. Если при этом ученик занимает позицию учителя, то для этого ему необходимо не только качественно рассказать текст, но и уметь: отследить насколько партнер его понял, увидеть его трудности, закрепить знания и подготовить одноклассника к роли учителя.

Если учащийся занимает позицию ученика, то он должен уметь: задавать вопросы разных типов: на понимание материала, на уточнение, на размышление; приводить примеры; восстанавливать текст. В парной работе ученик отрабатывает навыки понимания устного текста, учится высказывать свою точку зрения и обсуждать содержание.

При работе в групповой форме, ребенок учится озаглавливать текст, задавать вопросы на понимание.

Индивидуальная работа от ученика требует сформированных умений понять любой текст. В первое время ученикам необходимы специальные алгоритмы по работе с текстом. Ребенок должен научиться выделять главные и второстепенные мысли, разбивать текст на части, связывать части между собой, выделять предмет речи, задавать вопросы к любому кусочку текста, найти ответы на поставленные вопросы, озаглавить абзац.

Ребята учатся оценивать себя и друг друга. Они знают нормы оценивания, учатся комментировать своё мнение, доказывать точку зрения.

В заключение стоит отметить, что дети, которые занимаются по технологии коллективных учебных занятий, умеют излагать свои мысли устно и письменно. Умеют очень хорошо слушать и читать с пониманием. Часть детей очень хорошо осуществляют рефлексивную деятельность, умеют организовать совместную деятельность. На занятиях они плодотворно взаимодействуют друг с другом, умеют занимать определенную позицию. Осваивают нормы социальной жизни, могут самостоятельно регулировать время работы и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×