Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Здоровьесберегающие технологии как инструмент исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе.. Работа №274100

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Здоровьесберегающие технологии играют одну из главных ролей  исследовательской работы  в проектной деятельности. Способствует нравственному развитию при приобщении детей к здоровому образу жизни.

Работа:

 

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»

 

 

 

 

 

Индивидуальный социально - значимый исследовательский проект

 

 

 

 

 

 

 

 

«В здоровом теле – здоровый дух»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

ученица 3 «Б» класса

Дубровская София

 

 

Руководители проекта:

учитель начальных классов

Татьяна Павловна Беляк

учитель физической культуры

Елена Николаевна Феклистова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энгельс, 2018

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы

Проблема (идея выбранной темы)

Цель проекта

Задачи

, поставленные для реализации проекта

Гипотеза

Вид проекта

Этапы проекта и ожидаемые результаты

1 этап – организационный

2 этап – теоретический

3 этап – практический

4 этап – итоговый

Выводы

Рефлексия

Информационно – методическое обеспечение

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы: «В здоровом теле – здоровый дух» – крылатое выражение, пришедшее к нам из Античности, не теряющее своей актуальности и в наши дни. Эта фраза была особенно популярна в 20 веке советские времена, она является лозунгом спортсменов, ее пишут над входом в спортивные комплексы и стадионы.

Какой же смысл скрыт в этих словах?

Все в человеке взаимосвязано. Наш дух, разум, эмоции и тело работают вместе. Всякий недуг влияет не только на организм в целом, но и на наши чувства, эмоции. Если человек болеет, то он не способен полноценно жить, осуществлять какую-либо деятельность, думать. Очень часто мы принимаем наше здоровье как должное, и осознаем его значение лишь тогда, когда заболеваем.

Президент РФ Владимир Путин поставил в «майском указе»:  к 2024 г. увеличить продолжительность жизни граждан и снизить показатели смертности. Конечно же, фундаментом здоровья в зрелом возрасте является формирование здорового образа жизни в детстве.

Эксперты Общероссийского народного фронта и Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» изучили данные Росстата о состоянии здоровья детей в стране в 2017 году. Результаты исследования опубликованы на сайте ОНФ. Авторы рейтинга на основе результатов медосмотров детей в возрасте от трех до 17 лет разделили их на пять «групп здоровья»: 1 - нет отклонений, 2 - здоровые, но с риском формирования хронических болезней, 3 - имеющие хронические заболевания или врожденные патологии, с редкими обострениями в нетяжелой форме, 4 - обострения случаются чаще и на этом фоне функциональные возможности организма снижаются, 5 - с тяжелыми врожденными пороками развития и хроническими заболеваниями.

В рейтинге регионов с наибольшим риском для здоровья (3-5 группы) Саратовскую область авторы исследования отнесли к аутсайдерам с показателем 23,3%.

Важно проанализировать все факторы, влияющие на здоровье детей, и максимально снизить риски, способствующие прогрессированию заболеваний.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие навыков здорового образа жизни, неблагополучная экологическая обстановка - основные причины утраты здоровья детьми. Родители зачастую не заинтересованы в двигательной активности своих детей.

Прогресс и новые технологии рождают новые болезни. Дети стали меньше проводить времени со сверстниками вне школы. Большинство проводят свободное время за монитором компьютеров, планшетов. Социальные сети, виртуальные игры заменили живое общение как детей, так и взрослых. Все чаще мы слышим в новостях о психических расстройствах, непредсказуемых поступках детей и подростков. Увеличились риски техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующие негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, так как школа является неотъемлемой частью жизни каждого человека. А лучший способ борьбы с болезнями – их предупреждение. Необходимо воспитывать в здоровом теле здоровый дух, начиная со школьной скамьи.

Таким образом, проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им культуры здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.

Актуальность темы проекта подтверждают следующие аспекты:

- негативная статистика состояния здоровья учащихся (заболеваемость, пропуски занятий);

- негативная статистика по образу жизни населения (сниженная двигательная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска);

- значимость здорового образа жизни, культуры здоровья.

 

Объект исследования - ученики 3 «Б» класса МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке».

Участники проекта: ученики 3»Б» класса, родители, педагогический коллектив.

Проблема (идея) проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся; формирование культуры здорового образа жизни в каждой семье.

 

Цель исследования:

выя

снить, какое влияние оказывает

двигательная активность и спорт на

общее самочувствие, жизненный тонус и

здоровье

школьника; связано ли

эмоциональное

перенапряжение (

депрессии

) с физической активностью или неактивностью детей

;

сформировать у школьников представления об

основах здорового образа жизни,

развить

потребность в активной физической деятельности;

способствовать созданию активной позиции родителей в совместной дви

гательной деятельности с детьми.

 

Задачи исследования:

в

ыяснить

,

что такое здоровье и здоровый образ жизни;

сформулировать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей;

выяснить

, какое количество учащихся 3 «Б» класса постоянно занимается двигательной активностью; определить уровень заболеваемости в течение учебного года;

выяснить у учащихся и их родителей как физическая активность (неактивность) влияет на эмоциональное состояние;

заинтересовать учащихся и их родителей

в

соблюдении здорового образа жизни;

о

бобщить полученную информацию, сделать выводы

, создать на их основе информационный буклет и презентацию

.

 

Гипотеза: если активный образ жизни и спорт оказывают положительное воздействие на эмоциональное и физическое здоровье человека, то такие люди должны меньше болеть и чувствовать себя счастливыми.

 

Вид проекта:

по содержанию -

исследовательский

;

по комплектности -

межпредметный

;

по количеству участников –

индивидуальный

;

по продолжительности -

долго

срочный

.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

этап – организационный

определени

е

направлений для решения проблемы и

создания доказательной базы

в работе над гипотезой.

постановка задач по изучению теоретического содержания проекта и выполнени

ю

практической части;

составление плана и вопросов для исследования;

анализ и оформление результатов.

 

В ходе работы над проектом использованы различные методы исследования: метод научного анализа, определения понятия, сравнения, обобщения, классификации, метод наблюдения, метод социального эксперимента (анкетирование).

 

Ожидаемый результат: учащийся научится составлять план работы и последовательно выполнять его этапы, решать поставленные задачи, делать выводы и представлять конечный результат.

 

этап – теоретический

найти, собрать и обобщить информационный и литературный материал по теме (книги, статьи в журналах и на информационных сайтах, рассказы, стихи, поговорки, загадки, песни);

найти интересные высказывания великих людей о здоровье и здоровом образе жизни;

осмыслить высказывания и определить и

х связь с исследуемой проблемой.

 

Ожидаемый результат: сформировать умение работать с литературой, научиться отбирать нужную информацию, анализировать и размышлять, сформировать навык самостоятельной работы.

 

этап

практический

посетить Детско-юношескую спортивную школу в г. Энгельсе с целью получения информации о спортивных кружках и секциях, которые могут посещать дети;

провести анкетирование

среди учащихся и их родителей

;

проанализировать вопросы анкетирования;

оформить результаты.

 

Ожидаемые результаты: воспитание коммуникативных и коммуникабельных навыков при проведении анкетирования, развитие ответственности за организацию и проведение работы по плану, научиться обрабатывать результаты анкетирования, обобщать, систематизировать и классифицировать полученную информацию.

 

этап – итоговый

сделать выводы на основе

проведенного исследования

о значении двигательной активности;

познакомить одноклассников и их родителей с

итогами

проведен

ного

исследования;

подготовить презентацию по данной теме;

подготовить информационный буклет.

 

Ожидаемые результаты: научиться работать с литературой и информацией, приобрести исследовательские навыки, научиться выделять основную мысль и высказывать её кратко, освоить программы создания презентаций, таблиц и диаграмм, оценить результаты своей работы, презентовать работу.

 

ВЫВОДЫ

Работа над проектом научила анализировать различную информацию, подбирать и использовать её для осмысления данной проблемы.

Проведённая практическая работа помогла доказать положительное значение активной деятельности и спорта в укреплении физического и психического здоровья, иммунитета человека.

Гипотеза подтверждена. Тело и разум – это единая система. Оказывая влияние на тело, человек способен оказать влияние и на мозг. Мозг концентрирует внимание на движениях и ощущениях тела, а не на проблемах и задачах, которые беспокоили его ранее. А это и есть расслабление и отдых ума от ситуаций, вызывающих депрессию.

Делаем вывод: регулярные спортивные занятия способны снижать степень эмоциональной напряженности, уменьшая влияние депрессии на жизнь человека. Спорт делает тело сильнее, выносливее и способствует повышению эмоциональной устойчивости. Те, кто ведут активный образ жизни, чаще чувствуют себя счастливыми, меньше болеют. Регулярные физические нагрузки могут сделать практически любого человека более устойчивым к воздействию негативного влияния агрессивного мира. Занятия спортом - один из самых эффективных, безопасных, доступных и легких способов победить депрессивные состояния.

Влияние спорта на физическое здоровье человека сложно переоценить. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Только в здоровом теле рождаются здоровые мысли и чувства, которые необходимы человеку, чтобы быть личностью с большой буквы, полноценным гражданином своей страны.

Необходимо с раннего детства воспитывать здоровые привычки и навыки, формировать у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширять знания и навыки по гигиенической культуре.

При этом в образовательных учреждениях следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. Ребенка следует вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья ребенка, которую следует понимать как часть культуры личности.

Семья должна принимать непосредственное участие в воспитании личности. Родители должны пропагандировать здоровый образ жизни на своем примере, проводя больше времени со своими детьми на детских площадках, ходить на стадионы, участвовать в различных соревнованиях, кататься на велосипедах, коньках, бегать на лыжах, ходить в туристические походы, заниматься закаливающими процедурами. Тогда и ребенок свободное время будет посвящать своему любимому занятию – физкультуре.

Цели, поставленные в начале работы над проектом, достигнуты, задачи выполнены.

Получены такие результаты как: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, освоение универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в обычной жизни; формирование исследовательских навыков, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.

Результаты, полученные в ходе проектной деятельности, могут быть использованы в дальнейшем в образовательном процессе, при подготовке внеурочных мероприятий, для определения будущих задач и постановки новых целей.

 

РЕФЛЕКСИЯ

Данная работа способствовала развитию поисковых навыков, умение находить информацию, анализировать её и делать выводы. Ученики 3 «Б» класса, являющиеся участниками проекта, подготовлены к пониманию проблемы бережного отношения к собственному здоровью и физическому развитию, выработано представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье. Выводы убедили, что необходимо ежедневно выполнять режим дня, вести активный образ жизни, заниматься спортом. Расширены знания детей о правильном питании. Объединены усилия детей и родителей в решении исследуемой проблемы.

Работа над проектом научила проводить анкетирование, обрабатывать информацию, работать с компьютерными программами, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Анастасова Л.П.,

Ижевский

И.В. «Основы безопасности жизнедеятельности» -

М.:Просвящение

, 2010.

Плешакова А. А. «Мир вокруг нас». Серия «Школа России» - М.:

Просвящение

, 2010.

Арустамов

Э.А., Безопасность жизнедеятельности. - М.: Изд

ентр Академия. - 2009.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М: Просвещение. - 2010.  

Дыхан

Л.Б. Теория и практика

здоровьесберегающей

деятельности в школе. Ростов-на-Дону: Феникс. - 2009.

Феоктистова В.Ф. Образовательные

здоровьесберегающие

технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов. - Волгоград: Учитель. - 2009.

Осипова М.П.,

Козлович

С.И.,

Панасевич

З.М. и др. Воспитание. Третий класс: Пособие. Мн.: «Книжный дом»

Экоперспектива

. – 2004.

Волина В.В. Поговорки для Егорки. Учебное пособие. Изд. «ОЛМА-ПРЕСС». - 1999.

Ильин Е.П. Психология спорта. СПб

.:

2010. С. 43.

Черепкова

 Н.В.,

Хлюстова

 И.А. Влияние спорта на психику человека. Сборник статей. 2008. Ставропольский государственный университет. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: 

Kostin072008@yandex.ru

Татаринова М.В. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки:

электр

. сб. ст. по мат. XI

междунар

. студ.

науч

.-

практ

.

конф

. № 4(11).

 

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org

http://www.strana-sporta.com

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкеты.

Информационный буклет.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×